Этапы работы над проектом. Вопросы рефлексивной (саморефлексивной) оценки:
Этап проекта | Содержание работы |
Погружение в проект (1-я неделя) | Учитель формулирует проблему, предлагает сюжетную ситуацию и возможные темы проектов. Происходит личностное присвоение проблемы учащимися, вживание в ситуацию. На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта из числа предложенных или свою собственную. Учитель помогает сформулировать цель и задачи каждого проекта. |
Организация деятельности (2-я неделя) | Учитель и учащиеся совместно организуют группы (в соответствии с выбранной темой), распределяют роли, планируют работу и выбирают формы и способа презентации предполагаемых результатов |
Осуществление проекта (3-4-я недели) | Учащиеся работают активно и самостоятельно в соответствии с проектным замыслом на уроках, в группе продленного дня, дома: «добывают» недостающие знания, консультируются, готовят презентацию. Продуктивным моментом данного этапа является взаимодействие детей с родителями: посещаются и фотографируются выбранные природные, культурно-исторические и другие объекты городской среды; оказывается помощь в создании презентаций и т.д. Функция учителя – консультационно-организационная. |
Презентация проекта. Подведение итогов (5-я неделя) | Учащиеся, представляя результаты проекта, демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата; взаимооценку деятельности и ее результативности. Учитель подводит итоги: обобщает и резюмирует полученные результаты; оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; акцентирует внимание на умении работать в группе, на общем результате |
Вопросы рефлексивной (саморефлексивной) оценки:
· Выполнили ли Вы все, что задумали?
· Достаточными ли знаниями и умениями Вы обладали, или пришлось чему-то научиться?
· По каким этапам выполнялся проект?
· Что было выполнить легко, а в чём Вы испытывали трудности?
· Какие комментарии получили относительно выполненного проекта (от учащихся, родителей и др.)?
· Как можно улучшить проект?
· Что дало Вам участие в этом проекте?
· Оцените совместную работу группы и участие каждого.
Электронное приложение (Папка «Санкт-Петербург: люди и время»)
Ø Презентация «Град Петров: рождение города на Неве» (Комарова Анастасия, 4 класс).
Ø Презентация «Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург» (Филиппов Иван, 4 класс).
Ø Презентация (ролик) «История Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург – столица Российской империи» (Калабуш Екатерина, 4 класс).
Ø Кроссворд «Исиория санкт-Петербурга» (Борадавка Вера, 4 класс).
Мы творим – что может быть прекраснее!!!
Е.П. Шукшина,
учитель технологии высшей категории ГОУ СОШ № 71
Постановка проблемы. Отличительная особенность проектов, выполняемых на уроках технологии – их творческий и одновременно прикладной характер.
При постановке проблемы учителем могут быть использованы различные педагогические приемы: в 5-ом классе – сказочная или фантастическая «добавка» – учитель дополняет реальную ситуацию фантастическим или сказочным сюжетом; в 6-ом классе – удивление – учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. В 7-ом классе – практичность теории – введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Приведем несколько примеров.
Ø «Давайте вспомним сказку о Золушке. Напомните мне, пожалуйста, в каком наряде она ходила дома, когда выполняла различные работы, которые ей поручали злая мачеха и ее родные дочери? (Дается возможность ответить). А как вы считаете, если бы на ней был надет фартук, ее платье могло бы выглядеть чуточку лучше и чище?», – (ответ учащихся). Далее разговор переводится в требуемое по теме урока направление – рабочая одежда и ее разновидность – фартук и косынка.
Ø «Ночная сорочка. Что может быть проще и обыденнее? Но… Представьте себе, сколько необычных, красивых и элегантных изделий мы можем получить на основе этой самой простой и, казалось бы, не очень интересной вещи нашего гардероба. Давайте пофантазируем!»
Ø «Мы с вами очень любим получать подарки. Расскажите, какие подарки вы получили за последний месяц? – (дается возможность ответить), – Все это очень интересно и замечательно. Но представьте себе, что на уроках каждая из вас сможет сделать себе, или своим близким и друзьям, замечательный подарок – сшить халат для дома, платье-халат для прогулки, халат после бани с капюшоном и т.д. А можно своими руками сделать замечательный подарок ко дню рождения или празднику.
При выборе темы проекта желательно, чтобы родители, дедушки, бабушки также принимали в этом участие и оказали посильную помощь, как в формировании творческого замысла, так и в подборе материалов и необходимой литературы.
Актуальность проекта, его значимость очень индивидуальны. Все зависит от темы и направления работы, от целей, которые ставятся перед учителем и учащимся, от социального заказа на проект. Многое зависит от способностей ребенка, от его творческого потенциала.
Руководитель проектного направления: Е. П. Шукшина.
Учебный предмет: технология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проектного направления: история, черчение, изобразительная деятельность, литература, русский язык, биология, химия, математика.
Участники проектов: учащиеся 5-х – 11-х классов; родители.
Тип проектов: творческие, практико-ориентированные (прикладные) с включением исследовательского компонента; индивидуальные (предпочтительно), возможны групповые (в группе от 2-х до 5-ти человек); долгосрочные (от одного месяца до полугода).
Заказчик проектов: учащиеся и их родители; администрация школы; учителя-предметники; НМЦ, Центр славянской культуры и письменности Калининского района.
Цель проектов: обеспечить освоение способов познания через практическую деятельность; активизировать обучение и воспитание путем приобщения учащихся к материальной культуре, традициям и духовным ценностям общества.
Задачи проектов:
· развивать ценностно-смыслового самоопределения учащихся в приобретении ими социального опыта;
· научить соотносить учебный процесс с логикой обретения человеком уверенности в себе, самосовершенствованием, с радостью творчества;
· развить взаимодействие сотворчества участников учебного процесса с реализацией конкретного творческого плана.
· активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках технологии за счет их привлечения к учебно-исследовательской деятельности;
· повысить мотивацию и интерес учащихся к практической деятельности, к самостоятельной исследовательской работе;
· воспитывать стремление к достижению высоких результатов на олимпиадах, конкурсах и др.;
· развивать высокую активность учащихся школы в подготовке и проведении традиционных районных, городских, муниципальных, региональных выставок декоративно-прикладного творчества и др.;
· участвовать в созданиии комфортной и развивающей образовательной среды.
Некоторые направления творческих проектов учащихся:
§ конструирование, моделирование и изготовление одежды;
§ различные виды рукоделия (вышивка крестом, вязание на спицах, вязание крючком, ручное ковроделие, бисероплетение, вязаная игрушка и т.д.);
§ оформление интерьеров (изготовление занавесок, штор, дизайн окна; интерьер гостиной, кухни, столовой, детской; изготовление различных декоративных изделий, например, для оформления кухни, гостиной, детской комнаты и т.д.);
§ разработка и изготовление комплекта вязаных игрушек для кукольного театра;
§ комнатные растения, цветы в интерьере;
§ садовые растения, цветы, дизайн сада;
§ домашние любимцы (животные, птицы, рыбы, содержание и уход);
§ разработка меню и варианта оформления праздничного стола…
Но совсем необязательно связывать себя предложенными направлениями. Каждый может выбрать проект по своему усмотрению.