Информационное обеспечение прогнозирования
Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития. Процесс прогнозирования по своей сути — процесс переработки информации. На входе исследователь имеет информацию о состоянии системы в прошлом, на выходе — о вероятном состоянии системы в будущем.
Основным видом используемой в прогнозировании информации выступает экономическая информация.Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, разрабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.
Для экономической информации характерны массовость (большие объемы), повторение циклов получения и обработки в установленные периоды, большой удельный вес сравнительно стабильных элементов, объединяемых для дальнейшей обработки или длительного хранения. Составной частью экономической является статистическая информация, отражающая процессы и явления в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, отраслях народного хозяйства, сферах и регионах, в народном хозяйстве в целом.
В связи с усилением социальной направленности прогнозирования важную роль приобретает социальная информация, которая выражает интересы отдельных социальных сословий, классов, групп, общества.
Социологические исследования сегодня ведутся широко. Работают и создаются новые центры изучения общественного мнения, имеются специализированные подразделения и лаборатории.
Одной из форм получения социологической информации является опрос. В результате обработки социологической информации систематизируются аналитические данные, на базе которых уясняются социальные явления, принимаются решения в сфере социального планирования и прогнозирования.
По назначению в процессе управления экономикой всю информацию можно разделить на управляющую и осведомляющую.
Управляющаяинформация состоит из доводимых до сведения исполнителей решений либо в форме прямых приказов, плановых заданий, либо в форме экономических и моральных стимулов, мотивирующих поведение исполнителей.
Осведомляющая информация выполняет в экономической системе функцию обратной связи и связи с внешней средой (это учетно- статистическая информация, результаты маркетинговых исследований, мониторинга внешней среды и т.п.).
Для разработки прогноза больший интерес представляет осведомляющая информация.
В зависимости от возможности использования и ценности информации для принятия решения можно выделить три группы информации: полезная, избыточная и ложная.
Полезная информация характеризуется достоверностью, полнотой, своевременностью, доступностью для обработки. Именно она позволяет выявить закономерности в развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в прошлом.
Избыточная информация — это информация, не нужная для целей прогнозирования, либо информация, не имеющая отношения к содержанию разрабатываемого прогноза, либо сведения, поступающие в объеме, недоступном для своевременной обработки исследователем.
Ложная информация возникает при ошибках в сборе, обработке и передаче данных, поэтому сбор данных предполагает не только получение корректных данных, но и проверку их достоверности.
Требования к информации:
1) релевантность — используемая ретроспективная информация должна отражать именно анализируемые стороны деловой деятельности исследуемых объектов в соответствующие моменты времени;
2) надежность и точность — используемая информация должна обеспечивать объективное описание изучаемых характеристик с заданной степенью точности. Точность измерения – степень приближения результатов измерений к истинному значению измеряемой величины. Достигается она с помощью различных методов проверки надежности используемых источников, соблюдения принятой методологии измерений, достоверности ответов респондентов, устранения сбоев и опечаток в записи данных;
3) сопоставимость — данные должны сопровождаться такими комментариями и пояснениями, касающимися смысла анализируемых показателей и методологии их измерения, которые позволили бы сохранить возможность их сопоставления (во времени и пространстве) и «приведения к общему знаменателю» в ситуациях, характеризующихся изменениями в методологии измерений и корректировкой состава анализируемых переменных;
4) представительность(репрезентативность) — выборка должна быть организована таким образом, при котором она полностью и адекватно представляет изучаемые свойства всей анализируемой совокупности.
Использование при разработке прогноза информации, не отвечающей этим требованиям, может привести к искаженному представлению о развитии объекта в прошлом и соответственно к ошибкам в описании будущего.
5) полнота информации, которую следует рассматривать во временном и содержательном аспектах. Во временном аспекте этот показатель отражает корректность использования ретроспективной информации для разработки прогноза. Например, при применении формализованных методов прогнозирования (экстраполяция, корреляционный и регрессивный анализ) необходимо иметь информацию об объекте за период, в 3 раза превышающий прогнозный, и, кроме того, в период ретроспекции для объекта должно быть характерно эволюционное, стабильное развитие. В содержательном аспекте полнота информации означает ее достаточность для содержательного описания сущности прогнозируемого события, ее наличие за каждый выделенный временной промежуток ретроспективного периода или на каждую рассматриваемую дату.
6) полезность информации-способность приносить пользу в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами и определяется абсолютной или относительной величиной полученного эффекта (например, экономического, технологического, социального и т.д.) в результате использования конкретного ИР по отношению к результату, достигнутому без использования данного ресурса.
7) Важностьопределяет степень влияния используемого ИР в процессе анализа складывающейся ситуации и принятия решения на пути достижения поставленной цели по отношению к влиянию другой используемой при этом информации. Эта характеристика выражает, насколько нужна и значительна именно данная информация для принятия решений.
8) Актуальность отражает степень важности и значительности содержательной сущности полученной информации в момент ее использования, в том числе для анализа складывающейся ситуации и принятия решения по управлению наилучшим образом.
При этом следует отметить, что использование информации, полностью или частично потерявшей актуальность, может привести к ошибочным решениям. Поэтому в процессах управления каким-либо объектом стремятся получить информацию о нем до момента его изменения таким образом, чтобы успеть выработать необходимые решения по последующему управлению. В этом случае информация адекватно и достоверно отражает действительность и, следовательно, сохраняет свою актуальность для использования.
9) Своевременностьхарактеризует факт поступления информации в пределах временного периода между моментом появления потребности в данной информации и моментом выполнения аналитических процедур и принятия конкретного решения по управлению. Непоступление востребованной информации создает большую неопределенность в процессе анализа складывающейся ситуации и повышает вероятность принятия неоптимального или нерационального, или неверного решения на пути достижения поставленной цели. С другой стороны, более раннее поступление информации, чем в момент появления потребности в данной информации, может снизить ее актуальность за счет старения и понижения объективности и достоверности отражения действительности на момент принятия решения.
10) Соответствие запросу — содержательная тематическая характеристика ИР, которую определяет потребитель при получении ресурса определенной тематической направленности в ответ на его конкретный тематический запрос передающей стороне. В данном случае учитывается полнота или достаточность объема знаний, заложенных в ИР, которые необходимы для эффективного решения поставленных задач.
На информационные процессы оказывает влияние множество объективных и субъективных, случайных и неслучайных факторов формального и неформального характера. В их числе: репрезентативность и достоверность исходной информации, возможные искажения в процессах ее передачи и приема, степень корректности и четкости в запросе потребителя на получение информации определенной тематики и заданного его смыслового содержания, различные условия и обстоятельства непосредственного использования информации в разных областях деятельности человека (научной, технической, производственно-технологической, социальной, образовательной и т. п.) и др.
При этом огромное значение имеют такие субъективные факторы, как степень подготовленности потребителя к рациональному использованию полученной информации, его индивидуальные взгляды на характер и величину получаемого эффекта от применения именно данного ресурса и проч.
Информационная база формируется на этапе прогнозной ретроспекции. Приступая к этому этапу, т.е. сбору информации о состоянии объекта прогнозирования и прогнозного фона в прошлом, исследователь должен определить:
- перечень характеристик объекта прогнозирования и прогнозного фона, которые необходимо проанализировать для построения прогноза;
- совокупность показателей, адекватно отражающих значение исследуемых характеристик;
- источники, содержащие необходимую информацию;
- способы сбора информации;
- форму представления информации.
На этапе прогнозной ретроспекции информация проходит физический или статистический фильтр, обусловленный чисто количественными ограничениями по пропускной способности канала, и семантический фильтр — отбор тех данных, которые могут быть поняты получателем, т.е. соответствуют тезаурусу его знаний. На этапе прогнозного диагноза информация проходит прагматический фильтр — отбор среди понятых сведений тех, которые полезны для решения данной задачи.
Этап сбора информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в прошлом — один из самых сложных и ответственных. Сложности могут возникнуть в связи с недоступностью информации, характеризующей прогнозный фон (коммерческая тайна информации о конкурентах, отсутствие систематизированной информации о покупателях и т.п.), и с трудоемкостью сбора. Особая значимость этапа связана с определяющим воздействием его на качество прогноза. Нельзя ожидать получения объективного описания будущего от прогноза, полученного на основе недостоверной, неполной информации.
Информация может быть получена с использованием первичных и вторичных данных.
Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований. Их обычно выполняют только для части генеральной, т.е. общей, совокупности исследуемых объектов. Эта часть, как известно, называется выборкой.
Вторичные данные, применяемые при проведении так называемых кабинетных исследований, – это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.
Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом получения информации, необходимой для прогнозирования и планирования.
Внутреннимиисточниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними источниками могут быть отчеты руководителей на заседаниях и собраниях коллегиальных органов управления, сообщения персонала, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая переписка.
Вторичная информация из внешней среды обширна и, как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью невозможно перечислить. Многие международные и российские организации регулярно публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.
Внешними источниками являются данные международных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН. Это, кроме того, законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати; результаты научных исследований и другие источники.
Вторичные данные можно получить из многочисленных изданий экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. К источникам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных.
В России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнообразной информации. Активно развивается процесс распространения электронной информации. Например, Госкомстат России имеет в сети Интернет серверы, содержащие необходимую в практике прогнозирования и планирования информацию.
Основная тематика электронных баз данных – это финансово-экономическая статистика, информация о государственных бюджетах, фирмах, отраслях, странах, регионах, коммерческих предложениях, ценных бумагах.
Главные достоинства использования вторичных данных – это быстрота получения, дешевизна, легкость использования, а также повышение эффективности сбора первичных данных. Поэтому сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.
Недостатки вторичных данных – это возможная несогласованность единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности.
Для определения источников вторичной информации необходимо выполнить следующие процедуры:
1) установить, какая информация уже имеется и какая необходима.
2)составить список ключевых терминов и названий, определяющих содержание источников вторичной информации.
3)осуществить поиск вторичных источников информации начиная с каталогов печатных изданий и сервером компьютерных сетей.
4)оценить найденную информацию.
Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и на так называемую синдикативную информацию. Это первичная информация, которую специальные информационно-консультационные организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам.
Методами получения вторичной информации являются: традиционный, и формализованный, контент –анализ.
Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся недостатки.
Традиционный анализ – это цепь логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Интересующая информация, заложенная в документе, часто присутствует в неявном виде, в форме, отвечающей целям созданного документа, но не всегда отвечающей целям конкретного исследования.
Традиционный анализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, оценить скрытые стороны содержания документа, проникнуть вглубь документа, исчерпать его содержание. Основным его недостатком является субъективность.
В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ – это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа – установить вид документа, его форму, время и место появления. Определяются автор и инициатор создания документа, цели его создания, достоверность и суть его контекста.
Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит неверным истолкованием содержания документа. Например, сиюминутная политическая ситуация может диктовать тенденциозную оценку событий.
Внутренний анализ – это исследование содержания документа. По существу, вся работа направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности приводимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.
Искажения могут возникнуть не только в результате личной симпатии или антипатии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора. Авторы, придерживающиеся разных теоретических позиций, могут признать существенными в объяснении конкретного явления разные факты.
Формализованный анализ документов позволяет избавиться от субъективности за счет применения количественных методов.
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, например, такой признак, как частота употребления определенных терминов, которые отражают существенные стороны содержания. Качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей.
Носителями экономической информации являются экономические показатели. Экономический показатель— это экономическое понятие в конкретном проявлении, выражающее количественную характеристику экономических явлений или процессов в единстве с их качественной определенностью. Система экономических показателей характеризует все аспекты социально-экономического развития страны: выпуск и реализацию продукции, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов и т.д. Смысл каждого показателя содержится в его названии, а значение выражается количественно или качественно. В практике статистических исследований термин «показатель» употребляется в более узком смысле как конкретное значение количественных характеристик явления в условиях конкретного места и времени.
Все экономические показатели делятся на абсолютные и относительные, натуральные, стоимостные и трудовые.
Абсолютные величины, выражающие размеры явлений и процессов, получают в результате сбора исходной информации.
Натуральные показатели призваны характеризовать количество объектов с учетом их свойств. Например, количество произведенной продукции в натуральном выражении, потребность в электроэнергии, потребность в металле для производства продукции, объем грузоперевозок, количество построенных квартир и т.п.
Более широко распространены в экономическом прогнозировании стоимостные показатели, основой для расчета которых является цена.
Значительно реже абсолютные величины выражаются в трудовых единицах измерения — человеко-часах, человеко-днях.
Относительные показатели характеризуют количественное соотношение исследуемых величин. В статистике принято выделять их следующие виды:
относительные величины структуры — характеризуют состав изучаемых совокупностей;
относительные величины динамики — характеризуют изменение изучаемого явления во времени;
относительные величины сравнения — характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам;
относительные величины координации — характеризуют количественное соотношение между отдельными частями изучаемого объекта;
относительные величины интенсивности — характеризуют соотношение разноименных, но связанных между собой абсолютных величин.
Экономические показатели могут выступать в качестве переменной или параметра объекта прогнозирования.
Переменная объекта прогнозирования - количественная характеристика объекта прогнозирования, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и (или) периода упреждения прогноза.
Значащая переменная объекта прогнозирования - переменная объекта прогнозирования, принимаемая для описания объекта в соответствии с задачей прогноза. Эндогенная переменная - значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая главным образом его собственные свойства. Экзогенная переменная объекта прогнозирования - значащая переменная объекта прогнозирования, обусловленная главным образом свойствами прогнозного фона.
Параметр объекта прогнозирования - количественная характеристика объекта прогнозирования, которая является или принимается за постоянную в течение периода основания и периода упреждения прогноза.
Термин «экономические параметры» употребляется и в более конкретном смысле как обозначение измеримых величин, которые характеризуют структуру народного хозяйства, его состояние, уровень экономического развития и сам процесс развития. В этом смысле экономическими параметрами можно назвать, например, уровень и темп роста национального дохода, соотношение темпов роста промышленности и сельского хозяйства, численность населения и т. д.