Лист экспертной оценки проектной деятельности
№ п/п | Характеристики проектного решения | Уровень решения | ||
Высокий (1 балл) | Средний (0,5 баллов) | Низкий (0 баллов) | ||
1. | Формулировка проблемы Проект содержит четкую формулировку проблемы | |||
2. | Анализ проблемы Определены причины существования проблемы | |||
3. | Продуктивность решения Обоснованы способы Решения проблемы | |||
4. | Реалистичность решения Проблема может быть решена в ближайшем будущем. При ее решении могут быть использованы как возможные, так и имеющиеся результаты | |||
5. | Востребованность решения, его привлекательность Проектное решение привлекательно для большинства участников образовательного процесса | |||
6. | Учет возможных следствий и рисков Учтены как позитивные, так и негативные следствия внедрения проектного решения | |||
7. | Социальная значимость Проектное решение повысит уровень подготовки учащихся к решению жизненных проблем | |||
8. | Качество устной презентации Доклад носит целостный характер, основные позиции отличает четкость изложения, отсутствуют речевые ошибки | |||
9. | Качество компьютерной презентации Содержание презентации иллюстрирует развивает основные положения доклада, использованные программные средства отвечают современным возможностям наглядного представления материала | |||
10. | Умение отвечать на вопросы Ответ на вопрос полный и аргументированный. Может быть высказана собственная позиция при ответе на вопрос | |||
Всего по выделенным характеристикам | Максимум 10 баллов |
Какие критерии выбрать, каждый учитель решает самостоятельно, исходя из конкретной педагогической ситуации. Критерии следует обсудить с учащимися и учесть их пожелания.
Условно по каждому критерию можно выделить 3 уровня: высокий, средний, низкий.
Для индивидуальных проектов целесообразно использовать балльно-рейтинговаую оценку(на основе [22]). Анкета (таблица 3) заполняется после защиты самим проектантом, его одноклассниками и учителем.
Таблица 3
Индивидуальная карта балльно-рейтинговой оценки
проекта учащегося
Критерии оценки | Самооценка | Оценка педагога | Оценка одноклас сников | |
Процесс проектирования | 1. Интеллектуальная активность (из 10 баллов) | |||
2. Творческий подход (из 10 баллов) | ||||
3. Практическая деятельность (из 10 баллов) | ||||
4. Умение работать в команде (из 10 баллов) | ||||
5. Достигнутый результат (из 15 баллов) | ||||
6. Оформление проекта (из 15 баллов) | ||||
Защита проекта | 7. Представление (из 15 баллов) | |||
8. Ответы на вопросы (из 15 баллов) | ||||
ИТОГО: | ||||
Среднеарифметическая величина: | ||||
от 85 до 100 баллов – «5» от 70 до 85 баллов – «4» от 50 до 70 баллов – «3» менее 50 баллов – «2» | Оценка |
Для учащихся старших классов может быть предложен более сложный балльно-рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно.
Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество записи: оформление, соответствие, рубрикации и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Защита проекта:
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.
2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.
Суммарная оценка работы и защиты:
отлично – 155-200 баллов
хорошо – 100-154 балла
удовлетворительно – менее 100 баллов.
Задача учителя – направлять рефлексивную оценку школьником своей проектной деятельности.
При саморефлексии ученик отвечает на важные для него вопросы, которые касаются как самой проектной деятельности, так и самооценки своей успешности в этой деятельности.
· Рефлексивная оценка решения поставленной проблемы: насколько успешно она решена? В зависимости от типа проекта: насколько полно собрана информация, и в какой мере она удовлетворяет потребность, обозначенную при формулировке проблемы. Насколько представленное проектное решение было успешным, и как оно может быть улучшено?
· Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования: насколько Я был успешен в процессе проектирования? Ответ на этот вопрос должен отражать ряд критериальных моментов, связанных с этапами проектирования, например: значимость и четкость формулировки проблемы; аргументация положений гипотезы, планирование и проведение исследования (если проект исследовательский); успешность применения творческих методов проектирования (если проект творческий); широта спектра первоначальных идей; достаточность проработки выбранной идеи и т.д.