Методика работы над пересказом и изложением
1.Пересказы и изложения – это речевые упражнения, которые основаны на активном подражании образцам. Изложения – это письменные пересказы образцовых текстов. Эти упражнения считаются эффективными, так как обладают наибольшими возможностями для развития мыслительной и речевой деятельности: у учащихся вырабатывается навык логично, последовательно излагать свои мысли, употреблять в речи слова в соответствии с их значениями, осваивать различные синтаксические конструкции. Пересказы и изложения дают возможность приобщиться к образцам художественной прозы, что вырабатывает эстетический вкус и языковое чутье. Ученик получает огромное количество образцов для подражания, что является первичной базой для дальнейшего обучения. При пересказе происходит усвоение ранее неизвестной и чужой информации. Если ученик не может пересказать прочитанное, то нельзя говорить о том. что информация усвоена. Достоинством пересказа также является то, что это самостоятельный вид работы.
При пересказе должны соблюдаться следующие требования:
· Сохранена последовательность частей оригинала.
· Не должны нарушаться причинно-следственные связи.
· Переданы основные факты (их полнота зависит от вида пересказа и намерения говорящего).
· Переданы по возможности стилистические особенности текста.
При работе над пересказом перед учителем стоят следующие задачи:
· Понять, насколько глубоко понята основная мысль текста, его проблематика, особенно если текст аллегорического характера.
· Обратить внимание учащихся на необычные элементы текста, необычные сочетания слов, придающие тексту эмоциональность и выразительность.
К изложению как к письменному пересказу предъявляются более высокие требования. Ученики имеют возможность обдумать каждую фразу.
Многие методисты считают изложение трудным видом работы, потому что в изложении школьник вступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Еще одна трудность связана с необходимостью сделать письменный пересказ эмоциональным. В устной форме этого достичь легче за счет интонации, мимики и жестов. Есть определенная трудность и в самостоятельном применении изученных орфографических и пунктуационных правил.
2. Работа над изложением проходит в три этапа: (1) подготовка к изложению, (2) написания изложения, (3) проверка, выполненная самим учеником, исправление допущенных ошибок.
При подготовке к пересказу и изложению используются следующие приемы:
· Уяснение вида пересказа (подробный, близко к тексту, выборочный, сжатый, от лица персонажа). Каждый вид отрабатывает тот или иной навык работы с текстом – передача и выделение главных фактов, трансформация текста.
· Определение цели работы, ориентировка на особенности текста, возможен психологический настрой на работу.
· Беседа по тексту с целью уяснения темы, идеи и языковых особенностей текста. Традиционно преподаватели задают следующие вопросы: «О чем говорится в тексте? Каковы герои текста? Каковы особенности их характера? Какие слова, предложения вы запомнили? На какие образы обратили внимание? К какому выводу приходит автор?»
· Выразительное чтение текста.
· Составление плана.
· Предварительный пересказ фрагментов.
Используя эти приемы работы, надо помнить, что чем чаще обращаешься к тесту, тем все скучнее он становится, так как теряется элемент новизны. В практике преподавания часто используется такой прием работы, как анализ чернового варианта пересказа, его редактирование. Оцените достоинства и недостатки данного приема.
3. Простейший вид изложения – близкий к тексту пересказ образца. Этот вид работы преследует такие цели, как: (1) закрепление в памяти учащихся содержания (не кажется ли вам, что такой вид работы приводит к перегрузкам?), (2) развитие умений воспроизводить текст, выделяя главное (интересно, а как в данном случае можно выделить главное?), (3) усвоение логики образца и его языковых средств. Имеет смысл обращать внимание учеников на нестандартные обороты, выражения, метафоры, который понравились лично вам.
Изложение авторского текста дисциплинирует мышление и речь учащихся. Не все тексты подходят для изложения. Обязательно исключаются басни и поэтические тексты. Стандартная последовательность работы на уроке по развитию речи выглядит так:
· Выбор текста, выбор типа изложения, постановка цели, первичное представление о том, какие результаты учитель хотел бы получить.
· Чтение текста. Первое прочтение выполняется учителем.
· Беседа по тексту.
· Составление плана. Коллективно или индивидуально выполняется данный вид работы – решает учитель. Ориентироваться следует на содержание текста. Если текст воспринимается на слух, то над планом работают коллективно.
· Словарная работа. На данном этапе допустимо выписать ключевые слова, которые помогут передать содержание текста и его художественные особенности. (Ключевыми называются слова, при помощи которых происходит развитие темы. Они важны для понимания основной идеи произведения.)
· Работа на черновике.
Обычно в конце четверти проводятся проверочные изложения. Учитель читает текст два раза и предлагает его записать. Никакой специальной подготовки не ведется. Допустимо выписать некоторые слова и словосочетания на доске.
Широко распространено в школе сжатое изложение. Данный вид предполагает логическую работу учащихся над текстом, им необходимо трансформировать текст, изменить его, что гораздо сложнее. Приходится быть более самостоятельным в своих суждениях, отойти от образца. В методике разработаны 4 ступени сжатия содержания: Читается текст с подробностями. Рассматривается главная информация и детали. Которыми можно пренебречь. Текст сокращается за счет устранения деталей и предложений с прямой речью. Представляет собой схематичное изложении основных событий. Лишь общая мысль без сюжета и действующих лиц. По сути, ученикам предлагается передать основную идею текста или вывод. Такой текст представляет собой аннотацию к тексту. Для учащихся начальной школы такой вид работы практически невозможен.
Методика проведения сжатого предложения предполагает следующие этапы работы с текстом:
· Чтение текста.
· Обсуждение темы и идеи произведения.
· Работа над планом.
· Выделения главного. Выделение деталей, которые можно опустить.
· Работа над лексическими средствами.
· Написание текста.
Важно показать ученикам, за счет какой информации возможно сжатие текста. Не все тексты подходят для проведения сжатых изложений. Наиболее оптимальным является текст-повествование. Текст должен иметь сюжет, состоять из нескольких небольших эпизодов. В идейном плане рассказ должен быть доступен для понимания, прост и ясен. По композиции легко должны выделять 3-4 относительно законченных части. В тексте должны использоваться различные синтаксические конструкции. Он должен быть разнообразен по лексическому составу. Тексты должны быть эмоциональными и содержать как можно меньше нравоучительных и поучительных историй.
4. Творческие пересказы и изложения – это пересказы и изложения, в которых творческий элемент становится определяющим, заранее оговаривается и касается изменения формы и содержания текста. К творческим пересказам и изложениям относятся пересказ с изменением лица рассказчика. В данном случае трудность состоит в передаче авторских слов. В таких случаях приходится использовать конструкции с прямой или косвенной речью. К творческим относится пересказ от лица одного из персонажей, изложение с творческим продолжением текста. Дополнения могут быть самыми разнообразными и основываться на личном опыте учащихся. В этом случае оптимально использовать рассказы о животных. Чтобы в сочинительной части ученик мог рассказать о собственном питомце. К творческим относится изложение, получившее название «словесного рисования». В этом случае учащимся предлагается вопрос: «Каким вы видите главного героя? Как вы представляете себе…» Еще один вид творческой работы – инсценировка текста..