Плавание при ограниченной видимости

Безопасность плавания в условиях ограниченной видимости обеспечивается соблюдением безопасной скорости, тщательным счислением пути судна с учетом влияния внешних факторов и маневренных характеристик, определениями места, строгим выполнением МППСС-72 и местных правил плавания, непрерывным ведением радиолокационного наблюдения и прокладки, своевременным обнаружением опасности чрезмерного сближения и выполнением оптимального маневра, а также другими мерами предосторожности.

В зависимости от условий и возможностей визуального и слухового наблюдений при ограниченной видимости могут быть выставлены дополнительные наблюдатели. В таких условиях чаще используют дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии положения.

Раздел V. Действия судоводителей в различных стандартных

Ситуациях.

Ухудшение видимости.

При ухудшении видимости вахтенный помощник капитана:

- начинает подачу туманных сигналов;

- переходит на ручное управление рулем;

- предупреждает капитана и вахтенного механика; проверяет связь с машинным отделением; при необходимости переводит СЭУ в маневренный режим;

- включает РЛС и САРП, начинает радиолокационное наблюдение;

- определяет место судна, на малых глубинах включает эхолот;

- инструктирует и выставляет впередсмотрящего, обеспечивает его связь с мостиком;

- включает навигационные огни, проверяет включение УКВ радиостанции на дежурный канал связи;

- проверяет закрытие дверей в водонепроницаемых переборках, сличает компасы, сличает часы на мостике и в машинном отделении, делает отметку времени на курсограмме и распечатку реверсограммы;

- по указанию капитана вызывает на мостик подвахтенных судоводителей для усиления вахты.

ЧАСТЬ II

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ СУДОВ

Настоящие Рекомендации отражают требования МППСС-72, Устава службы на судах морского флота, НШС-82, РШСУ-98, не заменяя их.

ГЛАВА 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.1. Всестороннее использование РЛС — важного средства за­благовременного обнаружения других судов (объектов) и определения степени опасности столкновения - является одной из тех мер предосторожности, пренебрежение которыми может быть поставлено в вину на основании Правила 2 МППСС-72.

1.1.2. Радиолокационное наблюдение организуется совместно с другими видами наблюдения — зрительным и слуховым, не заме­няя, а дополняя их.

1.1.3. При ограниченной видимости организация радиолокационного наблюдения обязательна.

1.1.4. Радиолокационное наблюдение обязательно при ухудшении видимости, при подходе судна к области тумана или интенсив­ных осадков (ливень, шквал, снежные заряды, пыльные бури).

1.1.5. Находясь вблизи зоны ограниченной видимости, следует всегда использовать РЛС для обнаружения судов, которые могут быть в этой зоне.

1.1.6. Ночью, даже в условиях хорошей видимости, целесообраз­но использовать судовые радиолокационные средства в прибрежных водах и при следовании районами, где возможна встреча с малыми рыболовными судами, яхтами, буровыми платформами или другими сооружениями, которые не всегда освещены надлежащим образом.

1.1.7. При плавании в узкостях и в районах интенсивного движения судов использование РЛС обязательно в любых условиях видимости.

1.1.8. Организация радиолокационного наблюдения, в том числе в условиях хорошей видимости, соответствует требованию Прави­ла 5 МППСС-72 об использовании для наблюдения всех имеющихся средств, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

1.1.9. В сложных условиях для графической прокладки радиолокационных измерений и обработки радиолокационной информации следует привлекать свободного от вахты помощника капитана. В таких случаях является обязательным четкое распределение обязанностей судоводителей на мостике.

1.1.10. Радиолокационное наблюдение не освобождает судно от подачи звуковых сигналов, предписываемых МППСС-72.

1.1.11. Каждое судно, в том числе использующее РЛС, должно всегда следовать безопасной скоростью. Правило 6 МППСС-72, перечисляя факторы, которые надлежит учитывать при выборе безопасной скорости, выделяет группу факторов, связанных с использованием РЛС.

1.1.12. Использование судовой РЛС с радиолокационной прокладкой на маневренном планшете или средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП) позволяет:

заблаговременно обнаружить другие суда (объекты), опреде­лить их положение;

оценить степень опасности столкновения и элементы движения судов (объектов);

«проиграть» и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации;

контролировать эффективность выбранного маневра в процессе его выполнения;

своевременно принять дополнительные меры обеспечения безо­пасности плавания в случае необходимости;

безопасно вернуться на заданный путь следования, т. е. дейст­вовать в соответствии с требованиями МППСС-72.

Наши рекомендации