Цели и целеполагание различных типов организационных культур
Глава 3
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ. КОРПОРАТИВНЫЙ
КОДЕКС КОМПАНИИ___________
ЦЕЛИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
Постановка целей деятельности организации — процесс достаточно ответственный и в значительной степени индивидуальный, поскольку помимо общих положений, связанных со спецификой отрасли, особенностью природных и человеческих ресурсов страны, особенностями налогообложения и социально-экономической политики государства, этот процесс напрямую зависит от степени социальной зрелости, ответственности и экономических возможностей конкретной организации, ее основателей и руководителей, от постулатов и норм той оргкультуры, которая проповедуется.
Целиявляются субъективным отражением в психике человека объективно существующих возможностей результата деятельности или поступка.
Иерархия целей обусловлена иерархией потребностей человека, составляющих основу его жизнедеятельности. Цели главные и промежуточные, более и менее насущные в совокупности образуют систему соподчиненных целей, называемую «деревом целей».
Французский социолог Б. Гурней, анализируя мотивацию государственных служащих в рамках формальной структуры управленческой организации, выделяет четыре типа личных целей: стремление к безопасности, стремление к повышению жизненного уровня, стремление к власти и стремление повысить и укрепить престиж1.
Другой известный социолог Г. Саймон считает, что одним из глубинных стремлений каждого члена организации является цель
1 См.: Гурней Б. Введение в науку управления. — М.: Прогресс, 1969. — С. 27. 148
)Ы тать к себе симпатию своих коллег и быть с ними в согла-I ии1. Кроме того, в системе личных целей работника могут понтиться негативные по отношению к организации цели.
Например, исследования стремлений руководителей низовых и фун-| ипональных подразделений выявили, что они отдают приоритет не уве-1Ичению вознаграждения, а уменьшению нагрузки за счет увеличения численности персонала. Другим примером негативных целей является приверженность бюрократическим методам руководства, отсутствие интереса к выполняемой работе и т.п.
Задача системы мотивации заключается в согласовании целей Работника и целей компании путем применения стимулов, которые побуждают работника отказаться от своих частных индивиду-I II.пых целей и подчиниться целям организации.
Существует ряд общих требований, предъявляемых к формулированию целей:
1) цели должны соответствовать развитию миссии, высшего
предназначения предприятия, тогда они приобретают обществен
но значимый и мобилизующий характер; цели не должны проти-
иоречить миссии или ставить ее под сомнение.
Вряд ли фирмы, целью которых является деятельность, связанная с нарушением экологии или производством товаров, вредных либо опасных для шоровья человека, могут заявлять о своей гуманной, направленной на слу-i ение человечеству миссии;
2) цели не должны быть взаимоисключающими, противоречивыми,
вызывающими состояния стрессов и фрустраций у работников ком
пании.
Вероятность появления таких целей достаточно велика, поскольку всегда Соблазн целей прибыльности, подавления конкурентов, занятия новых ниш Иа рынке ведет к забвению целей гуманизма, благотворительности, сотрудничества и взаимопонимания;
3) цели должны быть понятными и достижимыми, поскольку неясная или нереальная цель вызывает у работника сомнение в своих способностях, разочарование в своей деятельности, неудовлетворенность;
4) строго продуманной должна быть иерархическая соподчиненность целей; построено так называемое «дерево целей», в котором перспективные долгосрочные цели конкретизируются и раскрываются В среднесрочных и разрешаются путем выполнения конкретных краткосрочных целей.
При этом иерархичная вертикальная соподчиненность целей должна быть увязана с горизонтальной соподчиненностью целей отделов и структурных подразделений организации. Таким образом, система целеполагания приобретает матричную форму;
1 См.: Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М: Прогресс, 1972. — С. 64.
149
5) одним из установленных эффектов целенаправленного по
ведения является влияние трудности цели на ее исполнение.
Трудность может быть определена двояким образом. Во-первых, как вероятность достижения, т.е. как относительная величина. Например, если только 10—12% работников предприятия смогут произвести столько-то единиц продукции за день, цель является трудной, если же 80—90% справятся с этой задачей, то цель принято считать легкой, т.е. трудность зависит от процента достижения, а он — суть вероятностная величина. Во-вторых, трудность может быть определена в абсолютных терминах, говоря об уровне трудности цели. Так, обслужить 150 клиентов в день является целью более высокого уровня трудности, чем обслужить 50 клиентов. Эффект трудности состоит в том, что существует прямо пропорциональная зависимость уровня исполнения, т.е. результативности, продуктивности действия, от уровня трудности цели: чем выше уровень трудности цели, тем лучше исполнение (естественно, до определенного уровня: когда цели становятся чрезмерно трудными, эффект исчезает), а в некоторых случаях можно получить и отрицательное влияние увеличения трудности цели на исполнение (исследования ЕЛ. Locke и G.P. Latham, 1991). Для обеспечения максимальной эффективности деятельности рекомендуется ставить перед подчиненными цели, вероятность достижения которых для данной группы исполнителей равна примерно 20%. Психологический механизм влияния целей на деятельность, по-видимому, состоит в том, что цель программирует, настраивает человека на достижение того или иного уровня результативности. Если цель ниже сегодняшних достижений человека, то он вряд ли превысит свой прежний уровень, если же цель превосходит то, что он может достичь на сегодня, то весьма велика вероятность того, что он, стремясь дотянуться до этой высоко поставленной планки, сможет достичь большей высоты;
6) цели должны быть специфичными, отражающими степень
четкости, определенности поставленной задачи.
Рассмотрим конкретный пример. Можно поставить задачу менеджеру, используя разные формулировки:
а) улучшить работу подразделения;
б) увеличить прибыль подразделения;
в) увеличить прибыль не менее чем на 10%;
г) увеличить прибыль ровно на 15%.
Эти четыре цели различаются прежде всего уровнем специфичности: четвертая цель наиболее, а первая — наименее специфична. Как показывают результаты экспериментальных исследований Е.А. Locke и G.P. Latham (1991), специфичность цели влияет на межиндивидуальную вариабельность исполнения, т.е. чем более специфична цель, тем менее вариабельно исполнение. Иначе говоря, при наличии специфичной цели люди ведут себя более единообразно, чем при наличии неспецифичной, расплывчатой цели. Расплывчатые цели оставляют исполнителю относительно большую свободу в ее интерпретации, а значит, предоставляют больше возможностей для принятия творческих решений, т.е. для максимального проявле-
150
ИИй индивидуальности и нестандартности. И наоборот, если деятельность носит рутинный характер, если требуется удержание показате-I111 исполнения в жестких рамках, то постановка специфичных целей будет более целесообразной;
7) необходима соподчиненностъ целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих.
Иерархия целей обусловлена в конечном итоге иерархией потребнос-|' II человека, которые составляют основу его предметной деятельности.
I leu ребности человека носят общественно значимый характер и подчине-
м i.i социальной необходимости. Но из этого нельзя сделать вывод, что цели
ничности детерминированы потребностями общества и рациональной не-
>>|>\одимостью текущих ситуаций. В одной и той же ситуации разные люди
ИДУТ себя по-разному, имеют разные цели, выбирают разные пути удов-
II i норения своих потребностей. У каждого человека имеется собственная
(«тойчивая система целей, в которой есть наиболее предпочтительные,
основные, главные — и второстепенные, подчиненные.
Б. Гурней, анализируя мотивацию государственных служащих, выделяет четыре типа личных целей1:
• стремление к безопасности, исключению угроз и риска для себя лично;
• стремление к повышению жизненного уровня, не только за счет удовлетворенности абсолютной и относительной заработной платой, но и за счет всех имеющихся в организации ресурсов;
• стремление к власти, за которым просматриваются такие подцели, как расширение круга своих полномочий, достижение автономии, продвижение по карьерной лестнице, избавление от бремени иерархического контроля и внешних принудительных воздействий;
• стремление повысить и укрепить престиж, причем как личный, так и занимаемой должности, и самой организации в целом.
На наш взгляд, следует выделить следующие типы целей личности:
а) цели производственные, связанные с выполнением своих должностных
обязанностей, ростом производительности, отношением к качеству, к тре
петаниям заказчика, а также связанные с обеспечением безопасности тру
ни и высокого уровня всех параметров трудовой жизнедеятельности;
б) цели личностные, связанные с индивидуальными требованиями
человека к самосовершенствованию, развитию, способности к само-
иыражению, ощущением своей личной важности и своего предназна
чения в этом мире, своей личной миссии;
в) цели статусные, объединяющие власть, престиж, самоутвержде
ние, доказательство своей ценности и незаменимости, своей особой зна
чимости для коллектива;
г) цели социальные, вызываемые общественным характером жиз
недеятельности людей, связанные с потребностями в соучастии, сопе
реживании, общении, эмоциональной привязанности, заботе, любви,
социальной поддержке;
1 См.: Гурней Б. Введение в науку управления. — М.: Прогресс, 1963. — С. 74.
151
д) цели оптимизационные, корректирующие каждый из жизненных этапов человека в соответствии с изменяющимися условиями: возрастом, состоянием здоровья, ситуацией в организации и в стране, появившимися новыми обстоятельствами и возможностями;
8) цели должны быть поддерживаемыми и контролируемыми организацией.
Дело в том, что по отношению к целям организации цели работники могут носить как позитивный, так и негативный характер, заключающийся в желании уменьшить свои нагрузки за счет увеличения численности персонала; перекладывании своей работы на других, приверженности к рутине и соблюдению бюрократических норм и правил по принципу «где бы ни работать, лишь бы ничего не делать».
Более того, цели работника могут носить исключительно девиантный, мошеннический характер, заключающийся в намерении использовать ресурсы организации (в том числе и финансовые) в своих личных целях. Научные исследования засвидетельствовали, что каждые трое из десяти работников ищут возможности что-либо украсть, другие трое из десяти украдут, как только представится такая возможность, и лишь четверо из десяти останутся честными при любых обстоятельствах1.
Наиболее типичными видами мошенничества являются воровство, использование наличности не по назначению, фальсификация кассовых книг, подделка чеков, сговор с клиентами или поставщиками, использование подставных поставщиков, искусственное вздувание цен, выдача дутых векселей (кайтинг), взятки, использование имущества фирмы, незадекларированные доходы, мошенничества со страховкой, счетами медицинских учреждений, компьютерные мошенничества и т.д.
Питательной средой для возникновения таких целей являются попустительство и безнаказанность, слабый контроль, равнодушие начальства, отсутствие производственной дисциплины, коммуникативные недостатки и пороки, давление каких-либо внешних обстоятельств, имеющиеся возможности для совершения мошенничества.
Каким же образом избежать таких негативных целей и достичь согласованности позитивных целей организации и ее персонала?
Можно пойти двумя путями — путем корпорации, т.е. алгебраическим сложением целей, и путем векторного сложения сил, управления силами или действиями целенаправленно и эффективно. При этом основным механизмом согласования целей организации и целей работника является оптимальное соединение мотивов и стимулов как внешних и внутренних побуждений к деятельности (рис. 3.1.1 а, б, в).
1 Thomas J. Prosecution of White-Collar Crime Rising // Chicago Tribune. — 1991. -June 10.- № 131.
152
Рис. 3.1.1. Согласование целей компании
Таким образом, эффективность управления деятельностью организации зависит не столько от прямого совпадения личных, коллективных и общественных целей, сколько от оптимального сочетания организационных и личных мотивов, а также от соответствия им и своевременности предоставления необходимых стимулов.
В этом случае происходит отождествление личных и общественных целей и сводятся к нулю затраты энергии руководителя h;i донесение задачи до подчиненных и внушение воли к ее исполнению. Начинает действовать механизм личной заинтересованности работника в результатах своего труда, т.е. его желание эффективно действовать в целях, достижение которых соответствует его потребностям и интересам. От уровня личной заинтересованности зависят степень включенности каждого работника в трудовой процесс, реализация его потенциала и способностей на производстве, степень напряженности работы, специфика протекания творческих и психологических процессов, состязательных установок и т.п.
Рассмотрим, как осуществляется целеполагание в ряде компаний в рамках развития основных положений организационной культуры.
Весьма амбициозны и агрессивны цели группы Canon1, объединяющей более 300 компаний и производящей офисное оборудование, фото-и видеокамеры, полупроводники, оптическую и другую продукцию.
В рамках новой корпоративной программы Imaging Across Networks компания решает главную для себя задачу: обеспечение качественно нового уровня обработки изображения, текста и звука для их последующей передачи как в рамках отдельного офиса или предприятия, так и по всему миру.
Компания Canon стремится стать мировым лидером среди разработчиков сетевых технологий управления текстом, звуком и изображением и активно развивать свою деятельность по всем направлениям, связанным с интернет-пространством.
При этом компания намерена продолжать активную работу над расширением возможностей уже существующих фото- и видеокамер, офисного оборудования и иной техники, которая станет частью новых коммуникационных и информационных областей, таких как цифровое фото, цифровой офис и цифровой дом.
Что касается планов, рассчитанных на ближайшую перспективу, руководство компании отмечает, что в текущем году в мире в целом и в России в частности должна сохраниться тенденция к росту продаж основного спектра продукции Canon, «Наша цель — расти быстрее, чем это делает рынок, — говорят руководители компании. — И основными рычагами для этого являются активное влияние на увеличение потребительского спроса на нашу продукцию и одновременное создание дополнительных преимуществ и деловых возможностей для наших дилеров».
1 www.canon.ru 154
Лаконичны и не менее амбициозны цели компании Mike Inc.:
• быть на два шага впереди;
• развиваться быстрее остальных;
• доминировать в каждом виде спорта;
• имея колоссальное влияние на спорт и спортивную индустрию, продолжать пропагандировать здоровый образ жизни, профессиональный и любительский спорт.
Цели ОСЛО «Ингосстрах»1
Декларированная основная цель: «Быть настолько гибкими, чтобы пре-Юставлять индивидуальный комплекс услуг каждому клиенту в соответ-I t пин с его потребностями».
Цели:
• создание новых, прогрессивных страховых продуктов и программ;
• сохранение репутации и рост авторитета в России и за рубежом;
• сохранение и увеличение уровня качества предоставляемых услуг;
• постоянное усовершенствование системы предоставления страховых услуг (удобная сеть распространения страхового продукта, сжатые сроки выплат по страховым случаям, обратная связь и т.д.).
Цели компании ЗМ:
Ш является организацией работников и акционеров, которые со-1ДИНИЛИ свои ресурсы для:
• достижения общих целей создания товаров и услуг;
• обеспечения занятости и вознаграждения;
• получения гарантированного дохода на вложенный капитал;
• создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества.
Цели сети магазинов «Перекресток»2
«Основную цель своей деятельности "Перекресток" формулирует крайне просто: обеспечение потребителя качественными товарами по доступным Цвнам. Мы не делаем акцент на дешевизне, хотя, безусловно, заботимся || снижении себестоимости и издержек, влияющих на конечную цену. Мы концентрируемся именно на качестве товара, не забывая о том, •но отечественный потребитель начинает понимать всю важность универсально приемлемого соотношения "качество/цена". Кроме того, "Перекресток"видит свою задачу в предоставлении покупателям не только товаров, но и услуг: наши магазины обеспечивают возможность при-иорести все необходимые для домашнего хозяйства продукты в одном месте и при этом с максимальным комфортом, а потому поход за попиками в "Перекресток" превращается из тяжелой обязанности в при-ишое времяпрепровождение».
Основные цели ОАО «Ростелеком»:
• обеспечивать пользователей надежной связью;
• поддерживать качественную эксплуатацию существующих технических средств для передачи информации;
1 www.ingos.ru
' www.perekrestok.ro
155
• уделять большое внимание развитию сети электрической связи,
особенно международной.
Стратегические цели развития компании:
• укрепление позиций на рынке дальней связи и наращивание инвестиционного потенциала;
• выход на международный рынок транзитного графика;
• развитие интернет-услуг и укрепление позиций на рынке новых высокотехнологических услуг.
Стратегия компании на вышеназванных сегментах рынка должна быть агрессивной и направленной на занятие доминирующего положения. Для этого требуется дальнейшее развитие инфраструктуры, интенсивное развитие цифровой магистральной сети и построение на ее базе мултисервисной сети.
Стратегические цели Тюменской нефтяной компании (ТНК):
• сосредоточение усилий на повышении стоимости активов и использовании преимуществ вертикальной интеграции;
• консолидация активов путем перехода на единую акцию;
• продолжение международного развития через совместные предприятия, слияния, поглощения и другие формы стратегических партнерств;
• создание системы управления, соответствующей международным стандартам корпоративного управления и организационно-финансовой прозрачности;
• управление компанией на основе поощрения инициатив «снизу вверх» с совершенствованием системы контроля «сверху вниз»;
• совершенствование управленческих, информационных технологий и технологий обеспечения безопасности деятельности.
Цели компании Hewlett Packard (HP):
' «прибыль: Мы хотим получить достаточную прибыль для финансирования роста нашего предприятия и получения средств, которые потребуются для осуществления других наших целей;
• клиенты: Наши продукты и услуги должны полностью соответствовать высоким запросам клиента по качеству и пользе. Только так мы сможем выиграть и сохранить доверие клиента;
• сфера деятельности: Мы хотим своими силами обосноваться на традиционных рынках и только тогда перейти к другой сфере деятельности, когда это будет соответствовать нашим основным целям;
• рост: Наш рост должен ограничиваться только нашими доходами и нашими способностями разрабатывать и производить инновационные продукты, которые соответствуют фактическим потребностям клиента;
• сотрудники: Все сотрудники должны разделять успехи предприятия, в которые они внесли вклад. Их рабочее место должно обеспечиваться им на основе их вкладов. Их индивидуальные достижения должны признаваться, и это должно помочь получить от работы чувство собственной значимости и личное удовлетворение;
• стиль руководства: Мы хотим способствовать инициативе и творческим силам сотрудников, при этом мы предоставляем каждому
156
широкое поле действия при достижении ясно определенной цели Объединения;
• общественная ответственность: Мы хотим выполнить наши со
циальные обязательства, при этом для каждой страны и каждой
общности, где мы работаем, представляем экономическую, ду
ховную и социальную ценность»1.
Цели концерна ИКЕА:
• «наше намерение — улучшить повседневную жизнь многих людей — остается твердым и неизменным. Поэтому мы должны расти и увеличивать свою конкурентоспособность, уделяя особое внимание улучшению ассортимента, снижению цен и расширению сети магазинов. Перед нами стоит много интереснейших задач: привлекать новых служащих, вдохновлять своих сотрудников и помогать им, совершенствоваться, улучшать и развивать корпоративную культуру нашей компании и успешно соединять стабильный рост с улучшением качества обслуживания при одновременном снижении цен;
• мы стремились и всегда будем стремиться к простоте в работе, что, в свою очередь, накладывает на сотрудников ИКЕА определенные обязательства. Речь идет об искренней заинтересованности в работе, об умении брать на себя ответственность и доверять другим, об уважении к коллегам и желании служить для них хорошим примером. Важно то, что нам хорошо работается вместе, мы благополучно продвигаемся вперед, что у нас есть желание и смелость пробовать новые идеи. Подвергать сомнению шаблоны и предлагать новые решения — вот два краеугольных камня нашей корпоративной культуры;
• ассортимент является основой нашей деятельности. Мы предлагаем полный спектр товаров для дома. Работая над ассортиментом, мы основываемся на изучении запросов и потребностей людей;
• мы стремимся предлагать товар хорошего качества по доступной цене. Наши дизайнеры постоянно ищут новые решения и нетрадиционные методы производства. Уже на этапе эскиза изделие пристально рассматривается с точки зрения расхода материала, возможностей производства, транспортировки, хранения и веса;
• «нет ничего невозможного», — говорим мы. Все вместе мы сможем добиться снижения цен. Покупатели способствуют снижению цен тем, что самостоятельно выбирают товары и сами осуществляют их доставку и сборку. Так организована работа всех наших магазинов;
• работа в ИКЕА открывает для ее сотрудников огромные возможности. Мы создаем большое количество рабочих мест и предлагаем широкий выбор разных видов деятельности. Мы создаем такую рабочую атмосферу, при которой каждый является частью команды, — мы стараемся разрушить барьеры между аппаратом управления и сотрудниками и верим в руководство путем личного примера. Мы ищем людей, которые искренне заботятся о покупателях и коллегах и хотят наилучшим образом реализовать свои возможности;
1 www.hp.com.ru
157
• огромная ответственность. Нам важно, чтобы все покупатели знали: все товары ИКЕА произведены с полным осознанием нашей ответственности за их качество. Где бы ни находились наши поставщики, мы предъявляем к ним определенные требования: рабочее место должно быть безопасным, предприятие должно обеспечить защиту от шума, пыли и опасной техники, отношение к сотрудникам должно быть честным и справедливым, использование детского труда недопустимо. Вопросы защиты окружающей среды и разумного использования природных ресурсов являются важной частью нашей работы. Для нас жизненно необходимо, чтобы лесные массивы, которые поставляют сырье для наших изделий, содержались и вырубались в соответствии с экологическими нормами и законами»'. Приводя эти примеры, мы шли от наиболее сжатых целей к целям, расписанным достаточно подробно. В большинстве своем цели формулируются достаточно агрессивно, проявляя при этом явную склонность к рыночным ценностям и целям: «расти быстрее рынка» {Canon), «быть на два шага впереди, развиваться быстрее остальных» (Nike), укреплять позиции на рынке и выходить на международный рынок («Ростелеком»), получение прибыли (Hewlett Packard). Компании открыто говорят о своем честолюбии, амбициях, развитии своего международного присутствия, готовности к открытой конкуренции, нацеленности на победу. Это проявляется и в намерениях поддерживать высокий уровень прибыли, повышать стоимость компании, консолидировать активы (ТНК), получать гарантированные доходы на вложенный капитал (ЗМ), получать прибыль, достаточную для финансирования роста и осуществления других целей (HP). Иными словами, сформулировав в миссии свое предназначение, компании, говоря о своих целях, отражают те пути, которые они выбирают для осуществления своих миссий. Причем интересно, что именно эти финансовые цели в наибольшей степени понятны и максимально совпадают с теми целями, которые указывают рабочие и служащие компаний в опросах: на вопрос «каковы основные цели компании?» независимо от характера сложившейся оргкультуры 75—90% работников отвечают: получение прибыли, успешность и лидирующие позиции на рынке, зарабатывание денег и привлечение как можно большего числа клиентов, расширение бизнеса и открытие филиалов, «стать первыми».
Другой блок целей компаний связан с пониманием необходимости повышения эффективности качества всех рабочих про-
1 www.ikea.com.ru 158
ов: обеспечивать надежной связью и поддерживать качествен-HJ ю жсплуатацию средств передачи информации («Ростелеком»);
■ охранение и увеличение уровня качества предоставляемых ус-
(Ингосстрах), концентрация на качестве товара («Перекре-
i ■>); совершенствование технологий (ТНК), максимальное ис-
.ювание мощностей; минимум потерь, функциональный
■ и |айн, плоские упаковки, безопасное рабочее место (ИКЕА).
Характерно, что в опросах эти цели указывают всего 10% ра-'"ч пиков. Это свидетельствует о том, что сотрудники компаний Hi юстаточно активно участвуют в совершенствовании процессов, Шляясь в большей степени исполнителями, а не созидателями тех < редств, которые способствуют росту эффективности компаний. Кроме того, если при формулировании миссии слово «совершен-
■ i копание», рождающее соответствующую миссию, воспринима-
|| вполне естественно, то при формулировании целей «совер-
шсиствование» звучит несколько размыто и неконкретно. Равно и формулировки, начинающиеся словами: «быть настолько i ибкими...» (Ингосстрах); «уделять большое внимание...» («Рос-i г к-ком»). Обращает на себя внимание и заявление «мы стремимся и ксегда будем стремиться к простоте в работе», причем дальше •та «простота» расшифровывается как заинтересованность, умение брать на себя ответственность, уважение и т.п. (ИКЕА), что i писем не соответствует стандартному пониманию простоты.
Кстати, отсутствие простоты изложения целей компании порой является основной причиной слабого знания и понимания этих Целей работниками компаний. Цели должны быть сформулиро-И.П1Ы так, чтобы были понятны всем сотрудникам— от директора до уборщицы. Чрезмерной сложностью, на наш взгляд, грешат формулировки компании «Ростелеком» и ТНК. Не вполне понятно, НТО имеется в виду под созданием компанией ЪМ адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества (адекватных чему?) и как компания собирается создавать соци-I п.ные условия жизнедеятельности общества (если предположить, ЧТО на экономические условия повлиять в какой-то степени она может). Весьма смелыми представляются и утверждения HP о том, что компания «в каждой стране и каждой общности, где работа-ii, представляет экономическую, духовную и социальную ценность». В какой степени представление духовной ценности в каждой Стране может быть целью субъекта хозяйственной деятельности? И ч всех представленных разработок следует выделить как наибо-иее удачный вариант цели концерна ИКЕА. Написанные в мягкой и доступной манере, подчеркивающие приоритет интересов
159
потребителя, заботу о партнерах и своих сотрудниках, огромную социальную ответственность компании, эти цели к тому же вдохновляют, зажигают («нет ничего невозможного») и объединяют всех участников («все вместе мы сможем добиться...»). Этот вариант демонстрирует нам, что при всей схожести целей различных компаний их формулировки могут сильно различаться.
Опрос, проведенный автором в ряде компаний, выявил и такие цели, предложенные работниками, которые стали для руководств;! компаний неожиданностью и никогда не упоминались: добиться для России лидирующих позиций в данном бизнесе, заработать все деньги, изучить и выполнять более широкий круг обязанностей (для пользы дела и собственного интереса), повысить стабильность в обществе, убрать конкурентов, помочь спортсменам устанавливать рекорды.
Другая особенность, выявленная в ходе опроса, — полное отсутствие в перечне, данном работниками, тех целей, которые связаны с решением их собственных проблем: улучшение благосостояния сотрудников компании, забота о здоровье и благополучии, создание дружного и сплоченного коллектива, развитие карьеры и т.п. Налицо явная закомплексованность на производственных целях и жертвенность собственными потребностями и своим развитием. Вероятно, это результат влияния психологии перестройки.
В 1970—1980-е гг., когда страна двигалась по пути развития социализма, каждый школьник, не говоря уже о взрослых, знал, что главная цель экономического развития — максимальное удовлетворение все возрастающих потребностей трудящихся и рост их благосостояния. Разочаровавшись в способностях государства и организаций добиться этой цели, персонал организаций в период перестройки и последующего эко- ; номического развития решил исключить ее вообще. В результате сегодня опросы показывают, что цели внешние совершенно явно доминируют над целями внутреннего развития компании и ее человеческих ресурсов. Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо разрабатывать и применять глубоко продуманную систему постановки целей и формирования ценностей, максимально учитывающую особенности организационной культуры компании. Только такая система способна повысить лояльность персонала, вызвать трудовой энтузиазм и героизм.
Сегодняшние же системы в большей степени ориентированы на перестройку персонала от коллективизма к индивидуализму как форме организации своего взаимодействия с обществом. Индивидуализм подразумевает отсутствие опеки со стороны коллектива и расчет исключительно на собственные силы и способности в решении всех жизненных и производственных задач. Однако такое признание за организацией права не обращать внимания на индивидуальные цели сотрудников приводит к ряду негативных
160
к-дствий: высокая текучесть кадров; неудовлетворенность рани ков трудом; низкая заинтересованность в результатах тру-нсутствие сплоченности, взаимовыручки в коллективе; вы-1Я утомляемость, частые стрессы; повышенная конфликтность; ижлетворенность компенсационным пакетом и т.п.