Эргономика и организация труда
Эргономика— научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда.
Любому работнику для успешного выполнения возложенных на него функций требуются определенные условия труда. Они должны обеспечивать максимальные удобства работника во время работы при минимальных затратах сил и времени. Эти условия важны и для слесаря на производстве, и для секретаря в офисе, и для руководителя любого ранга на его рабочем месте. Что же включают в себя эти условия труда? Они складываются из ряда факторов: технических, гигиенических, социальных, психологических, психофизических и даже эстетических.
Условия труда— это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе его деятельности.
К техническим факторамусловий труда секретаря относится оснащение его рабочего места современными средствами оргтехники и использование в процессе труда новейших информационных технологий.
При организации рабочего места следует побеспокоиться также о специальной мебели и канцелярских принадлежностях.
Гигиенические факторыдолжны обеспечить сохранность сил и здоровья, минимальную утомляемость и хорошее самочувствие работника в процессе работы. К этим факторам можно отнести освещенность рабочего места, оптимальный температурно-влажностный режим в помещении, продуманную цветовую гамму в оформлении помещений, удобную мебель, отвечающую требованиям эргономики, и т. п. Пыльное, давно не ремонтировавшееся тесное помещение создает ощущение дискомфорта у работающих в нем, что не способствует их хорошему самочувствию.
Не стоит забывать о том, что цвета, которые нас окружают, могут оказывать на человека огромное эмоциональное воздействие. Общеизвестно, что темные тона усыпляют, а яркие чрезмерно возбуждают. Для письменной работы предпочтительнее гамма бежевого и зеленого цветов. Зеленый, по исследование психологов, еще и снижает восприимчивость к звуковому стрессу. Умелое использование цвета – прекрасное средство повышения работоспособности.
Влияют на работоспособность и запахи. Исследования показали, что запах лимона в большинстве случаев понижает производительность труда, а запах розы – повышает. Однако устраивать в офисе сеансы ароматотерапии специалисты не рекомендуют, потому что действие ароматов очень индивидуально и любимые цветочные духи секретаря могут вызвать головную боль у всего офиса. Можно использовать компромиссный вариант: добавить капельку хвойного экстракта в кондиционер. Хвоя прекрасно действует на дыхательные органы, что особенно полезно зимой. Хвойный аромат слегка бодрит и улучшает настроение.
Социальные факторысоздают у работника ощущение комфортности, социальной защищенности. К ним можно отнести питание работников, медицинское страхование, доступ в спортивные и тренажерные залы, заботу администрации о летнем отдыхе сотрудников и их детей и т. д.
Психологические факторыопределяются взаимоотношениями сотрудников в коллективе, стилем руководства, то есть психологическим климатом организации. Совместные праздники, «дни здоровья», спартакиады, поощрение проявивших себя в работе сотрудников, поздравления к праздникам — все это показатели хорошего психологического климата в коллективе. Такая психологическая обстановка способствует рабочему настрою; сотрудники ее ценят и дорожат своим рабочим местом. Психофизические факторыдолжны учитывать колебания физического состояния работника в течение рабочего дня. Нагрузка должна быть распределена в соответствии с этим состоянием. Например, в первый час работы и сразу после обеденного перерыва не следует планировать пик производственной активности, так как организм в это время несколько расслаблен и не готов к интенсивному труду. К концу рабочего дня происходит общее утомление, поэтому на этот период следует оставить менее ответственную работу, не требующую концентрации внимания и умственного напряжения.
Пик работоспособности человека приходится на время с 9 до 12 часов и с 14 до 17 часов. На это время должна планироваться основная производственная нагрузка.
Эстетические факторыспособствуют хорошему настроению работника, формируют в нем уважение к своему труду и гордость за предприятие, повышают престижность труда. Мебель, цветы, жалюзи, современный интерьер, приятная тихая музыка, цветовая гамма в оформлении и многое другое можно отнести к эстетическим факторам, влияющим на условия труда.
К условиям труда относится и соблюдение эргономических требований. Этим требованиям должен соответствовать комплект мебели.
В таблице 1 приведены рекомендуемые высоты столов и стульев в зависимости от роста работника.
Таблица 1.Эргономические требования к мебели
Наименование мебели | Рост работника | Высота мебели |
Канцелярский стол | до 170 см | 72 см |
выше 170 см | 75 см | |
Столик для работы на пишущей машинке или клавиатуре ПК | до 170 см | 66 см |
выше 170 см | 68 см | |
Стул, кресло | до 170 см | 45 см |
выше 170 см | 47 см |
Обзаведясь обязательными элементами рабочего места, следует подумать о рациональном размещении всего этого в помещении, Размещение мебели, оборудования и приспособлений должно соответствовать здравому смыслу:
· часто используемые объекты должны находиться в рабочей зоне, «под рукой»;
· расположение предметов на столе должно соответствовать правилу «правой и левой руки» (справа — то, что берется или делается правой рукой; слева"— то, что берется или делается левой рукой);
· каждый объект в помещении должен иметь свое место и постоянную зону перемещения.