Социальная эффективность управления

Социальная эффективность управления проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации. К числу позитивных можно отнести следующие изменения:

1) обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);

2) реализация и развитие индивидуальных способностей работников;

3) определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);

4) благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).

К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:

1) ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);

2) ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).

Позитивные социальные последствия управления должны формироваться и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.).

Большое значение имеет взаимосвязь экономической и социальной эффективности управления: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только в случае получения организацией прибыли, позволяющей предоставить эти стимулы; с другой стороны — экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности. Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом и т.д.).

Можно выделить следующие социальные результаты управления:

· повышение научно-технического уровня управления;

· уровень интеграции процессов управления;

· повышение квалификации менеджеров;

· повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

· формирование организационной культуры;

· управляемость системы;

· удовлетворенность трудом;

· завоевание общественного доверия;

· усиление социальной ответственности организации;

· экологические последствия.

Контрольная работа для студентов заочного отделения.

При выполнении заданий могут быть использованы данные о деятельности и организации управления как реальных предприятий, так и виртуальных фирм.

Объектом изучения в данной работе является предприятие, а поэтапное выполнение заданий позволит студентам представить в целостном виде многообразие направлений управленческой деятельности, альтернативность выбора при принятии менеджерских решений.

1.Перечслите принципы управления, используемые менеджерами вашего предприятия. Какие из основополагающих принципов менеджмента, на ваш взгляд, игнорируются руководством вашего предприятия? Опишите последствия для организации невыполнения некоторых принципов управления.

2. Представьте схему структуры управления вашим предприятием (подразделением). Определите её вид (линейная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная). Перечислите преимущества и недостатки организационной структуры. Сделайте вывод, отвечает ли данная организационная структура целям деятельности.

3.Разработайте анкету и проведите опрос работников вашего предприятия с целью выявления мотивирующих факторов. В качестве примерной можно использовать следующую анкету.

Анкета.

Проранжируйте или оцените по 10-ти балльной шкале важность для себя следующих мотивирующих факторов:

1. Размер заработка.

2.Комфорт на рабочем месте.

3.Дополнительные социальные льготы (возможность приобретения жилья и автомобиля в кредит, медицинское страхование, базы отдыха и пансионаты и т.д.).

4.Хорошие отношения с коллегами и руководством.

5.Информированность о состоянии дел на предприятии.

6.Учёт вашего мнения руководством при принятии решений.

7.Возможность продвижения по службе.

8.Уважение, авторитет, признание ваших заслуг.

9.Самостоятельность при принятии решений (доверие к вам со стороны руководства).

10.Возможность проявить творчество.

11.Содержание (привлекательность) работы.

Сделайте вывод:

1.какая теория мотивации больше всего соответствует полученным результатам;

2.какая мотивация - внутренняя или внешняя – является наиболее результативной при воздействии на персонал вашего предприятия;

3.какие факторы внешней и внутренней среды позитивно (или негативно) влияют на мотивацию к труду работников вашего предприятия.

4. Опишите, в чём заключаются контрольные функции вашего руководителя, можно ли назвать управленческий контроль на вашем предприятии эффективным (подтвердите примерами). Приведите пример позитивного и негативного влияния контроля на поведение сотрудников вашего предприятия.

5.Определите стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный) вашего руководителя (приведите примеры, подтверждающие ваше мнение). Оцените свой стиль управления (методом тестирования). Можно использовать приведённый тест или любой другой тест по определению стиля.

Тест.

Для того чтобы оценить свой стиль управления, ответьте на следующие вопросы, отметив выбранный вариант ответа знаком «+».

Если бы я был руководителем группы, занятой подготовкой важных для организации решений Всегда. Часто. Иногда. Редко. Никогда
1.Я действовал бы как представитель группы.            
2.Я предоставлял бы членам группы полную свободу действий в их работе          
3.Я поощрял бы использование стандартных правил при выполнении работы          
4.Я позволял бы работникам использовать собственные суждения при решении проблемы.          
5.Я стимулировал бы подчинённых к более напряжённой работе.            
6.Я позволял бы работникам выполнять работу так, как они считают нужным.          
7. Я поддерживал бы высокий темп работы.          
8.Я улаживал бы возникающие в группе конфликты.          
9.Только я решал бы, что и как должно быть сделано.          
10.Я позволял бы членам группы самостоятельно определять очерёдность выполнения порученной работы.          
11.Я не позволял бы работникам никакой свободы действий.          
12.Я давал бы подчинённым конкретные задания.          
13.Я стимулировал бы членов группы к увеличению производительности.          
14.Я являлся бы сторонником изменений в организации и методах выполнения работы.          
15.Я составлял бы график проведения работ.          
16.Я убеждал бы других, что мои предложения пойдут им на пользу.          
17.Я не объяснял бы свои действия подчинённым.          
18.Я разрешил бы группе установить свой темп работы.          

1.Подчеркните вопросы 1,3,5,7,9,11,13,15,17.

2.Напишите «1» напротив тех вопросов, где вы ответили «всегда» или «часто».

3.Напишите «1» против неподчёркнутых вопросов, если вы ответили «всегда» или «часто».

4.Обведите в кружок единицы, которые стоят против вопросов 2,4,6,8,10,12,14,18.

5.Подсчитайте единицы, обведённые в кружок. Это оценка вашей ориентации на людей.

6.Подсчитайте единицы, не обведённые в кружок. Это оценка вашей направленности на задачу.

Сделайте вывод, к какому из стилей управления ближе всего ваш индивидуальный стиль.

6. Определите, решения какого вида чаще всего принимаются руководителями вашего предприятия (индивидуальные, групповые; бинарные, многоальтернативные; интуитивные, рациональные, на основе прошлого опыта и т. д. - см. классификацию решений). Какую модель принятия решений чаще всего используют ваши руководители? Приведите пример решения, принятого вами. Опишите процесс принятия данного решения: назовите проблему, вызвавшую необходимость принятия решения, определите критерии принятия решения, перечислите возможные варианты разрешения данной проблемы (альтернативы решения), что подтолкнуло вас к принятию именно данной альтернативы (см. стадии и этапы процесса принятия рационального решения).

7. Осуществляют ли руководители вашей организации стратегическое управление? Назовите факторы внешней и внутренней среды вашей организации. Перечислите, согласно анализа внутренней среды, сильные и слабые стороны вашей организации, согласно анализа внешней среды – выявленные возможности и угрозы. Какую стратегию, исходя из результатов анализа среды, вы бы выбрали для достижения целей вашей организацией?

8.Опишите внутренние и внешние коммуникационные связи в вашей организации (подразделении). Какими нормативными документами они регулируются? Какой коммуникационный стиль использует ваш руководитель? Схематично изобразите коммуникационную сеть (формальных и неформальных коммуникаций) в вашем подразделении.

Экзаменационные вопросы

1.Понятие менеджмента. Профессиональные требования к менеджеру. Роли менеджера в организации

2. Социальная ответственность как социальные обязательства, социальное взаимодействие и социальная отзывчивость

3. Группы, типы и уровни социальных обязательств

4. Характеристика школы научного управления.

5. Принципы производительности труда Эмерсона

6. Характеристика административной школы управления

7. Характеристика школы человеческих отношений

8. Основные положения теорий Х и У Макгрегора

9. Американский подход к управлению организациями.

10. Японский подход к управлению организациями

11. Понятие, значение и преимущества планирования в организации

12. Формы планирования

13. Характеристика составляющих системы стратегического планирования

14. Принципы планирования

15. Понятие мотивации, мотивационный процесс

16. Характеристика и использование в практике управления теории иерархии потребностей А. Маслоу

17.Использование мотивационной теории Альдерфера в практике управления

18. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

19. Характеристика и использование в практике управления мотивационной теории двух факторов Герцберга

20. Использование теории ожидания в практике управления

21. Использование теории равенства в практике управления

22. Мотивационная теория постановки цели

23. Сущность и виды контроля

24. Процесс контроля

25. Аспекты контроля

26. Эффективность контроля

27. Понятие лидерства, типы лидерских отношений

28.Отличия лидерства от управления

29.Характеристика теории лидерских качеств

30. Характеристика концепции лидерского поведения. Управленческая сетка Блейка и Моутон

31. Концепции ситуационного лидерства

32. Понятие организационной структуры управления. Норма управляемости

33. Требования, предъявляемые к структурам управления

34. Механистический и органический тип организаций

35. Характеристика, преимущества и недостатки линейной организационной структуры

36. Характеристика, преимущества и недостатки функциональной структуры

37. Характеристика, преимущества и недостатки линейно – штабной структуры

38. Характеристика, преимущества и недостатки дивизиональной структуры

39. Характеристика, преимущества и недостатки матричной структуры

40. Понятие и классификация коммуникаций

41. Коммуникационный процесс

42. Коммуникационные сети

43. Коммуникационные стили

44. Преграды в коммуникациях

45. Процесс принятия управленческого решения

46. Модели принятия управленческих решений

47. Экономическая эффективность управления

48. Социальная эффективность управления

Наши рекомендации