Допрос подозреваемого и обвиняемого
Общий процессуальный порядок допроса подозреваемого не отличается от порядка допроса обвиняемого. Однако это не означает, что тактика допроса подозреваемого и обвиняемого одинакова.
Подозреваемому перед допросом должны быть разъяснены его права, объявлено, в совершении какого преступления он подозревается. Дача им показаний – это его право, так как своими показаниями он защищается от возникшего подозрения. Цель допроса подозреваемого – проверить обстоятельства, вызвавшие это подозрение. В отличие от обвиняемого подозреваемый допрашивается до предъявления ему обвинения.
Допрос подозреваемого – это его первая встреча с оперативным работником или следователем. Подозреваемый еще не знает, какими доказательствами располагает допрашивающий, надеется, что следователь не имеет доказательств, изобличающих его. Поэтому нередко к моменту допроса подозреваемый еще не успевает определить линию своего поведения при расследовании.
Характерной особенностью допроса подозреваемого, задержанного в соответствии со ст. ст. 108 – 110 УПК, является то обстоятельство, что подготовка к допросу ведется в более короткие сроки. Следователь нередко располагает самыми минимальными сведениями о личности подозреваемого и уже в ходе допроса определяет, какие из тактических приемов целесообразно применить.
Тактика допроса подозреваемого во многом определяется личностью допрашиваемого, степенью доказанности участия данного подозреваемого в совершении преступления, его ролью в этом и взаимоотношениями с другими подозреваемыми. Эти обстоятельства устанавливаются во время изучения материалов уголовного дела.
В процессе подготовки к допросу подозреваемого определяется предмет допроса, выбираются момент и последовательность его проведения, составляется план. Приступая к допросу подозреваемого, следователь должен иметь ясное представление, что и в какой последовательности он будет выяснять у допрашиваемого, как и какие доказательства будут использованы им для изобличения подозреваемого.
В случае очевидности преступления или при наличии большого числа доказательств, уличающих подозреваемого, целесообразно допросить его незамедлительно. Такой прием, основанный на факторе внезапности, не дает ему возможности придумать ту или иную ложную версию. Показания подозреваемого, допрошенного сразу же после задержания, без предварительного обдумывания им смысла обстоятельств, послуживших причиной его задержания и основаниями подозрения, существенно отличаются от тех, которые он дает во время допроса, производимого спустя некоторое время.
Допрос подозреваемого начинается с установления его личности. Следственной практике известны многочисленные случаи, когда задержанные за преступления называют вымышленные фамилии, и поэтому их личность может быть удостоверена документами, предъявлением для опознания лицам, хорошо знающим подозреваемого, а также с помощью специальных учетов МВД.
Допрос обвиняемого является обязательным следственным действием. После предъявления обвинения его незамедлительно допрашивают. В соответствии с законом обвиняемый может быть допрошен по предъявленному ему обвинению, а также по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Допрос обвиняемого преследует следующие цели: а) получить от него правдивые показания по обстоятельствам дела; б) получить показания, позволяющие проверить достоверность данных, на которых основано обвинение. Необходимо также установить причины, приведшие обвиняемого к преступлению, и условия, способствующие его совершению, выяснить способы и средства совершения и сокрытия криминального деяния, каналы и методы сбыта похищенного, состав преступной группы и распределение ролей между ее участниками.
Допрос начинается с выяснения факта, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. После этого ему предлагают дать показания по существу обвинения. От того, как ответит обвиняемый на поставленный вопрос о признании себя виновным, зависит последующая тактика допроса. Обвиняемый может признать себя виновным полностью, частично или отвергнуть обвинение вовсе. В том случае, если он полностью признает себя виновным, следователь выясняет, не является ли данное признание ложным. Ложное признание своей вины может быть уловкой обвиняемого, направленной на то, чтобы избежать ответственности за более тяжкое преступление. Обвиняемый подчас полагает, что следователь, получив от него признание, свернет следствие и не выявит обстоятельства, уличающие его в совершении другого криминального деяния.
Одним из основных приемов, применяемых при допросе обвиняемого, признающего свою вину, является детализация его показаний, которая позволяет выявить его соучастников, подстрекателей и недоносителей, установить, где находится имущество обвиняемого, подлежащее возможной конфискации, и получить новые доказательства, подтверждающие правдивые показания обвиняемого.
Другим тактическим приемом, которые применяется следователем для проверки показаний, является повторный допрос обвиняемого по тем обстоятельствам, по которым он допрашивался ранее. Детализация показаний при повторном допросе часто позволяет выявить их несоответствие первоначальным.
Вслед за ответом на вопрос, признает ли себя допрашиваемый виновным в предъявленном ему обвинении, выслушиваются его показания в форме свободного рассказа, в процессе которого он излагает свое отношение к обвинению, приводит доводы, оправдывающие его или смягчающие его вину, т. е. осуществляет свое право на защиту. Выслушивая показания обвиняемого, следователь анализирует имеющиеся у него фактические данные, сравнивает их с показаниями других лиц, узнает о деталях происшествия, которые ему ранее не были известны, и получает представление о личности обвиняемого.
После изложения обвиняемым своих показаний следователь в случае необходимости задает ему уточняющие, напоминающие, дополняющие или контрольные вопросы. Не допускаются наводящие вопросы. Формулируются вопросы кратко, ясно, конкретно и ставятся в такой редакции, которая предполагает развернутые показания, а не односложные ответы «да» или «нет». Вопросы задаются обвиняемому с целью получения от него сведений о тех фактах, которые недостаточно им освещены, уточнения отдельных положений и специфических выражений обвиняемого, восстановления в памяти обвиняемого забытых фактов, проверки показаний обвиняемого и его изобличения, если он не дает правдивых показаний. Вопросы ставятся в определенной последовательности: один должен вытекать из другого, более общего, и являться логическим продолжением предыдущего. Допрос от выяснения общих обстоятельств к частным способствует тому, что допрашиваемый не может сориентироваться в тактике допросе и имеющихся у следователя доказательствах. Показания обвиняемого по каждому заданному вопросу фиксируются следователем и могут сразу же даваться ему на подпись. Логически правильно поставленные вопросы и своевременное предъявление доказательств способствуют тому, что обвиняемый вынужден в конце допроса признать ложность своих утверждений.
Следственной практике известны два основных приема предъявления доказательств обвиняемому, не признающему себя виновным. Первый заключается в постепенном предъявлении сначала доказательств менее значительных, косвенно подтверждающих его вину, а затем все более и более веских. Второй прием – предъявление наиболее значимого доказательства в самом начале допроса. Выбор того или иного тактического приема зависит от обстоятельств дела, личности обвиняемого, характера имеющихся доказательств.
Иногда обвиняемые, вначале отрицающие свою вину, в конечном счете говорят правду о содеянном ими. Приближение этого момента можно заметить по физическому и моральному состоянию обвиняемого, по исчезновению уверенности в его показаниях, по появлению пауз. Часто в такой момент обвиняемые просят перенести допрос на следующий день либо демонстративно отказываются давать показания. В случае отказа давать показания допрос следует прервать и дать возможность обвиняемому взвесить все доказательства, которые убедят его в необходимости рассказать правду.
Если обвиняемый просит перенести допрос на следующий день, предоставить ему возможность «подумать», обещает рассказать правду завтра, то допрос целесообразно не прерывать, а использовать новые доказательства его вины, снова подойти к оценке предъявленных доказательств, но уже с другой стороны. Перенести допрос на следующий день означает начать все сначала. Обвиняемый после перерыва, как правило, не дает правдивых показаний, а лишь приспосабливается к тем доказательствам, которые его изобличают, и преподносит их затем ввыгодном для себя свете.
В том случае, если обвиняемый выдвигает алиби, оно должно быть проверено. Иногда опытные преступники на случай задержания заранее подготавливают доказательства своего алиби: ссылаются на вымышленные события или на те, которые действительно произошли, но в другое время. Проверка алиби обвиняемого проводится следующим образом.
Во-первых, обвиняемый самым подробным образом допрашивается об обстоятельствах, связанных с его алиби. Если, несмотря на значительный промежуток времени, отделяющий допрос от момента преступления, он последовательно и подробно описывает, что он делал на всем протяжении дня, это должно насторожить следователя. Человек не в состоянии запомнить подробно все факты своей жизни. Запоминаются лишь наиболее яркие,необычные. К числу таких впечатлений как раз и относятся впечатления, связанные с совершением криминального деяния. Преступник неможет быстро забыть их и поэтому к придуманному рассказу в подтверждение ложного алиби с неизбежностью примешиваются факты, действительно имевшие место, или образуются пробелы и несовпадения в деталях рассказа.
С целью изобличения обвиняемого можно использовать следующий тактический прием. Прежде всего самым подробным образом фиксируются показания обвиняемого о дне, когда произошло преступление. Эта часть протокола дается на подпись обвиняемому. Затем предлагается также подробно описать, как обвиняемый провел один из дней, предшествовавших преступлению или последовавших за ним. Показания обвиняемого по данному вопросу будут менее подробными и определенными. После этого следователь спрашивает, чем объяснить, что такой-то день он запомнил самым подробным образом, а как провел дни, прошедшие недавно, не помнит.
Во-вторых, следует немедленно допросить лиц, названных обвиняемым и показаниями которых алиби обвиняемого может быть подтверждено или опровергнуто. При допросе этой категории свидетелей нужно соблюдать ряд требований: а) указанные обвиняемым лица тщательно допрашиваются. Подробно выясняется, где находился обвиняемый и чем занимался в тот момент, когда было совершено преступление, какое расстояние отделяло его от места злодеяния, кто еще может подтвердить показания данного свидетеля, почему ему так хорошо запомнился этот день и т.д. Этот прием основан на известном положении о том, что ложь до конца продумать нельзя. Если обвиняемый заранее условился с указанным лицом, какие следует давать показания, то детальный допрос всегда выявит расхождения, свидетельствующие о ложности их утверждений; б) допрос таких лиц ведется по правилу: от общего к частному, вопросы ставятся в такой последовательности, чтобы допрашиваемый не мог догадаться о том, какой ответ наиболее выгоден для обвиняемого; в) наряду с допросом свидетелей, названных обвиняемым, устанавливаются и допрашиваются другие свидетели, чья объективность не вызывает сомнения; г) следователь предпринимает меры для того, чтобы свидетели не смогли договориться между собой и обвиняемым.
В-третьих, для проверки показаний обвиняемого можно рекомендовать проведение ряда повторных допросов его по обстоятельствам, связанным с алиби. При этом вопросы должны задаваться допрашиваемому таким образом, чтобы последовательность в изложении фактов менялась. Сопоставление показаний обвиняемого дает возможность выявить неточности ипротиворечия, изобличающие его.