Дифференцированное обучение на практике
Традиционная современная система организации учебно-воспитательного процесса в качестве ведущего инструмента использует условный сигнал — слово (книжные формы, вербальные формы подачи информации), что ориентировано на левополушарный способ обучения. Однако в последнее время появляются работы, указывающие на то, что преобладание вербальных каналов обучения не соответствует биологическим закономерностям функционирования головного мозга ребенка, основанным на межполу-шарной синхронизации. Все большее число специалистов разрабатывают системные методы обучения детей. К ним можно отнести программы Г. Гарднера, Берниса МакКа-нау, П. Деннисона (США) и др.
Отечественная нейропедагогика и нейропсихология также располагают теоретическими и экспериментальными исследованиями о функциональном развитии мозга ребенка. Делаются попытки дифференцированного подхода и личностно-ориентированного обучения.
В этом направлении практический интерес представляют работы В.Ф. Базарного, О.Л. Соболевой, А.С. Соколова, Т.В. Фадеевой и многих других.
Например, В.Ф. Базарным (г. Сергиев Посад) разработана дидактическая система ситуационно-образного моделирования, что является альтернативой традиционной школьной системе обучения. Технология образного обучения предлагает организацию деятельности с образами-моделями на панорамных широкоформатных экологических панно сенсорной грамматики. Экологическое панно разрабатывается с учетом психофизиологических особенностей восприятия каждой возрастной группы детей. Таким образом предполагается переориентация ведущего источника информации с сигнально-словесного на зрительно-образный. Это позволяет говорить о частичном переходе на бескнижный вариант обучения как наиболее целесообразный для детей младшего школьного возраста. Создаваемый с помощью панно сенсорной грамматики образ является средством моделирования эмоционально значимых ситуаций, на основе которых учитель получает широкие возможности для мотивационно обоснованного обучения и общения с детьми. Анализ результатов обучения показал существенную разницу в психическом развитии детей, занимающихся в традиционном и экспериментальном режимах (в пользу последнего). При этом статистически достоверные различия и положительные тенденции прослеживаются по основным направлениям интеллектуального и личностного развития. Наиболее ярко они проявились в области художественного воображения как ведущего показателя образной сферы личности в этом возрасте.
О.Л. Соболевой (г. Санкт-Петербург) разработан комплект учебников для начальной школы, ориентированный на системное обучение и правополушарное восприятие, что соответствует возрастной динамике развития младших школьников. Это один из первых, несомненно, талантливых опытов такой работы. Через весь курс проходит великолепный образ «Глазастик» (визуальное восприятие правого полушария). В учебниках множество схем, образов, игр для детей.
В основе пособия A.C. Соколова и Т.В. Фадеевой «Выучить умножение и деление» (г. Санкт-Петербург) лежит механизм быстрого и прочного усвоения таблицы умножения через образное понимание математических закономерностей и действий. Продуктивное усвоение нового материала происходит при взаимодействии левого и правого полушарий. Работа по методике предполагает получение информации ребенком через разные каналы восприятия: визуальный — яркость таблицы, разнообразие цветов; слуховой — диалог с партнером в паре, про-говаривание вслух; кинестетический, или тактильный, — вождение пальцем или «углом» по клеткам таблицы.
При использовании пособия у детей непроизвольно включаются различные виды запоминания и мышления, что значительно повышает продуктивность работы, сокращает время усвоения материала.
Из собственного опыта коррекционной и развивающей работы хочу добавить, что эффективность обучения значительно повышается в том случае, если используются оба полушария одновременно. Например, изучение таблицы умножения на уроке математики можно интенсифицировать, если переложить ее на музыку в стиле рэп и петь всем классом. Такая комбинация облегчит запоминание, так как в работе окажется весь мозг — левое полушарие запомнит логическую сторону таблицы, а правое полушарие поможет ему ритмом и образами.
Для изучения таблицы умножения можно использовать и такой прием. Все учащиеся в классе делятся на пары «множителей» и «произведения». Для этого каждому ребенку вручается карточка с определенным числом. Каждая пара множителей должна найти свое произведение, а затем доказать правильность своего решения. Такое изучение таблицы умножения облегчает запоминание знаковых действий и вполне соответствует возрастному этапу онтогенеза младших школьников.
Еще один прием эффективного изучения таблицы умножения, сложных формул, иностранных слов, химических реакций. Необходимо «промахивать» в воздухе (прописывать на бумаге) в зеркальном отражении одновременно двумя руками то, что требуется запомнить.
Читая лекции для учителей, я часто слышу об их желании на опыте работы конкретного учителя узнать о дифференцированном обучении с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
В качестве такого примера можно привести наработки тверских специалистов в области личностно-ориентирован-ного обучения Н.В. Макаровой и В.А. Сотниковой. Принимая детей в первый класс, они проводят диагностику функциональной асимметрии полушарий, индивидуального латерального профиля, определяют психофизиологическое место каждого ребенка в классе. Большое внимание они уделяют разработке классных и домашних заданий, соответствующих типу познавательной деятельности. Учитывая невербальный интеллект правополушарных детей, в некоторых случаях учителя могут заменить слова картинками, диаграммами, схемами. Вот некоторые задания для правополушарных детей:
— визуализация: закройте глаза и представьте себя в космическом полете, на дне океана, в эпохе динозавров, в кратере вулкана, в грозовой туче и т.д. Что вы видите? Что чувствуете? Что слышите?
— инсценировки: изобразите походки животных, круговорот воды в природе, гравитацию, прорастание семени, химическую реакцию, запах, эрозию почвы, тающий снег и т.д.:
— иллюстрации: нарисуйте горную породу, рыбу (конкретные понятия), энергию, тепло, звук, музыку, вежливость (абстрактные понятия):
— аналогии: скажите, в чем сходство ядра атома и бильярдного шара, человеческого глаза и фотоаппарата0
— задания: вылепите из пластилина буквы, электрический ток и т.д.; соберите гербарий: синтезируйте слово озвучьте мысли с помощью движения языка и тела.
— изучение математики на примерах из истории:
— придумывание жизненных задач, эмоционально близких детям;
— работа в учебных группах по 3—4 человека, отчет каждой группы о своем решении задачи, приобретение опыта в общем решении проблемы.
Задания, построенные на основе левополушарного типа познания, отличаются логичностью и структурированностью:
— сортировка, группировка и классификация: создайте иерархическую систему камней, овошей. цветов по определенному признаку;
— аналогии: скажите, в чем отличие человеческого мозга и компьютера, орбиты электронов и орбиты ракет, сердца и водяного насоса и т.д.;
— конструирование: сконструируйте аквариум, классный кабинет, свою комнату, улицу, город и т.д.;
— изобретение: придумайте вечный двигатель, машину времени, звездолет;
— задания: придумайте способ взвешивания слона, полсчета волос на голове, определения объема океана и т.д..
— решение логических задач;
— анализ понятия.
Учащиеся Н.В. Макаровой и В.А. Сотниковой отличаются высокой успеваемостью, умением свободно мыслить, многосторонне подходить крешению проблем, способностью к сочувствию и сопереживанию. У них прекрасно развита речь, интеллект, логическое и творческое мышление.