Коммуникативная структура малой группы
Тот, кто думает, что может обойтись без других,
ошибается; но, тот, кто думает, что другие не могут
обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Ф. Ларошфуко
Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого[367].
Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. При исследовании малых групп чаще всего выделяют:
ü структуру связей и отношений, порождаемую совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);
ü структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевая и коммуникативная структуры, структура эмоциональных отношений).
В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:
ü положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);
ü направленность и интенсивность коммуникаций в группе.
Владение информацией – важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии (в ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером). С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет[368]. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелательный характер придается передаваемой информации.
При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Таким образом, в централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию, а также к этому одному человеку вся информация и «стекается».
Виды централизованных коммуникативных структур (сетей) в малых группах представлены на рисунке 16.1.
Рисунок 16.1. Виды централизованных сетей
Фронтальная – участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга, когда человек владеющей информацией ей делится. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия. Или же, обратное – все участники передают информацию одному человеку, при этом они слышат ее друг от друга, но контакт между ними опять-таки отсутствует.
Радиальная – это наиболее централизованная система коммуникации. Как следует из рисунка, периферийные члены группы здесь имеют возможность взаимодействовать только с человеком, находящимся в центре, и лишены возможности общаться напрямую. Понятно, что индивид, находящийся в центре «колеса» (так еще называют радикальную сеть), обладает всей полнотой контроля – ведь к нему стекается вся информация. Он может делиться ею с периферийными членами, а может и не делиться. Но даже в случае, если «центральное лицо» делится информацией отсутствие единства места и времени ее передачи затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать. Именно такую систему коммуникации пытаются сформировать различные посреднические фирмы в торговле, в сфере услуг и т.д. По принципу «колеса» могут создаваться и преступные группировки. Во всех этих случаях контроль над информацией наделяет властью.
Иерархическая сеть (второе название «игрек») – также жестко централизованная, да еще к тому же и более сложная. Это структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть – нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.
В эту систему могут быть включены сотни, а то и тысячи человек. Такая система коммуникационной сети типична для многих силовых структур. Существует она также и в крупных вузах, где преподаватель имеет дело с кафедрами, кафедры – с факультетами и т.д. Как и в радикальной сети, лидирующее положение здесь обеспечивается местоположением человека в иерархии. Чем ближе он находится к вершине, тем большей информацией, а значит, и властью обладает.Существуют различные варианты децентрализованных сетей. Их основное отличие от сетей первого типа состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников, то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.
Виды децентрализованных коммуникативных структур в малых группах показаны на рисунке 16.2.
Рисунок 16.2. Виды децентрализованных сетей
ü Круговая сеть (информация идет по кругу) – не способствует, а препятствует появлению доминирующего лица или организационного звена. Она отличается тем, что здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их.
ü Полная сеть (второе название «перекрестная») характеризуется полным отсутствием препятствий для свободного межличностного общения и передачи информации. Здесь каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим.
Сложнее обстоит дело с коммуникативной сетью «цепочка» (рисунок 16.3.).
Рисунок 16.3. Вид сети «цепочка»
С одной стороны, это одна из самых простых систем, в которой информация передается последовательно от одного члена группы к другому; с другой же, именно по ее поводу имеются значительные разночтения в литературе. И эти разночтения приводят к тому, что одни авторы причисляют ее к централизованным системам, аргументируя это тем, что главное положение здесь будет занимать человек, замыкающий цепочку (Х. Левит)[370]; а другие относят ее к децентрализованным системам, говоря, что она отличается от круговой сети только тем, что первый и последний человек в ней не связаны друг с другом (например, такая система коммуникаций работает в конвейерных производствах)[371]. Последняя позиция, на наш взгляд, является более точной поскольку во всех источниках эта «цепочка» представлена в горизонтальном положении, а это предполагает, что замыкающий цепь не обязательно является руководителем (и все же, здесь возможны варианты – Т.Б.).
Особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.
Таким образом, коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации[372].
На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.
Рассмотрим преимущества и недостатки централизованных и нецентрализованных сетей по различным критериям:
1) удовлетворенность членов группы.
Как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность отдельного индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее[373].
Таким образом, централизованные сети приносят удовлетворение тем людям, которые занимают центральные позиции (как приятно и заманчиво влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию с их сторон), а децентрализованные – людям, занимающим периферийные позиции, т.к. дают всем одинаковые возможности высказывать свои взгляды и мнения, участвовать в совместных делах и принимать решения.
2) организационное развитие группы.
Централизованные сети организационно сплачивают группу, делают ее более «управляемой» и позволяют лучше осуществлять контроль. В то время как децентрализованные – способствуют развитию межличностных отношений.
3) развитие лидерства.
Централизованные – стимулируют борьбу за лидерство, за более высокое место в иерархии, за желание достичь авторитета власти. В децентрализованных – лидирующие позиции предопределяются не местом в системе, а личностными качествами, умениями, профессионализмом людей, входящих в группу (так называемая власть авторитета).
4) эффективность решения задач.
Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался экспериментальным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуникативного процесса группа наиболее эффективна в решении поставленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена циркуляция информации в группе (кем, кому и как часто должна передаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей?[374]. Эти же вопросы ставились немного позже и Г. Ливиттом (1951). Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации существенно влияет на способ решения поставленных проблем.
Централизованные сети способствуют более быстрому решению относительно простых задач. В этом случае централизация позволяет сделать меньше ошибок и быстрее достичь цели. Децентрализованные способствуют более качественному решению творческих задач, не лимитированных временем, задач повышенной сложности (структурированных, имеющих несколько вариантов решения, многоступенчатых, беспрецедентных и т.д.). Централизованное взаимодействие становится в этом случаем громоздким и неповоротливым.
Преимущество децентрализованных сетей в том, что они снижают отрицательные последствия в том случае, если группа лишится некоторых своих членов. Б. Ронзен и М. Дубник (1987) установили, например, что одним из факторов, приведших к взрыву американского челнока «Челленджер», был уход из команды обслуживания двух штатных сотрудников, которые отвечали за расчет соединения злополучных топливных баков, которые и взорвались. Без этих ключевых членов штата внимание к изоляции соединения баков было ослаблено, а необходимая информация не передана соответствующим людям из команды обеспечения полета[375].
Позже К. Фашо и С. Московичи пришли к заключительному выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соответствует структуре поставленной задачи.