Управленческое Решение
Понятия Решения и Управленческого Решения.
Просто Решение
Решение– это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Решение - это:
а) нахождение определенного варианта действий;
б) сам процесс деятельности;
в) ее конечный результат.
Решение - результат мыслительной деятельности, приводящий к какому-либо выводу или необходимым действиям:
а) бездействие;
б) выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Управленческое Решение
Управленческим решением (УР) называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации (таким образом, управленческим решением является любой документ, слово или действие, которые имеют смысл и направлены на реализацию этого решения).
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, (экономического) обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели (в социальной системе).
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Управленческое решение – решение, принимаемое руководителем в социальной системе.
Управленческое решение - фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.
Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное:
♦ на управление управленческой деятельностью;
♦ проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);
♦ стратегическое планирование;
♦ управление человеческими ресурсами (кадрами);
♦ управленческое консультирование;
♦ взаимодействие с внешней средой.
Управленческое решение – это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, общественный характер. Даже когда руководитель один разрабатывает решения, коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс.
Признаки Управленческого Решения:
1) волевой акт, базирующийся на полномочиях (ЛПР в социальной системе, наделенного необходимыми полномочиями для принятия решения и несущего за него ответственность)
2) выбор альтернативы (результат выбора из какого-либо кол-ва вариантов)
Термин «управленческое решение»употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление:
· Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация.
· Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Условия принятия УР:
1. наличие цели
2. наличие альтернативных вариантов достижения цели
3. наличие ограничивающих факторов – факторов, ограничивающих выбор (ограничений):
а) экономические (ресурсы) – время, денежные ресурсы, трудовые,..
б) техничекие
в) социальные – в том числе, нравственно-этические.
Лицо принимающее решение (ЛПР)– человек или коллегиальный орган (группа людей) наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.
Может быть: 1) индивидуальным (директор)
2) коллегиальным (приемная комиссия, Госдума)
Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
УР является основой процесса управления. Управлять — значит непрерывно решать задачи / проблемы.
Глобальная цель(иногда миссия организации) управления любой социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества.
3 парадигмы принятия решений (концепция, совокупность методов и подходов к ПР)
1. Интуитивный подход - решения, основанные на интуиции, собственном опыте, очевидные для человека (возможно ошибочное ПР, т.к. не всегда что "очевидно" = истина).
2. Рациональный подход – четкая упорядоченность, макс. формализованность, решение можно просчитать аналитически, алгоритмически, математически, четко спланировать.
3. Интуитивно-рациональныйподход – совмещает оба подхода - решение базируется и на логическом, алгоритмическом уровне (что-то можно вычислять и планировать), и на интуиции, собственном опыте.
Где есть четкие полные данные – лучше применять рациональную модель, где недостаточно информации – интуитивную модель.
Примеры:
Индивидуальный предприниматель – обычно интуитивный подход
Государственная организация (например, армия, МВД) – рациональный подход (акцент на рациональную модель)
Коммерческая фирма – рационально-интуитивный.
Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому (заданному, запланированному).
Проблема формируется как разность между целью и соответствующей ей ситуацией:
Проблема = Цель – Ситуация
Проблема – сформулированное противоречие(цели и ситуации).
Проблема - это разница между тем, что должно происходить, и тем, что происходит на самом деле.
Проблема – расхождение между действительным и желаемым состояниями при неизвестных способах преодоления этого расхождения.
Обычно выделяют три группы проблем в зависимости от степени определенности ее составляющих:
· проблемы с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами;
· проблемы с частично управляемыми и предсказуемыми параметрами (40—80% управляемых параметров);
· проблемы с неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами (свыше 90% неуправляемых параметров).
Группы проблем сводятся к обобщенной проблеме, которая и является индикатором эффективности реализуемых решений.
Конкретная ситуация — это реальное положение дел относительно провозглашенной цели.
Проблемная ситуация - это рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее факторов и условий.
Классификация проблем:
— по степени структуризации:
o хорошо структурированные (дают возможность определить взаимодействие между факторами, влияющими на проблему, в количественном выражении),
o слабо структурированные (связаны с качественными факторами),
o неструктурированные (не дают возможности установить четкие связи между факторами влияния на проблему);
— по содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, политические, технические и др.;
— по классности: прямые и обратные;
— по уровню решения: общесистемные, подсистемные, элементные;
— по срочности решения: самые важные, важные средней срочности, важные, но не срочные, не заслуживающие внимания, накапливаемые;
— по назначению: теоретические и поведенческие, связанные с реализацией решения;
— по отношению к организации: внешние, внутренние, стыковые (проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды);
— по фактору предвидения: планируемые и не планируемые;
— по способам решения: интенсивно решаемые и экстенсивно решаемые;
— по времени: долгосрочные, краткосрочные (следует различать время развития проблемы и время ее решения);
—по направлению воздействия: прямые и косвенные.
При анализе проблемы большое значение имеет определение, на какой стадии жизненного цикла она находится:
· Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению (проактивное управление).
· В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара» (запаздывающее или реактивное управление. Реактивное управление подразумевает ответ компании на внешнюю угрозу лишь тогда, когда эта угроза уже начнет приносить убытки).
· В период стабилизации развития проблемы, когда известны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени.
Под ограничениями понимаются установленные границы изменения характеристик объекта. Ограничения могут носить объективный или субъективный характер.
Объективные ограничения связаны с факторами внешней среды (экономическими, политическими, техническими), ресурсными и целевыми составляющими микросреды объекта. Ресурсные ограничения могут носить временный или постоянный характер, связанный с особенностями функционирования организации.
Критерии— это показатели, на основе которых следует проводить оценку альтернатив с точки зрения возможности достижения поставленной цели. Для оценки часто используется комплекс критериев.
Требования, предъявляемые к критериям:
— полнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки достижения цели решения);
— операциональность (наличие у критерия четкой, однозначной формулировки);
— декомпозируемость (возможность структуризации системы критериев);
— достаточность (отсутствие избыточности);
— минимальность (набор критериев должен быть минимально необходимым для осуществления оценки);
— измеримость (каждый критерий должен давать количественную или качественную оценку степени достижения цели).
В зависимости от числа критериев принимаемое решение может быть однокритериальным либо многокритериальным.
Решение может приниматься человеком в 3-х областях решений: технической, биологической и социальной.
5 сущностей управленческих решений:Социальная сущность, Экономическая сущность, Организационная сущность, Правовая сущность, Технологическая сущность.
Формы разработки УР: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.
Формы реализации УР: деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчет, деловое слово.
ОБЩИЕ Подходы к управлению:
Процессныйподход - непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
Все процессы подразделяют на три группы:
· основные, которые связаны непосредственно с главной деятельностью организации;
· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.
Ситуационный подход - применение различных методов определяется ситуацией. Не существует «лучшего» способа управления. Самый эффективный метод в конкретной ситуации – метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Другие подходы к управлению не дают ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия.
Системный подход- направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Организация рассматривается в единстве составляющих ее частей, неразрывно переплетающихся с внешним миром. Организация – совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.