Цель и задачи контрольной работы

Контрольная работа (КР) имеет цельюзакрепить полученные теоретические знания, научить студентов самостоятельно применять их для комплексного решения конкретных задач, самостоятельной работе студентов с учебной, периодической литературой и нормативными документами.

В контрольной работе студент должен решить следующие основные задачи:

· раскрыть сущность, значение, содержание, методы и пути реше­ния конкретных вопросов;

· проанализировать практическую реализацию предложенной темы, обобщить поло­жительный опыт, показать имеющиеся недостатки, выявить их причины и обосновать пути устранения;

· сделать необходимым выводы.

Основные требования, предъявляемые к контрольной работе

1. Правильное понимание и умелое освещение излагаемой проблемы.

2. Критический подход к изучаемым материалам, самостоятельная аргументация выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

3. Литературное, логически последовательное и самостоятельное из­ложение материала.

4. Возможно использование практических материалов из жизни, насыщенность цифровыми данными из справочной и научной литературы.

5. Систематизация цифровых данных в виде диаграмм, схем, таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выводами.

6. Использование Законов Правительства РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Совета Министров РФ и других нормативных документов, трудов отечественных и зарубежных специалистов.

7. Контрольная работа должна состоять из введения, теоре­тического и аналитического разделов, заключения и списка использо­ванной литературы.

Этапы написания контрольной работы

3.3.1 Выбор темы

Выбор темы начинается с ознакомления с тематикой контрольных работ, после чего выбирается интересующая тема.

Студентам, выполняющим по учебному плану выпускную квалификационную работу (ВКР), рекомендуется выбирать тему контрольной работы, аналогичную или близкую теме ВКР.

Подбор литературы

Правильный подбор литературы в значительной мере определяет качество написания контрольной работы.

Подбор литературы рекомендуется начать с выяснения места темы в курсе изучаемой дисциплины. Необходимо просмотреть планы всех занятий и рекомендованную к ним обязательную и дополнительную литературу.

После этого целесообразно ознакомиться с каталогами библиотеки вуза и других библиотек города.

Название отобранной литературы лучше всего записывать на отдельных карточках или в специально заведенной тетради. Это позволит сгруппировать ее по вопросам содержания и изучить в определенной последовательности, а также облегчить составление списка используемой литературы.

Рекомендуется на каждой карточке оставить место для последующих пометок (например, переписать оглавление, кратко изложить основное содержание и т.п.). После предварительного подбора литературы рекомендуется пересмотреть ее перечень, исключить устаревшие издания.

Предварительное ознакомление с литературой

и составление первого варианта содержания КР

Отобранную литературу рекомендуется сначала бегло просмотреть, то есть определить, какие вопросы и в какой последовательности рассматриваются в той или иной работе, статье или руководящем документе, в каком вопросе или разделе их можно использовать при написании контрольной работы, имеются ли статистические данные или другой фактический материал.

Все это необходимо отразить в карточке и учесть при составлении предварительного варианта содержания контрольной работы.

Содержание является основой контрольной работы. От того, насколько качественно он составлен, зависит структура, содержание, логическая взаимосвязь рассматриваемых проблем.

По мере более глубокого изучения литературы содержание может уточняться и дополняться.

Практика показала, что наиболее оптимальным является содержание, сос­тоящее из введения, трех основных вопросов и заключения. Вопросы должны быть сформулированы кратко и выражать самые сущест­венные аспекты (стороны) темы. При последующей работе содержание можно добавить подвопросами, развернуть в тезисы пли составить проспект, то есть изложить основное содержание каждого раздела, введения и выводов.

Изучение литературы

После предварительного ознакомления с литературой обычно остается 10-20 источников.

Успех изучения литературы во многом зависит от правильной организации работы.

Начать рекомендуется с просмотра соответствующего раздела программы курса, учебника и учебных пособий, с тем, чтобы легче было разобраться в специальной литературе.

Затем необходимо изучить нормативные документы и законодательные акты, подобранные по данной теме.

Затем можно перейти к изучению специальной литературы, опубликованной в монографиях, сборниках статей, периодичес­ких изданиях.

Читать рекомендуется с карандашом в руках. Следует одновременно продумывать прочитанное, выделять наиболее важные и сложные места, делать пометки об этом на рабочих листах (тетрадях), чтобы при повторном чтении их лучше уяснить.

Обратить внимание на разные трактовки авторов отдельных понятий, процессов, закономерностей и т.д.

При чтении могут встречаться непонятные слова и выражения. Не следует оставлять их без выяснения. Объяснение их значения можно найти в словарях и другой справочной литературе или проконсультироваться у преподавателей.

Выписки можно делать своими словами. Особенно важные места ре­комендуется записать дословно. При дословных выписках обязательно нужно сделать пометку, кто автор, как называется работа, издательство, год издания, страница.

При изучении литературы удобнее всего пользоваться отдельными
листами. Писать следует только на одной стороне листа. Надо помнить, что можно сделать много интересных записей, но они пропадут, если нет должного порядка в их размещении, не отмечен источник.

Целесообразно каждый выписанный образец озаглавить соответствующей проблемой. Это поможет сгруппировать материал по соответствующим разделам (вопросам) контрольной работы.

Наши рекомендации