Методист учреждения дополнительного образования детей
Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист?
Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист -- «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы педагоги все более остро стали ощущать потребность в помощи по технике проведения эксперимента, разработке авторских программ, экспертизе собственных методических: разработок и т.д. Словом, стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.
В зависимости от функций деятельности методической службы -- информационной, аналитической, планово-прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной -- следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые специальности: методист-информатор, методист-аналитик, методист-прогнозист, методист-проектировщик, методист-организатор, методист-координатор и т.д.
Методист сегодня -- это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.
Методическая деятельность -- это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения
Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:
ь удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
ь формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
ь обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
ь создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
ь Профессионально значимые качества методиста
1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, -- «открытый интеллект»:
ь способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;
ь умение создавать, созидать новое;
ь способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;
ь способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;
ь умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;
ь способность схватывать объект как одно целое;
ь способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;
ь способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;
ь способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.
2. Социальная компетентность:
ь принятие других такими, какие они есть;
ь терпимое отношение к ошибкам;
ь интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;
ь пунктуальность;
ь стремление к сотрудничеству;
ь искренность с собой и другими; социальная совесть.
3. Способность к практическому решению проблем:
ь отслеживание всех аспектов проблемы;
ь идентификация связей между идеями;
ь аккуратность в интерпретации информации;
ь использование оригинальных источников базовой информации;
ь принятие точных решений;
ь усиленная генерация идей;
ь оптимальные пути постановки программы;
ь внимание ко всем сторонам аргументации.
4. Вербальные способности:
ь конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
ь хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;
ь речь ясная и аргументированная;
ь умение поддерживать беседу;
ь учитывание особенностей области познания;
ь высокая грамотность;
ь достаточный словарный запас;
ь широкий круг чтения;
ь высокая работоспособность.
5. Методические умения:
ь диагностирование;
ь целеполагание;
ь проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога;
ь сбор и хранение информации;
ь разработка методических рекомендаций;
ь владение техникой экспертизы.
Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.
В своей работе методист должен опираться на:
ь принципы систематизации методических и информационных материалов;
ь принципы дидактики;
ь принципы и порядок разработки различных программ, а также методической документации;
ь принципы организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.