Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Основными этапами выполнения выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) являются:
1) выбор темы и утверждение на кафедре;
2) подбор литературы, систематизация и обработка данных литературных источников с целью получения необходимого объема информации, а также для обоснования выбранной темы;
3) проведение экспериментальных исследований (по экспертизе качества определенной группы товара, его идентификации; изучению ассортимента товаров; изучению процессов организации деятельности предприятия и т.п.);
4) проведение маркетинговых исследований рынка ;
5) обработка, анализ, ранжирование информации для определения товарной и сбытовой политики торговых предприятий, предпринимательской деятельности;
6) оформление и рецензирование дипломной работы;
7) подготовка к защите и защита.
Выпускная квалификационная работа выполняется в сроки, определенные примерным учебным планом и рабочим учебным планом по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)». Тематика работ разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин, рассматривается и принимается в виде перечня тем ВКР цикловой комиссией сервисных дисциплин, утверждается заместителем директора по учебной работе техникума. Выбор темы ВКР является ответственным этапом для студента. Тему работы студент выбирает самостоятельно или по рекомендации преподавателя из разработанного перечня тем. Закрепление выбранной темы ВКР и преподавателя- руководителя за студентом производится решением цикловой комиссии сервисных дисциплин и утверждается приказом директора техникума. Каждому студенту выдаётся бланк-задание по выполнению работы, в котором указываются : тема работы, план работы, дата выдачи задания, срок выполнения и сдачи работы, фамилия и инициалы руководителя работы. Замена ранее выбранной и утверждённой темы допускается в отдельных случаях по заявлению студента при наличии объективных причин, что отражается решением цикловой комиссии. Тема ВКР также может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение работы по одной теме группой студентов, но с использованием базы данных разных предприятий. Тема ВКР для студентов, обучающихся по заочной форме, может быть связана с их непосредственной работой. ВКР выполняется по составленному студентом плану, согласованному с руководителем работы применительно к конкретным условиям предприятия, на информационных материалах которого выполняется работа.
После выбора темы и согласования с руководителем плана работы необходимо изучить рекомендованную литературу, составить конспекты, в которых излагаются основные положения темы, изучить справочные и статистические источники информации и сформировать цифровые данные. Затем указанные записи и конспекты следует сгруппировать по разделам плана работы. Для выполнения практической части работы в обязательном порядке необходимо использовать материалы предприятий. При этом можно использовать данные одного предприятия или же сравнивать показатели работы нескольких предприятий, работающих примерно в равных условиях. При прохождении преддипломной практики целесообразно изучать и наблюдать практические решения вопросов выбранной темы, осуществлять сбор и анализ материалов деятельности предприятия (данные бухгалтерского учёта, статистические данные, данные внутренней отчётности, действующие нормативы, служебные записки, товарные отчёты, данные товаросопроводительных документов, документы по подтверждению соответствия и др.). Затем собранную информацию необходимо сгруппировать, проанализировать, оформить в виде таблиц, графиков, схем и т.п. Каждая таблица, схема и т.п. должны иметь заголовок, обозначение единиц измерения. При обработке и анализе данных необходимо применять математические, статистические и другие необходимые методы и приёмы. Арифметические ошибки не допускаются. Представляя информационный материал для раскрытия темы дипломной работы, необходимо указать, за какой период и по каким объектам он собран, охарактеризовать его по функциональному назначению, по роли в процессе управления, принципу образования, периодичности возникновения и использования и т.д. Целесообразно также показать назначение информации в соответствии содержанием задания, что дает основание судить о системном, целостном восприятии студентом исследуемой им проблемы. В случае отсутствия необходимой информации указать его причины. При обработке и анализе данных обязательным является использование актуальных данных, желательно, за последний отчётный период. Каждый из разделов ВКР может содержать частные выводы. На заключительном этапе необходимо сделать общие выводы, сформулировать предложения.
Руководство и контроль хода выполнения работы осуществляет преподаватель – руководитель работы в соответствии с расписанием консультаций, утверждённом директором техникума. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы, даются ответы на вопросы студентов, оказывается помощь в подборе необходимой литературы. Руководитель в порядке контроля осуществляет проверку промежуточных результатов, черновых вариантов, делает замечания и даёт рекомендации по устранению недостатков работы.
По завершении выполнения ВКР студент сдаёт её в предусмотренный срок руководителю; руководитель проверяет, оценивает, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления. Критериями оценки выполнения ВКР являются:
- соответствие работы заявленной теме;
- оценка качества выполнения работы;
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
- соответствие оформления работы указанным требованиям;
- сроки выполнения и сдачи работы.
Качество выполнения ВКР оценивается с учётом теоретического и практического содержания разделов, использования информационных и справочных источников, самостоятельности суждений, последовательности и глубины изложения темы, наличия и полноты выводов и предложений. Выполненная работа оценивается по пятибалльной системе.
Заключительным этапом является защита ВКР, которая проводится в соответствии с Положением о ИГА для специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)». Открытая защита перед группой студентов и т.п. аудиторией проводится в том случае, если работа имеет уникальные, творческие разработки, материалы, выводы и предложения, представляющие научную, познавательную или методическую ценность. В процессе защиты студент должен обоснованно изложить основное содержание работы и обстоятельно ответить на вопросы. При этом окончательная оценка за работу выставляется по итогам защиты.
Выполненные студентами ВКР хранятся в цикловой комиссии сервисных дисциплин . Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий. Изделия и продукты творческой деятельности, разработанные студентами в ходе выполнения ВКР могут быть использованы в качестве учебных пособий.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из :
- Введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; осуществляется выбор предмета и объекта исследования; дается информационная характеристика объекта исследования.
- Основной части, которая состоит из трёх-четырёх разделов (глав):
в первом, втором разделах содержатся теоретические основы разрабатываемой темы на основе изучения материалов и источников по выбранной теме, формулируются основные теоретические положения и выводы по теме с учётом современных условий;
третьим разделом является практическая часть, в которой излагаются материалы деятельности предприятий, проводится их анализ; в данном разделе проводится диагностика существующей практики организации коммерческой деятельности предприятия, даётся
обоснование факторов, влияющих на результаты коммерческой деятельности в рамках темы работы. Данная часть работы должна быть представлена, в основном, расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.; в четвёртом разделе содержатся перспективы развития и пути оптимизации по разрабатываемой теме; разработка и оценка направлений повышения эффективности осуществления бизнес-процессов с учетом специфики деятельности коммерческого предприятия.
- Заключения, в котором содержатся общие выводы, предложения и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы, улучшению и рационализации деятельности предприятий. В данном разделе отражаются взаимосвязанные выводы по всем разделам, подтверждаются наиболее значимой цифровой информацией, обобщаются предложения и их обоснованность, реальность, результативность. В заключении, также как и во введении не допускается иллюстрация формул, графиков и таблиц. Заключение должно быть логичным, конкретным и может быть положено в качестве основы доклада на защите.
_ - Списка использованных источников; который включает все материалы, использованные при написании диплома: законодательную базу, нормативные акты, монографии, статьи, периодические издания, методические материалы, информационные интернет- ресурсы и т.д. (не менее 30 наименований). Данный список оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении .
- Приложений (копий документов предприятий, графиков, схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций и т.п. материалов ). В приложения необходимо вынести расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ), формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, а также другие материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения.
При выполнении выпускной квалификационной работы материал необходимо излагать логически последовательно, грамотно, обоснованно, определения должны содержать точные формулировки.
Выполнение студентом работы прикладного, практического характера свидетельствует, как правило, о более зрелом, практикоориентированном подходе к будущей профессиональной деятельности, большей степени самостоятельности суждений и развитии творческого потенциала.
Основные требования к содержанию дипломной работы:
- тема дипломной работы должна соответствовать выбранной специальности, содержание работы теме исследования;
- дипломная работа должна носить проблемно ориентированный, а не реферативный характер;
- количество использованных литературных источников должно быть не менее 30 наименований, в том числе учебно-методической , нормативно-правовой литературы, материалов периодической печати;
- источники должны носить не учебный, а преимущественно научный характер,
при этом в теоретической главе количество ссылок на учебники и учебные пособия не должно быть менее 10;
- объем работы 50 - 80 страниц машинописного текста (без учета приложений);
- материалы дипломной работы печатаются на одной стороне листа;
- теоретическая часть работы ориентируется на выявление и анализ проблем и не должна носить учебный характер в виде пересказа материала из учебников.
При выполнении дипломной работы студент должен:
- обосновать актуальность выбранной темы;
- раскрыть методологические проблемы, связанные с избранной темой исследования;
- изучить нормативно-правовую базу, подобрать и критически проанализировать важнейшие литературные источники по теме исследования;
- сформулировать цель и задачи исследования;
- решить задачи исследования в соответствии с поставленной целью;
- в максимальной степени использовать современные методы исследования, информационные технологии и компьютерную технику;
- обосновать практическую значимость работы;
- сформулировать результаты исследования и дать им оценку;
- правильно оформить работу.
При выполнении дипломной работы студент должен показать:
- умение выявлять и решать проблемы в процессе выполнения дипломной работы;
- умение четко формулировать собственные теоретические результаты и обосновывать то, как они используются в практической части;
- умение излагать в заключении теоретические и практические результаты всей работы и давать им оценку.
Рекомендации по формулированию основных ключевых аспектов ВКР:
- цель работы может быть определена следующим образом (примерно):
«Основная цель данной работы заключается в исследовании проблем и разработке основных направлений (далее в зависимости от названия темы и последней главы) ... повышения эффективности использования основных фондов; ... повышения финансовой устойчивости предприятия; повышения ликвидности бухгалтерского баланса предприятия; ... по совершенствованию менеджмента на предприятии и т.п.»
Задачи выполнения работы предполагают конкретизацию целей исследования: «изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п.» Задачи исследования решаются в первом и втором разделах работы. Исходя из того, что эти главы соответственно являются теоретическим и аналитическим разделами, постановка задач исследования может быть определена следующим образом:
«Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: изучаются теоретические основы (коммерческого оборота, маркетинга, бухгалтерского учета, инвестиционных процессов, фондового рынка, менеджмента, управления активами и т.д. - в зависимости от темы работы), определяется сущность, виды, функции, принципы, методы, классификация, методика… и т.д.; дается краткая характеристика ОАО «…….», анализируется (в зависимости от темы работы) ... состояние коммерческой деятельности; ... инвестиционных процессов; ... фондового рынка; ... менеджмента в ОАО «…….» (указывается объект анализа).
После этого во введении сначала формулируется объект, а затем предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект представляет собой процесс или явление микро- или макроэкономического характера, в результате которого возникает проблемная ситуация, требующая разрешения. Именно эта ситуация и является предметом исследования, который определяет тему исследования и название дипломной работы. Предмет является одним из множества элементов объекта исследования.
Например: Тема дипломной работы «Оценка эффективности инвестиционного портфеля коммерческих банков (на примере КБ «Прометей»). В данном случае, объектом исследования является коммерческий банк КБ «Прометей», а предметом исследования - оценка эффективности инвестиционного портфеля коммерческих банков на примере КБ «Прометей».
Закончить введение целесообразно следующим образом: «В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, муниципального образования «Калининский район г. Санкт- Петербурга», финансовая и бухгалтерская отчетность ОАО «…….», книги, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых ».
Наиболее часто встречающиеся типичные ошибки во введении:
- приведение формулировок основных понятий, раскрывающих сущность и функции предмета исследования, которые необходимо излагать в теоретической части;
- крайне неудачное, стилистически и структурно, начало работы, когда ее первый абзац выглядит следующим образом: «Моя тема очень актуальная, поэтому я ее выбрала ...». Местоимения «Я», «МОЕ» и т.п. в работе употребляться не должны. Следует использовать следующие обороты: «В данной работе ...».
Основная часть включает в себя теоретические, аналитические и прикладные вопросы. В ней может быть не более 3 - 4 разделов, в каждом из которых должен раскрываться
самостоятельный вопрос в рамках целостной концепции дипломной работы. Главы разделяются на параграфы (не более четырех) для последовательного рассмотрения содержания работы. Деление на главы и параграфы осуществляется так, чтобы все части были пропорциональными по объему и научному содержанию. Теоретический материал, выполняющий при исследовании методологическую функцию, обычно излагают в первой главе. Прочитав монографии, статьи в специальных журналах по вопросам избранной темы необходимо изложить в краткой форме различные точки зрения и подходы к решению того или иного вопроса, предложенные отдельными авторами, а также определить свое отношение к решению проблемы, отметив правильное и экономически обоснованное решение. При анализе литературных источников необходимо стремиться к последовательному изложению и обоснованию своей позиции по дискуссионным вопросам, подкрепляя ее ссылками на тех авторов, которые ее разделяют, и, дискутируя с теми, у которых она отличается. В дипломной работе каждая заимствованная точка зрения должна иметь ссылки на ее автора во избежание плагиата. Ссылаться можно только на источники, изученные студентом лично. При прямом заимствовании текста из любых источников (цитирование) этот текст необходимо взять в кавычки. Количество цитат и их размеры должны быть минимальными. Любое изложение заимствованных положений также должно иметь ссылки на использованный источник. В тексте должно быть соблюдено единство терминологии. Следует отдавать предпочтение русским терминам перед равнозначными иностранными. В работе можно описать историю вопроса, уточнить формулировки и определения.
Типичные ошибки:
- представление в теоретической главе аналитических материалов, задач, таблиц и др., которые должны содержаться в аналитической главе.
Во второй главе дипломной работы представляет анализ состояния исследуемых вопросов применительно к рассматриваемому объекту. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования. В этой главе должна быть представлена наиболее полная экономическая характеристика конкретного предприятия с ее особенностями и достигнутым уровнем экономического развития. Описание сущности объекта, его анализ проводится лишь в той мере, в какой это нужно для решения поставленной цели.
Конкретное содержание и способ структуризации основной части определяется спецификой темы и решаемой проблемы. В работе раскрываются методы решения поставленных задач, решаются эти задачи и дается оценка полученным результатам. При выполнении дипломной работы необходимо иметь в виду, что анализ объекта исследования не может быть конечным результатом исследования. Результаты подобного анализа должны рассматриваться как один из источников информации для устранения выявленных недостатков в сфере коммерческой деятельности предприятия и разработки обоснованных предложений по их совершенствованию. В работе могут рассматриваться альтернативные варианты решения проблемы.
Последняя глава традиционно носит прикладной характер. В ней проводятся расчеты, обосновываются рекомендации, разрабатываются конкретные мероприятия и т. д.
Практическая часть дипломной работы должна содержать конкретные и обоснованные решения в области совершенствования коммерческой деятельности предприятия (торгово-закупочной, экономической, маркетинговой деятельности, финансов, налогообложения.
Типичные ошибки:
-несоответствие выявленных проблем и предлагаемых мероприятий.
При написании отдельных разделов необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между ними и последовательность перехода от одной части работы к другой.
Каждая предыдущая часть должна готовить основания для рассмотрения проблем в следующей части, поэтому вся работа должна носить целостный, логически упорядоченный и завершенный характер. Каждый раздел и каждый параграф целесообразно заканчивать краткими выводами, причем выводы предыдущего раздела должны подводить к основному содержанию последующего и обеспечивать, таким образом, связь между собой, единство
всей работы. Выводы по разделам не обязательно выделять в самостоятельный параграф. Разделы по количеству страниц не должны существенно отличаться друг от друга.
Содержательная часть дипломной работы завершается заключением. В нем должны содержаться конкретные выводы о результатах исследования, их оценка и практические рекомендации. В заключении не допускаются общие рассуждения, не относящиеся к результатам, полученным лично студентом, и к сущности разработанных мер по совершенствованию проблемы. Заключение подводит итоги решения задач, которые были поставлены и сформулированы во введении. В заключении необходимо указать перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы. Общий объем заключения может составлять 5 – 6 страниц. Оно должно носить конкретный характер и показывать, что сделал студент в своей работе, какие теоретические результаты им были получены, как эти результаты применялись в практической части, какие при этом были получены практические результаты, и в чем заключается их значение. Необходимо избегать ссылок на себя, изложение лучше вести от первого лица множественного числа. Например, «нами было…» или « при выполнении анализа было определено, что…», « при проведении исследования (наблюдения, сравнения) было выявлено… », «на наш взгляд (в результате проведённого исследования, анализа, расчёта и т.п.) представляется целесообразным…».
Введение и заключение, вместе взятые, составляют основу выступления студента в процессе защиты. Материалы, не являющиеся частью дипломной работы, но способные усилить, дополнить или проиллюстрировать какие-либо его положения, можно разместить в приложении. Приложения должны быть обозначены в оглавлении. Каждое приложение должно иметь свой номер и название. По тексту дипломной работы следует делать ссылки на соответствующие приложения. Страницы приложений имеют общую с дипломной работой нумерацию. Необходимость общей нумерации страниц приложений определяется особенностями конкретных приложений. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы.
Автор дипломной работы несет полную ответственность за достоверность, объективность и правильность приводимого в работе фактического материала и расчетов, а также за форму изложения.
Студент также предоставляет текст работы на электронном носителе информации. Данный вариант работы может быть проверен с использованием системы «антиплагиат».
В процессе защиты студент делает доклад в пределах установленного ГАК регламента (как правило, не более 7-10 минут), в котором обосновывает актуальность темы, объект исследования, цель и задачи работы, методы исследования, излагает основные теоретические и практические результаты, полученные студентом при выполнении дипломной работы, и дает им оценку. К докладу следует заранее подготовиться, не рекомендуется зачитывать текст доклада по бумаге, однако, для подстраховки студент может держать в руках текст доклада, чтобы при необходимости обращаться к нему. Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными. Во время доклада рекомендуется использовать демонстрационные материалы в виде презентаций, раздаточных материалов, а также применять другие наглядные средства, позволяющие придать убедительность результатам . Рекомендуется подготовить графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотографии и т.д., оформленные на листах формата А4 или в виде презентационных электронных файлов.
Рекомендации по оформлению презентаций к защите:
Оформляйте все слайды в едином стиле. Следите, чтобы дизайн не отвлекал слушателей от содержания, основная информация (рисунки, диаграммы, текст) легко читалась. Для фона лучше выбрать холодные цвета – синий, серый, зеленый. Для основного текста используйте классическое сочетание – черный текст на белом фоне. Для фона и заголовка используйте контрастные цвета. Не используйте на одном слайде больше трех цветов. Используйте одинаково хорошо читаемый на расстоянии и вблизи шрифт без засечек и изысков. Не смешивайте разные шрифты в одной презентации. Для заголовков используйте шрифт не менее 24, а для основного текста – не менее 18 пт. Не используйте для выделения информации текст, состоящий из прописных букв – они читаются хуже строчных. Чтобы представить информацию в максимально выгодном свете используйте анимацию, но не злоупотребляйте ей, чтобы не отвлекать внимание от сути. Для изложения информации используйте короткие емкие предложения, содержательные заголовки, старайтесь использовать как можно меньше наречий, предлогов и прилагательных. Не пытайтесь разместить весь текст презентации на слайдах, используйте тезисы, а основной текст докладчик должен произносить сам. Самую важную информацию располагайте в центре слайда. Следите за тем, чтобы под каждым рисунком находились подписи. Рисунки, схемы,графики,таблицы, диаграммы – результативный способ кратко и наглядно изложить информацию. Для выделения важной информации рекомендуется использовать такие возможности тестового редактора, как шрифт (жирный, подчеркивание или курсив), рамки, заливку, границы, цвет текста, стрелки, штриховку. Подберите наиболее подходящий способ изложения информации (текст, таблица, диаграмма, картинка, видео) и используйте в презентации. Не делайте слайд слишком большим. В одном слайде разместите 2-3 факта или вывода – большее количество слушатели просто не запомнят. Если информации много, разделите ее на несколько слайдов. Лучше всего, если для каждого ключевого пункта презентации вы создадите отдельный слайд.
Не рекомендуется использовать в демонстрационных материалах сведения, не отражающие собственные результаты.
Доклад студента может сопровождается презентацией, выполненной в программе Microsoft Power Point. Объем работы не должен превышать 15-17 слайдов. Рекомендуемое содержание слайдов:
- 1 слайд – тема дипломного проекта и Ф.И.О. автора
- 2 слайд – цель ДП
- 3 слайд – основные задачи, которые решались в ходе выполнения ДП
- 4 – 12 слайд – содержание ДП (только практическая часть)
- 13 слайд – выводы, сделанные по исследованию
- 14 слайд – рекомендации, предложения
- 15 слайд – основные источники информации, в т.ч. и материалы предприятия.
Раздаточные демонстрационные материалы должны быть доступны каждому члену комиссии. Каждый лист раздаточного материала должен иметь хорошо читаемый номер и заголовок. Эти материалы должны хорошо читаться и быть оформлены эстетически.
После доклада члены комиссии задают вопросы, относящиеся к содержанию и оформлению дипломной работы, его результатам. Студенту следует знать, что комиссия может уточнить представления студента по любому вопросу, относящемуся к специальности, в связи с содержанием его доклада и ответов на вопросы. В условиях открытой защиты вопросы могут задавать и все присутствующие. В процессе защиты председатель или члены комиссии зачитывают выдержки из отзыва и рецензии, где отмечаются достоинства и недостатки работы. Студенту предоставляется возможность дать свои комментарии по этому поводу. В процессе защиты студент должен показать умение вести научную дискуссию, культуру публичной полемики, искусство в изложении своей точки зрения, способность мобилизовать в нужный момент свою волю и знания. Общая продолжительность защиты одной работы не должна превышать 20-25 минут. Результаты защиты дипломных работ определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
В процессе защиты дипломная работа оценивается комиссией по следующим критериям:
- соответствие темы специальности ;
- актуальность темы;
- уровень методологии исследования;
- теоретические результаты;
- практическая значимость;
- обоснованность цели и задач исследования;
- системность работы, логика, качество структуризации;
- экономическая обоснованность работы;
- самостоятельность суждений, оценок и выводов;
- оригинальность авторских концепций по теме и практических рекомендаций по решению конкретных задач.
- стиль и язык изложения (ясность, конкретность, лаконичность, соблюдение правил грамматики русского языка и т. п.);
- качество оформления;
- объем и качество списка использованных источников;
- качество защиты (содержание ответов на вопросы комиссии, на замечания рецензента, корректность поведения в процессе защиты и т. п.);
- апробация работы (внедрение результатов в практику, наличие авторских публикаций, выступления по теме исследования на конференциях).
Критерии оценки в баллах определяются в соответствии со следующим:
Балл 5 (отлично)
Доклад содержит достоверный неискаженный фактический материал, свидетельствует о сознательном усвоении его студентом. В ответе выражается понимание практической значимости материала, знание того, где и как этот материал может быть применен практически, приведены соответствующие примеры. Студент правильно и уверенно пользуется наглядными пособиями, электронными материалами. Студент исчерпывающе раскрывает тему дипломного проекта, освещает вопрос от начала до конца: в докладе выдерживается необходимая система и последовательность, построение доклада соответствует логике материала. Ответ дается связно и грамотно, существенных погрешностей в речи студент не допускает. Письменная работа выполнена аккуратно и соответствует требованиям к оформлению письменных работ.
Балл 4 (хорошо)
Ответ содержит некоторые неточности, студент не всегда может обосновать факты. Недостатки в ответе. В докладе выражается достаточное понимание студентом практической значимости материала, но он допускает несущественные ошибки в его практическом приложении, испытывает затруднения в использовании наглядных пособий. Тема раскрывается с некоторыми неточностями, которые, однако, не имеют существенного значения. Допускается некоторое нарушение системы и последовательности в ответе, но которые правильному окончательному выводу или итогу не мешают. Ответ дается несколько сбивчиво, допускаются отдельные погрешности в отношении грамотности речи. Письменная работа выполнена аккуратно и соответствует требованиям к оформлению письменных работ
Балл 3 (удовлетворительно)
Доклад по существу не искажает фактического материала. Однако студент затрудняется обосновать факты, допускает ошибки, ответ слабо увязывается с практической стороной дела, студент допускает существенные ошибки в использовании наглядных пособий. В ответе нарушается система изложения, ответ сбивчив, допускаются существенные погрешности в речи. Письменная работа выполнена с неточностями либо в оформлении, либо содержит большое количество теоретического материала, который не совсем уместен по данной теме.