Приемы самоанализа, самооценка
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
•цели достигнуты;
•цели частично достигнуты;
•цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
Виды анализа и самоанализа
•краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
•структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
•полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
•структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
•комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
•психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
•дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
•аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов: ◦реализация задачи урока;
◦использование развивающих методов;
◦изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
◦пути развития познавательного интереса;
◦проверка и оценка знаний, умений и навыков;
◦организация проблемного обучения.
•комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
Примерная схема самоанализа
•Место урока в системе уроков данной темы.
•Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана,
•Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
•Выбор структуры урока, ее обоснованность.
•Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока.
•Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков.
•Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов.
•Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.
Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.
Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.
Примерная схема дидактического анализа
•Своевременность явки преподавателя на урок.
•Готовность к началу урока.
•Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
•Организация групп.
•Подробный анализ проверки домашнего задания.
•Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
•Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
•Качество знаний студентов.
•Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
•Анализ поведения студентов на занятии.
•Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы: ◦ясность и доступность изложения материала преподавателем;
◦используемые методы и их соответствие целям урока.
•Используемые мыслительные приемы работы студентов.
•Анализ последнего этапа урока: ◦домашнее задание: как задается, объем;
◦осуществление подведения итогов, выставление оценок;
◦своевременность окончания занятия.
Реализация воспитательных задач
•Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой.
•Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
•Самообладание и педагогический такт.
•Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
•Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
•Выводы и предложения.