Управленческое Решение

Понятия Решения и Управленческого Решения.

Просто Решение

Решение– это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.

Решение - это:

а) нахождение определенного варианта действий;

б) сам процесс деятельности;

в) ее конечный результат.

Решение - результат мыслительной деятельности, приводящий к какому-либо выводу или необходимым действиям:

а) бездействие;

б) выбор действия из набора альтернатив и его реализация.

Управленческое Решение

Управленческим решением (УР) называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе инфор­мации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации (таким образом, управленческим решением является любой документ, слово или действие, которые имеют смысл и направлены на реализацию этого решения).

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, (экономического) обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели (в социальной системе).

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Управленческое решение – решение, принимаемое руководителем в социальной системе.

Управленческое решение - фиксированный управленческий акт, выра­женный в письменной или устной форме и реализуемый для решения про­блемной ситуации.

Управленческим называется решение, принятое в социальной си­стеме и направленное:

♦ на управление управленческой деятельностью;

♦ проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);

♦ стратегическое планирование;

♦ управление человеческими ресурсами (кадрами);

♦ управленческое консультирование;

♦ взаимодействие с внешней средой.

Управленческое решение – это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, общественный характер. Даже когда руководитель один разрабатывает решения, коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс.

Признаки Управленческого Решения:

1) волевой акт, базирующийся на полномочиях (ЛПР в социальной системе, наделенного необходимыми полномочиями для принятия решения и несущего за него ответственность)

2) выбор альтернативы (результат выбора из какого-либо кол-ва вариантов)

Термин «управленческое решение»употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление:

· Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация.

· Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоря­жение.

Условия принятия УР:

1. наличие цели

2. наличие альтернативных вариантов достижения цели

3. наличие ограничивающих факторов – факторов, ограничивающих выбор (ограничений):

а) экономические (ресурсы) – время, денежные ресурсы, трудовые,..

б) техничекие

в) социальные – в том числе, нравственно-этические.

Лицо принимающее решение (ЛПР)– человек или коллегиальный орган (группа людей) наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.

Может быть: 1) индивидуальным (директор)

2) коллегиальным (приемная комиссия, Госдума)

Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

УР является основой процес­са управления. Управлять — значит непрерывно решать задачи / проблемы.

Глобальная цель(иногда миссия организации) управления любой социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов чело­века, коллектива, общества.

3 парадигмы принятия решений (концепция, совокупность методов и подходов к ПР)

1. Интуитивный подход - решения, основанные на интуиции, собственном опыте, очевидные для человека (возможно ошибочное ПР, т.к. не всегда что "очевидно" = истина).

2. Рациональный подход – четкая упорядоченность, макс. формализованность, решение можно просчитать аналитически, алгоритмически, математически, четко спланировать.

3. Интуитивно-рациональныйподход – совмещает оба подхода - решение базируется и на логическом, алгоритмическом уровне (что-то можно вычислять и планировать), и на интуиции, собственном опыте.

Где есть четкие полные данные – лучше применять рациональную модель, где недостаточно информации – интуитивную модель.

Примеры:

Индивидуальный предприниматель – обычно интуитивный подход

Государственная организация (например, армия, МВД) – рациональный подход (акцент на рациональную модель)

Коммерческая фирма – рационально-интуитивный.

Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому (заданному, запланированному).

Проблема формируется как разность между целью и со­ответствующей ей ситуацией:

Проблема = Цель – Ситуация

Проблема – сформулированное противоречие(цели и ситуации).

Проблема - это разница между тем, что должно происходить, и тем, что происходит на самом деле.

Проблема – расхождение между действительным и желаемым состояниями при неизвестных способах преодоления этого расхождения.

Обычно выделяют три группы проблем в зависимости от сте­пени определенности ее составляющих:

· проблемы с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами;

· проблемы с частично управляемыми и предсказуемыми па­раметрами (40—80% управляемых параметров);

· проблемы с неуправляемыми и непредсказуемыми парамет­рами (свыше 90% неуправляемых параметров).

Группы проблем сводятся к обобщенной проблеме, которая и является индикатором эффективности реализуемых решений.

Конкретная ситуация — это реальное положение дел относительно провозглашенной цели.

Проблемная ситуация - это рассмотрение проблемы с учетом воздейст­вующих на нее факторов и условий.

Классификация проблем:

— по степени структуризации:

o хорошо структури­рованные (дают возможность определить взаимодейст­вие между факторами, влияющими на проблему, в коли­чественном выражении),

o слабо структурированные (свя­заны с качественными факторами),

o неструктурированные (не дают возможности установить четкие связи между факторами влияния на проблему);

— по содержанию: экономические, организацион­ные, социально-психологические, политические, техни­ческие и др.;

— по классности: прямые и обратные;

— по уровню решения: общесистемные, подсистемные, элементные;

— по срочности решения: самые важные, важные средней срочности, важные, но не срочные, не заслужи­вающие внимания, накапливаемые;

— по назначению: теоретические и поведенческие, свя­занные с реализацией решения;

— по отношению к организации: внешние, внутрен­ние, стыковые (проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды);

— по фактору предвидения: планируемые и не плани­руемые;

— по способам решения: интенсивно решаемые и экс­тенсивно решаемые;

— по времени: долгосрочные, краткосрочные (следует различать время развития проблемы и время ее решения);

—по направлению воздействия: прямые и косвенные.

При анализе проблемы большое значение имеет опре­деление, на какой стадии жизненного цикла она нахо­дится:

· Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению (проактивное управление).

· В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управ­ленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара» (запаздывающее или реактивное управление. Реактивное управление подразумевает ответ компании на внешнюю угрозу лишь тогда, когда эта угроза уже начнет приносить убытки).

· В период стабилизации развития проблемы, когда из­вестны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени.

Под ограничениями понимаются установленные гра­ницы изменения характеристик объекта. Ограничения могут носить объективный или субъективный характер.

Объективные ограничения связаны с факторами внешней среды (экономическими, политическими, техническими), ресурсными и целевыми составляющими микросреды объекта. Ресурсные ограничения могут носить временный или постоянный характер, связанный с особенностями функционирования организации.

Критерии— это показатели, на основе которых сле­дует проводить оценку альтернатив с точки зрения воз­можности достижения поставленной цели. Для оценки часто используется комплекс критериев.

Требования, предъявляемые к критериям:

— полнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки достижения цели решения);

— операциональность (наличие у критерия четкой, однозначной формулировки);

— декомпозируемость (возможность структуризации системы критериев);

— достаточность (отсутствие избыточности);

— минимальность (набор критериев должен быть ми­нимально необходимым для осуществления оценки);

— измеримость (каждый критерий должен давать ко­личественную или качественную оценку степени дости­жения цели).

В зависимости от числа критериев принимаемое ре­шение может быть однокритериальным либо многокри­териальным.

Решение может приниматься человеком в 3-х областях решений: технической, биологической и социальной.

5 сущностей управленческих решений:Социальная сущность, Экономическая сущность, Организационная сущность, Правовая сущность, Технологическая сущность.

Формы разработки УР: указ, закон, при­каз, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, дого­вор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

Формы реализации УР: деловая беседа, предписание, убеж­дение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), со­вещания, заседания, отчет, деловое слово.

ОБЩИЕ Подходы к управлению:

Процессныйподход - непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

Все процессы подразделяют на три группы:

· основные, которые связаны непосредственно с главной деятельностью организации;

· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);

· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Ситуационный подход - применение различных методов определяется ситуацией. Не существует «лучшего» способа управления. Самый эффективный метод в конкретной ситуации – метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Другие подходы к управлению не дают ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия.

Системный подход- направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Организация рассматривается в единстве составляющих ее частей, неразрывно переплетающихся с внешним миром. Организация – совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Наши рекомендации