Информация - сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека

ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА – К ИНФОРМАЦИОННОМУ

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистиче­ских позиций информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение - это форма представления каких-либо сведе­ний в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц, и т. п. В широком смысле информация - это общенаучное по­нятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация - сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Информатика рассматривает информацию как совокупность кон­цептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире. Наряду с понятием «информация» в информатике часто употребляется понятие «данные». Покажем, в чем их различие.

Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлени­ями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Исходя из этого, можно определить информацию как «используемые данные».

Рассмотрим пример. Предположим, вы решили сложную задачу, заданную на дом, Придя в школу, вы встречаете своего однокласс­ника, который не смог решить эту задачу и просит вас показать ему решение. Все, что вы ему расскажете (логика решения, вычисление, ответ), будет воспринято им как информация, способствующая повы­шению уровня его компетентности. Напротив, если вы изложите те же сведения другому однокласснику, решившему эту задачу и полу­чившему такой же ответ, то для него ваше сообщение не будет являть­ся информацией, так как ничего нового для себя он здесь не найдет.

Другой пример. Предположим, у вас дома постоянно работает радио. Обратите внимание на то, как вы воспринимаете передавае­мые по нему сведения. Далеко не все служит для вас информацией. Это зависит от вашего интереса к тому или иному сообщению. Толь­ко в том случае, когда некое сообщение принесло вам что-то новое, можно говорить о получении информации. В остальных случаях сообщение сводится к простому набору данных.

Информация несет человеку новые знания об объектах, процес­сах, явлениях. Процесс обработки информации очень сложен и за­висит от множества факторов как объективного, так и субъектив­ного характера. На протяжении всей своей жизни человек постоянно участвует во всевозможных информационных процессах.

Информационный процесс - процесс, в результате которого осуще­ствляется прием, передача (обмен), преобразование и использова­ние информации.

С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения вопло­щаются в реальные действия, которые в разной степени преобразу­ют окружающий мир.

Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире. Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава, цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже ре­зультат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуру, влажность, время суток) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире, представители которого воспринимают информацию головным и спинным мозгом. Степень развития мозга опреде­ляет реакцию животного на поступающие сообщения. Так для собаки и ежа, ко­торые живут в одной квар­тире, одно и то же событие может нести разную ин­формацию. Например, зво­нок в дверь сообщает соба­ке о появлении человека, тогда как для ежа он не имеет никакого значения. Зато прикосновение к иголкам ежа служит для него сигналом опасности, и он сворачивается в шар. Собака реагирует на прикосновение совсем иначе.

Но не будем излишне увлекаться примерами. Ясно одно - в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает великое множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со свои­ми возможностями. Это то, что отличает живую природу от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды. Здесь изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия, а не информационного процесса.

С середины ХХ века интенсивность информационных процессов существенно увеличилась. Лавинообразный поток информации, хлы­нувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще заново создать какой-либо продукт, нежели разыскивать аналог, сделанный ранее. Встречным процессом является постоянное обновление и совершенствование способов, помога­ющих человеку воспринимать, преобразовывать, хранить и исполь­зовать информацию.

Наши рекомендации