Как построить свою речь (словесное оформление)

При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно ли составлять её письменный текст. Античные теоретики ораторского мастерства считали написание речи единственно верным способом её подготовки: «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит способность даже без подготовки говорить, как по писаному» - утверждал Цицерон.

Многие опытные ораторы, известные политические деятели наших дней тоже считают, что текст речи должен быть предварительно написан. Заранее подготовленный текст речи вселяет в оратора уверенность, помогает ему справиться с волнением перед выступлением.

Процесс создания текста активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свою мысль. После того как текст речи подготовлен, желательно прочитать его коллегам, знакомым или родным, обсудить со специалистами, внести коррективы в соответствии с высказанными замечаниями.

Текст выступления готов. Можно просто выйти и прочитать его, но такое выступление не принесёт успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, т.к. отсутствует живой контакт с аудиторией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. В отдельных случаях, если текст небольшой – это оправдано. Но, если приходится выступать с развёрнутым материалом: докладом, лекцией, сообщением, то лучший способ выступления с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыслить написанное. Затем соответствующим образом подготовить сам текст речи: подчеркнуть основные положения, выделить названия, термины, цитаты, обозначить то, что оратор приводит в пример и т.п. Таким текстом легко пользоваться: достаточно взглянуть на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст даёт возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Высший класс мастерства публичного выступления – это умение выступать без всяких записей, без опоры на текст. Такой способ выступления называется импровизацией и он пригоден только для опытнейших профессионалов. Импровизация возможна только на базе предварительно полученных знаний. Иногда приходится выступать экспромтом, без предварительной подготовки. В таком случае следует набросать быстрый план выступления. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Удачный экспромт – это результат постоянной работы, итог долгих размышлений, награда за кропотливый труд.

Прекрасным оратором-импровизатором своего времени был А.В. Луначарский. На вопрос, как это ему удаётся так легко выступать, он ответил фразой, которая стала афоризмом: «Я готовился к этому всю жизнь».

Как побороть страх перед публичным выступлением. Для тех, кто испытывает страх перед аудиторией, могут помочь следующие советы:

Отдать себе отчет в причине страха. Никто вас не обидит. Ваши слушатели настроены дружелюбно и желают вам успеха.

Выступать в полной готовности, имея хорошо подготовленный и продуманный текст с полным информационным обеспечением.

Сохранять уверенный вид. Не спешить. Паузы делать так часто, как посчитаете нужным. Не бояться случайных оговорок.

Преодолеть страх действием: сразу приступить к делу. Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Энергично произнесённые фразы произведут впечатление на слушателей.

Приёмы управления аудиторией.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Он возникает на основе совместной мыслительной деятельности: оратор (излагая тему исследования) и слушатели (следя за развитием мысли) должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории учёные называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также эмоциональное сопереживание, когда отношение выступающего, его заинтересованность, убеждённость передаются слушателям, вызывая у них ответную реакцию. Если оратор говорит уверенно, ведёт себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашёл нужный подход к аудитории.

На установление контакта влияют следующие факторы:

актуальность обсуждаемого вопроса, новизна освещения данной проблемы, интересное содержание выступления;

личность оратора, его эрудированность, его умения, его нравственность.

Каждому выступающему необходимо знать приёмы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи. К таким приёмам относятся:

обращение;

тайна занимательности;

вопросно-ответный ход;

юмор;

апелляции к речи предыдущего оратора или к событиям, имеющим значимость в данном вопросе;

В публичном выступлении используются прием сопереживания, соучастия, Умелая, своевременная ссылка на авторитеты или известные источникипомогает придать значимость и убедительность позиции оратора. Оживляют выступления примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, крылатые слова.

Переключению внимания помогает обращение к аудитории. Удачно найденные обращения позволяют оратору расположить к себе слушателей.

Также для переключения и удержания внимания может быть использованы риторические вопросы и паузы. Различают паузы хезитации (обдумывания, размышления), интонационно-синтаксические, интонационно-логические, психологические, эмоциональные, ситуативные и физиологические.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приёмы, т.е. повышение или понижение тона голоса, изменение громкости или темпа. Известно, что быстрая речь утомляет слушателей, а медленная «усыпляет». Интонация делает устную речь богаче; важен тон голоса, интенсивность, темп речи и тембр голоса.

Таким образом, если оратор заинтересовал слушателей, настроил их на восприятие речи, установил с ними контакт, удержал внимание и интерес аудитории до конца выступления, то его задача выполнена.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимается под ораторским искусством?

2. Назовите известные имена в истории развития ораторского искусства.

3. Какие личные качества необходимы хорошему оратору?

4. Когда и где возникло ораторское искусство? При каких формах правления оно процветает?

5. Какие задачи выполняет публичная речь?

6. Назовите этапы подготовки публичного выступления.

7. Каких принципов следует придерживаться во время выступления?

8. Из каких элементов состоит структура выступления?

9. Какие факторы влияют на установление контакта с аудиторией?

10. Какие приёмы управления аудиторией вам известны?

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина А. А., Акишина. Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., испр.,М.,2002.

3. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск, 1996.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.М.,1990.

5. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2001.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 1995.

7. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.

8. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2007.

9. Волгин Б., Деловые совещания. – М., 1991.

10. Дебольский М., Психология делового общения. – М., 1992

11. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – Киев, 1989.

12. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.М.,1977.

13. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 1998.

14. Нефедова Н.В., Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н. – М., 1997.

15. Нефедова Н.В., Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.

16. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: СПбГУ, 2000.

17. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997.

18. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997.

19. Русский язык и культура речи для инженеров: Учебник. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Изд-во «Феникс»,2003.

20. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов экономических и управленческих специальностей. Н.В.Нефедова. Из-во «Феникс», 2008.

21. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред.проф. В.И.Максимова.М., 2002.

22. Стернин И.А. Русский язык делового общения. – Воронеж, 1995

23. Сухарев В.А., Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996.

Наши рекомендации