Коммуникативная целесообразность речи
К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту, ясность и понятность).
Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Например, если об очень громком крике мы скажем «оглушительный», то точнее информируем слушателя. Или если выберем уместное слово из синонимического ряда (строить - возводить) для текста делового стиля: «Строители обещали построить здание в сентябре, а к октябрю - завершить все отделочные работы».
Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи.
Выразительность может создаваться на уровне всех языковых единиц. В публичной речи и деловом общении часто используют специфические изобразительные средства, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным.
Это так называемые риторические фигуры - зафиксированные обороты речи, слова и выражения в переносных значениях, являющиеся украшением текста. Они обогащают и разнообразят сообщения. В риторике традиционно различались фигуры мысли (средства выделить именно данную мысль, которые не менялись от пересказа иными словами) и фигуры слова (способ привлечь внимание и определенному месту речи). Фигуры слова, в свою очередь, делились на фигуры прибавления, убавления, перемещения, переосмысления слов. Последние называют тропами.
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ МЫСЛИ
1.Антитеза | Противопоставление | Горька работа, да сладок хлеб |
2.Оксюморон | слияние парадоксальных противоположностей | Счастливый неудачник |
3.Восклицание | призыв, воздействие на эмоции | О времена! О нравы! |
4.Обращение | обращение к слушателям | Слушайте граждане... |
5.Вопрос | передает размышления автора | Неужели вы передумаете? |
6.Амплификация | распространение | Не буду говорить о том, что ты лжец, вор, бюрократ, скажу лишь... |
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ СЛОВА
Фигуры прибавления (повторы)
1.Анафора | единоначатие | Жди, когда снега метут, жди, когда жара ... |
2.Эпифора | единоокончание | Без вдохновения бессилен талант, без работы над собой бессилен талант |
Фигуры убавления
1.Эллипсис | пропуск слов | Мы встаем, и тотчас на коня ... |
Фигуры перемещения
1.Инверсия | обратный порядок слов | Тамара в театр пошла |
2.Параллелизм | однотипное построение предложений или их частей | Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. |
Фигуры переосмысления (тропы)
1.Метафора | перенос значения по сходству | Все новые волны молодежи приходят в университет ... |
2.Метонимия | перенос по смежности | Из министерства пришла бумага ... (т. е. официальный документ) |
3.Синекдоха | перенос значения по количеству | И слышно было до рассвета, как ликовал француз |
4.Ирония | перенос по противоположности | Откуда, умная, бредешь ты, голова ... |
5.Гипербола | усиление значения | Мы с вами сто лет не виделись! |
6.Литота | преуменьшение | Море по колено. |
Экспрессию создают также сравнения, эпитеты (художественные определения), цитаты, фразеологизмы, пословицы, крылатые слова.
Добиться точности и выразительности можно лишь при условии, что говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Показатели богатой речи - большой объем активного словаря (современный человек, в среднем, знает и использует 7 - 9 тысяч слов), разнообразие морфологических форм, синтаксических конструкций.
Речевой этикет
Для свободного и корректного делового общения человек должен обладать тонким знанием речевого этикета, его чутьем. Этикетные ситуации имеют свой словарь, обладающий большим количеством вариантов. Приведем список некоторых речевых оборотов с их стилистической характеристикой (из книги Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой «Культура и искусство речи» (Ростов
- на - Дону, 1995).
Нейтрально | Официально |
Приветствия
Здравствуйте, Лидия Ивановна! | Здравствуйте, коллеги |
Добрый день | Рад Вас приветствовать |
Здравствуй, Игорь | Разрешите приветствовать вас |
Добрый вечер! | |
Доброе утро! | |
С добрым утром |
Прощание
До свидания | Позвольте откланяться |
Всего доброго | (в речи лиц старшего поколения) |
Всего хорошего | Позвольте (разрешите) попрощаться |
Будьте здоровы | |
До встречи | Разрешите проститься |
До скорой встречи | Разрешите удалиться |
Прощайте |
Обращение
Дорогие друзья! | Уважаемые коллеги! |
Друзья мои! | Глубокоуважаемый председатель! |
Дорогие гости! | Господа! Госпожа Иванова! |
Леонид Владимирович! | Дамы и господа! |
Многоуважаемый | |
Леонид Владимирович! |
Извинения
Прости (- те) | Простите, пожалуйста, я ... |
Извините (- те) меня | Приношу вам свои извинения |
Прошу прощения | Мне надо принести вам свои извинения |
Ради бога, простите | |
Простите, я не хотел |
Просьбы
Пожалуйста | Будьте любезны |
Будьте добры | Не откажите в любезности |
Разрешите ... | Сделайте одолжение |
Можно ... | Не будьте ли вы так любезны |
Прошу вас | Не сочтите за труд |
У меня к вам просьба | Не возражаете, если я ... |
Разрешите, пожалуйста | Не согласились бы вы ... |
У меня к вам большая просьба: вы не могли бы ... |
Благодарность
Спасибо. Спасибо вам! | Очень (крайне, чрезвычайно) признателен |
Большое спасибо | Очень тронут вашим вниманием |
Большое вам спасибо | Разрешите поблагодарить вас |
Я вам бесконечно благодарен | Я вам очень обязан |
Ответы на благодарность
Пожалуйста. На здоровье. За что меня благодарить. | Не стоит благодарности. |
Вы очень любезны. | |
Вы так предупредительны |
Поздравления
Поздравляю вас ... | Позвольте вас поздравить |
С праздником | Примите мои поздравления |
С праздником вас | Разрешите вас поздравить |
Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют также: привлечение внимания, пожелание, одобрение, отказ, сочувствие, соболезнование, приглашение, совет, комплимент и другие.
В зону речевого этикета входят правила выбора ты - или Вы - форм общения. Обычно ты - родственное, дружеское, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.
Антиэтикетное речевое поведение состоит в том, чтобы высказать пренебрежение собеседнику, принизить его социальный статус, часто с помощью грубых, бранных слов (инвективных). Но это не разрешает конфликта, а только отрицательно характеризует говорящего.
ВОПРОСЫ
1.Чем различаются и как между собой связаны понятия: культура речи, речевая культура, культура речевой деятельности, культура общения, общая культура?
2.Какие из слов выходят за рамки современного русского литературного языка? (завсегда, зенки, баранка (руль), болельщик, трояк, шпаргалка, электричка, рубанок, шапка (заголовок), тщесловие (пустословие).
3.Какая из норм более подвижна - орфоэпическая, лексическая или грамматическая?
4.Как определить степень развитости говорящего в отношении речевой культуры?
5.К какому типу речевой культуры вы отнесете авторов рекламных текстов, допускающих грамматические ошибки, дикторов, неправильно произносящих слова: «С Москва - тур на Красное море» (с Москвой - тур), «Гладить благодаря «Ленор» гораздо легче» (благодаря «Ленору»), «По заказу ТВ - центр» (ТВ - центра), «Груз будет растамаживаться в России» (растаможиваться), «Жалюзи от «Блиц» (жалюзи).
6.Для людей каких профессий владение нормами литературного языка является показателем профессиональной пригодности?
7.Какие качества речи называют коммуникативными? Перечислите их.
8.Почему лингвисты говорят о дестабилизации современной нормы?
9.Согласны ли вы с мнением Л. К. Граудиной о том, что снижение морального и этического стандарта в обществе проявляется прежде всего в снижении уровня языковой культуры?
10.Влияет ли политическая система общества на речь?
11.Приведите примеры ситуаций, требующих речевого этикета.
12.Что такое антиэтикетное речевое поведение ?
13.Объясните различие в понятиях «вопросы риторики» и «риторические вопросы».
14.Как развивать богатство своей речи?
15.Когда необходимы лингвистические словари?
ЗАДАНИЯ
1.Читайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы.
1.Я товарищей встречал,
Различал их за квартал (В. Берестов).
К плетню растерянно приникший,
Я услыхал в тени ветвей,
Что с нецелованным парнишкой
Занятно баловаться ей
Ты мне звонишь нередко,
Но всякий раз в ответ,
Как я просил, соседка
Твердит, что дома нет.
Баловали меня, а я - как небалованный,
Целовали меня, а я - как нецелованный
(Е. Евтушенко).
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы ... (М. Волошин).
11.1)Венцом творения в христианском вероисповедании назван человек. Углубленное изучение Библии позволяет нам понять феномен новорожденного Христа. В яслях из досок родился духовный учитель человечества. Его в дальнейшем стали называть Иисусом Назарянином, по названию местности. Никому не удалось составить каталог его проповедей. Иисус вел не оседлый образ жизни, а постоянно странствовал. В начале своего пути он имел мизерное количество учеников, многие считали его учение аферой, но по его заповедям мы живем до сих пор.
2)Томми Хилфиджера не зря называют виртуозом на рынке
модельеров. Его кредо не ждать признания у тех, кого уже ничем невозможно удивить - уставших от изобилия богатых продюсеров и кинорежиссеров. Он обратился к публике более отзывчивой и непосредственной - школьникам, студентам колледжей и юным обитателям «черных» кварталов, к тем, для кого одежда - не символ социального статуса, кому гораздо важнее найти свой образ. И оказалось, что Томми смог ответить на все претензии подростков. В каталоге его коллекции можно найти все, что угодно: от легких и мягких шарфов до нарочно грубых шинелей. И все это сшито просто мастерски. «В американской культуре нет запретов для самовыражения: что говорить, во что одеваться и в каком возрасте», - говорит Хилфиджер. Он уже выпустил мужской парфюм, в следующей декаде планирует выпустить женский. Томми замечает: «Я хочу, чтобы все эти духи включали все ароматы, которые мне когда - либо нравились, - грейфрута, яблочного торта, свежей травы, жареного арахиса ... Это моя альтернатива, мой ответ мрачным, душным экзотическим духам. И хотя мой менеджер говорит, что мои духи не будут покупать, я все - таки рискну ...»
3)В оживленном квартале города строители возводят многоэтажное здание офиса с забором из досок. В этом здании будут заключать договоры представители разных отраслей, будут проводиться консультации по маркетингу, менеджменту, аудиту и юриспруденции. Ведь сегодня человек, мастерски ориентирующийся в сфере бизнеса, оптовых поставок в условиях автаркии, - уже не феномен. Углубленный анализ проблем сделают высококвалифицированные специалисты, имеющие необходимое компьютерное обеспечение. Новорожденная фирма поможет правильно вложить средства и получить прибыль, избежав афер.
4)Я работаю в организации, которая занимается оптовыми закупками. Уставный фонд нашей компании составляет 100 тысяч долларов. Прежде чем устроиться на работу я прошел собеседование, на котором мне предложили тест. Сейчас я - главный менеджер компании. Мне нравится моя работа, несмотря на то, что она связана с постоянными стрессами. Рейтинг фирмы повышается с каждым месяцем. У нас есть свой отдел маркетинга, множество дилеров в различных местностях. В каждом кабинете - компьютеры и жалюзи. Зарплату мы получаем в долларах. У всех сотрудников есть акции нашей фирмы, и раз в квартал выдаются дивиденды, которые составляют определенный процент от прибыли. Компания гарантирует клиентам прекрасный сервис. Наше кредо: «Идти вперед и не сдаваться».
5)Ирина Кузьминична - сотрудник маркетингового центра, поехала заключать договор о поставке товаров по оптовым ценам. Ей пришлось объезжать целый квартал на своем автомобиле из - за случившейся на АЗС аварии - прорвало нефтепровод. После заключения успешной сделки Ирина Кузьминична отправилась в салон красоты. Листая каталог, она обратила внимание на асимметрию в интерьере холла. Парикмахер мастерски сделал женщине прическу за несколько минут. Выходя, довольная, Ирина Кузьминична направилась к магазину «Детский мир», чтобы приобрести подарок новорожденному, но в магазине работал только подростковый отдел. Забежав в кулинарию, где продавали торты, она выбрала тот, что красивее, с арахисом и грейпфрутом, и поехала к своей подруге Ольге Ильиничне. Приятельницы, обсуждая семейные проблемы, сели за трапезу. Приготовленный хозяйкой творог с изюмом очень понравился гостье. Она похвалила и салат из свеклы. Истекший августовский день, половину которого Ирина Кузьминична провела у подруги, грозил тем, что завтра будет много работы.
6)С наступлением летних каникул Маша поехала погостить в Одессу, к своей подруге, которая раньше жила в соседнем квартале. Сойдя со ступеней вагона, она тут же попала под опеку Татьяны, встречавшей ее на перроне вокзала. На следующий день девушки пошли осматривать городские достопримечательности. Татьяна мастерски исполняла роль экскурсовода, рассказывая все до мизерных подробностей. Когда проголодались, они зашли в кулинарию и съели пирожки с творогом, жареную кету, грейпфрут. В меню посетителям предлагали даже щавель. На Машу впечатление произвело обилие портов в Одессе. В прогулках по городу быстро пролетали дни, и пришло время возвращаться домой. Маша была довольна своими каникулами и долго рассказывала о них своим приятелям в колледже.
2.Читайте по ролям диалоги.
1)- Здравствуй, дорогая!
-Добрый день, милая!
Ах дорогая, как это тебе удалось так сильно похудеть?! Ты выглядишь, словно топ - модель! Ты посещаешь шейпинг - клуб?
-Что ты милая! Моя мизерная стипендия не позволяет мне посещать эти дорогие шейпинг клубы. Просто теперь по дороге из академии домой я не заглядываю в кулинарию и больше не покупаю тортов и кексов на уик-энд. А в гастрономии предпочитаю дорогому мясу творог и кету, в которых гораздо меньше жиров и калорий. Получается двойная выгода: и деньги сэкономлены, и фигура в порядке. Ну а углубленное и старательное изучение спецпредметов в академии заменяет мне любые физические упражнения.
-Мастерски ты управляешься со своими проблемами, дорогая! Не случайно твоя будущая профессия - менеджер.
-Ну а как у тебя дела, милая! Куда ты направляешься?
-Я еду в колледж оформлять договор по обучению на курсах маркетинга. Ну а потом загляну в пиццерию. К счастью, вопросы финансового обеспечения меня не касаются. Ими занимаются мои родители. Ну, пока, дорогая!
-Счастливо, милая!
2)-Здравствуйте.
-Приветствую Вас! Ваша фамилия Иванов?
-Да. А Вы, как я понимаю, доцент Василий Иванович Григорьев?
-Именно я. Ну, так что мы с Вами хотели обсудить?
-Дело в том, что я хочу поступить в колледж, учиться по специальности «Менеджмент».
-Вам надо углубить свои знания в области экономики. Плата за обучение в нашем учебном заведении мизерная - 1 тысяча рублей в год.
-Василий Иванович, я слышал, что за хорошую успеваемость в колледже могут премировать. Правда ли это?
-Да, сейчас мы ходатайствуем по этому поводу в горсовете, составляем договор.
Извините, пожалуйста, я должен прервать разговор, меня ждет работа. Позвоните мне завтра и мы обсудим все окончательно.
3)-Здравствуйте, Николай Иванович! Я заходила к Вам по поводу работы в отделе маркетинга.
-Доброе утро! Рад Вас видеть! Проходите! Я помню: нам необходимо составить договор, и Вы приступите к работе в начале следующего квартала. А пока у Вас есть возможность углубить свои знания в нашей сфере бизнеса и ознакомиться с августовским отчетом.
-Да, конечно, я постараюсь одновременно познакомиться со спецификой работы и познакомиться с сотрудниками.
-Отлично, а сейчас возьмите каталог и выскажите свои пожелания дизайнеру по поводу оформления вашего кабинета.
-Непременно, рада была встрече, до свидания.
-Всего хорошего.
4)-Здравствуйте, Марина Никитична!
-Добрый день, девушки!
-Мы пришли к Вам, в деканат, чтобы узнать итоги тестирования по математике.
-Вы обучаетесь по специальности «Менеджмент»?
-Нет, «Бухучет и аудит» с углубленным изучением английского языка и компьютера.
-Тестирование Вы прошли успешно.
-Можно забрать пять ведомостей нашей группы?
-Да, пожалуйста.
3.Решите лингвистическую задачу Н. А. Еськовой («Русская речь», 1994, №3):
1 января 1971 года в «Известиях» был помещен новогодний фельетон, в котором изображалась такая «грамматическая дискуссия»:
« - Так вот, - говорю, - однажды меня назначили тамадой ... - Дорогие товарищи! - сказал я, когда пробил мой час. - Среди нас, тамадов ... - Хозяйка хихикнула. - Извините, - сказал я, - среди нас, тамад ... Тамадей! - выкрикнул один гость. - Тамадьев! - вступил в конкурс веселых и находчивых другой. - Тамадух! - совсем уже не к месту выпалила одна присутствующая дама ... И я подумал: а почему нет школы подготовки этих ... тамад ... тамадов ... тамадьев ... тамадей... Тьфу, напасть! Наверное, потому и нет». Так как же образовать родительный падеж множественного числа от «тамада»?
4.Вставьте окончания, употребив слова в нужной форме:
Кандидат экономических наук, доцент Иванова Анна Ильинична возглавил ... предприятие в трудный период. Директор рассмотрел ... проект обязательства, согласно которо ... осуществлялась реконструкция производства. В пользу проекта высказались известные профессор ... Согласно приказ ... директора токар ... и слесар ... инструментальщики работали в течение первого квартала сверхурочно. Благодаря успешн ... стечени ... обстоятельств, задание выполнено в срок. Цех ... заполнены продукцией. Сейчас вопреки негативн ... изменениям в экономике большинство отделов работа ... стабильно: это инженер ..., бухгалтер ..., инспектор ... Пять маркетологов отправил ... в командировку изучать сложившуюся на рынке ситуацию. Некоторая часть наших работников еще нужда…ся в специальной подготовке.
5.Игра «Одно вместо многих» (из статьи Н. В. Муравьевой «Я говорю - ты говоришь» // Русская речь, 1998, №1)
Каким одним словом «икс» можно заменить слово (или словосочетание) в каждом из блоков (А, Б, В, Г) предложений?
А.1).Она сшила платье из красивой ткани.
2)На основе этих сведений была написана биография писателя.
3)Документы по этому делу были переданы в суд.
4)Из этого сырья можно изготовить разную продукцию.
5.1)Она окинула меня высокомерным, даже вызывающим взглядом.
2)Он блестяще выполнил задачу, совершил несколько смелых полетов.
В.1)Начав писать, он так увлекся, что его нельзя было остановить.
2)Наконец - то они оформили свое вступление в брак.
3)Этим поступком он признался в своей беспомощности.
Г.1)Зачем ты срываешь такое незрелое яблоко?
2)Тогда я был неопытным юнцом, многого не понимал.
3)Она увидела его бледное, безжизненное лицо.
Придумайте сами предложения к этому заданию.
6.Игра «Наборщики». Из одного длинного слова надо составить другие слова. Выигрывает тот, у кого их окажется больше. Из «лекарства» опытные наборщики составляют до 200 новых слов.
7.Игра «Анаграммы». Из всех букв слов: колба, приказ, карта, клоун, монета, стационар, дозревание, старорежимность - сформируйте новые. Например, апельсин, спаниель.
8.Игра «Не повторяться!» Все по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь (например, поздравление другу или описание картины). Нарушивший запрет на повторение или не сумевший ничего сказать выходит из игры.
9.Аукцион «Пословицы». На аукционе побеждает тот, кто последним назовет пословицу о языке, речи, говорении.
10.Подберите к слову эпитеты, начинающиеся на все буквы алфавита. Например, «речь»: А. Аристократическая. Б. Бойкая ...
11.Какие изобразительные средства использовал П. А. Столыпин в «Речи о Финляндии», произнесенной в вечернем заседании Государственной думы 5 мая 1908 года («Антология русской риторики» (М. , 1997):
... Вы, господа, не можете отвергнуть от себя и обязанностей, несомых вами в качестве народного представительства. Вы не можете разорвать и с прошлым России. Не напрасно, не бессмысленно и бессознательно были пролиты потоки русской крови, утвердил Петр Великий державные права России на берегах Финского залива. Отказ от этих прав нанес бы беспримерный ущерб русской державе, а постепенная утрата, вследствие нашего национального слабосилия или нашей государственной близорукой равнялась бы тому же отказу, но прикрытому личиной лицемерия. Сокровище русской нравственной, духовной силы затрачено в скалах и водах Финляндии.
Простите, что я вспоминаю о прошлом, но и забывать о нем не приходится. Ведь один, с морским флотом, построенным первоначально на пресной речной воде, с моряками, им самим обученными, без средств, но с твердой верою в Россию и ее будущее шел вперед Великий Петр. Не было попутного ветра, он со своими моряками на руках, на мозолистых руках, переносил по суше из Финского залива в Ботанический свои галеры, разбивал вражеский флот, брал эскадры и награждал черно - рабочего творца новой России Петра Михайлова скромным званием адмирала.
Господа, неужели об этой стремительной мощи, об этой гениальной силе наших предков помнят только кадеты морского корпуса, которые поставили на месте Гангутской битвы скромный крест из гранита. Неужели об этой творческой силе наших предков, не только силе победы, но и силе сознания государственных задач, помнят только они и забыла Россия? Ведь кровь этих сильных людей перелилась в ваши жилы, ведь вы плоть от плоти их, ведь не многие же из вас отрицают Отчизну ...
12.Составьте предложения с паронимами, приведенными в тексте §4.
13.Сделайте краткие сообщения о происхождении и смысле крылатых выражений (См.: Ашукин Н. С. , Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М. , 1988).
14.Организуйте творческую группу и подготовьте фрагмент телепередачи, освещающей проблему целесообразности использования в речи иноязычной лексики. Употребление каких заимствований представляется вам неоправданным?
15.»Разверните» формулы речевого этикета по горизонтали вправо (влево) с помощью обращения и мотивировки (благодарности). Например: 1.Спасибо. 2.Спасибо, Иван Петрович. 3.Мне очень помог Ваш совет. Спасибо.
16.Обратитесь с просьбой:
-к секретарю в приемной - узнать, когда начнется совещание,
-к другу - познакомить с заинтересовавшим вас человеком,
-к преподавателю - договориться о досрочной сдаче экзамена,
-к начальнику паспортного стола - узнать, что нужно для получения заграничного паспорта.
-к смотрителю музея - показать интересующий вас зал,
-к прохожему - спросить, который час.
-к работнику отдела кадров - выяснить, какие документы нужны для поступления на работу.
Составьте варианты извинений:
-за неловкое движение в автобусе,
-за поздний звонок,
-за случайное опоздание на деловую встречу.
Ответьте согласием на просьбы:
-подготовить ответ ко вторнику,
-передать книгу, журнал,
-принести медицинскую справку о состоянии здоровья.
Ответьте отказом с извинением на просьбы:
-остаться после заседания, чтобы поговорить,
-встретиться во вторник в четыре часа,
-передать письма,
-выступить с докладом на собрании.
Поблагодарите:
-научного руководителя за помощь в написании работы,
-врача за сердечное отношение к вашим близким,
-артиста за доставленное удовольствие от спектакля,
-друга за оказанную помощь,
-гостя за подарок ко дню рождения.
Пригласите на праздничный вечер:
-преподавателей факультета,
-студентов.
17.Разыграйте ситуации, используя этикетные формулы приветствия, представления, прощания:
1)Вы знакомитесь с журналистом, о работах которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались.
2)Вы на презентации продукции фирмы. Представьте Вашего молодого знакомого его конкуренту - президенту фирмы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М. , 1984.
2.Акишина А. А. , Формановская Н. И. Русский речевой этикет. - М. , 1986.
3.Головин Б. Н. Введение в языкознание. - М. , 1983.
4.Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М. , 1983.
5.Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. - М. , 1993.
6.Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. - М. , 1996.
7.Горбачевич К. С. Нормы современного русского лит. языка. - М., 1989.
8.Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. - М. , 1993.
9.Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л. , 1983.
10.Культура устной и письменной речи делового человека. - М. , 1997.
11.Культура русской речи и эффективность общения. - М. , 1996.
12.Основы культуры речи. Хрестоматия Сост. Л. И. Скворцов.- М. , 1984.
13.Успенский Л. В. Слово о словах. - Л. , 1982.
14.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М. , 1989.
15.Энциклопедия для детей. - Т. 10. - Русский язык. Языкознание. - М. , 1998.
16.Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М. , 1998.
17.Язык и культура. Сборник обзоров. - М. , 1999.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
1.Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М., 19993.
2.Граудина Л. К. , Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М. , 1976.
3.Каленчук М. Л. , Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. - М. , 1997.
4.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М. , 1998.
5.Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
6.Орфоэпический словарь русского языка. - М. , 1997.
7.Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М. , 1986.
8.Розенталь Д. Э. Управление в русском языке. - М. , 1986.
9.Современный словарь иностранных слов. М. , 1992.
10.Словарь сочетаемости слов русского языка. - М. , 1983.
11.Фразеологический словарь русского языка. - М. , 1986.