Основные технологические зоны аэропорта и их назначение

Аэровокзальный комплекс служит для обслуживания пассажирских и багажных перевозок.

Современные аэровокзальные комплексы (АВК) должны иметь достаточные площади и размеры для качественного обслуживания потребителей услуг ВТ. Кроме этого АВК должны быть оснащены современными, производительными средствами и механизмами для качественного обеспечения перевозочного процесса обслуживания пассажирских и багажных перевозок.

Так как аэровокзалы являются объектом большого скопления людей, то наряду с основным своим назначением (обеспечение обслуживания пассажирских и багажных перевозок), особое внимание должно уделяться вопросам обеспечения мер авиационной безопасности и безопасности полётов.

К этим мерам относятся:

·Организация досмотра посетителей, пассажиров, в т.ч. и работников аэропорта;

·Организация систем видеонаблюдения во всех помещениях АВК;

·Привлечение органов МВД, ФСБ для обеспечения правопорядка;

Помимо выше указанного в АВК должно особое внимание уделяться культуре и качеству обслуживания (сервису). Для этого пассажирам и посетителям АВК предоставляется целый комплекс услуг технологического и не технологического характера основными из них являются:

·Разделение потоков движения пассажиров (прибывающих, убывающих в(из) аэропорт(а));

·Организация удобного передвижения пассажиров по АВК и прилегающим к нему объектам (лифты, эскалаторы, телескопические трапы и т.д.;

·Организация информационного обеспечения (визуальная, звуковая, авиасправка);

· Предоставление дополнительных платных и бесплатных услуг и т.д.

Все помещения аэровокзала по их функционально – технологическому назначению можно разделить на несколько зон:

·Зоны (зал) общего пользования, в котором размещаются:

- системы и средства визуального информирования пассажиров и посетителей аэровокзала, в том числе авиасправка;

- помещения для размещения администрации аэропорта (начальник службы пассажирских перевозок и его заместители; начальник смены; администратор; агент (диспетчер) по транзиту и трансферу и т.д.);

- залы официальных делегаций (ЗОД), ВИП-залы;

- комната матери и ребёнка;

- помещения для ожидания и отдыха пассажиров;

- помещения выдачи багажа прилетевшим пассажирам;

- и другие пункты и помещения, предназначенные для удовлетворения

потребностей пассажиров и посетителей аэропорта в дополнительных

услугах.

2. Зоны административной ответственности (стерильные зоны), в которые

оборудованы:

- пунктами специального контроля АБ;

- пунктами - таможенного, санитарного, пограничного, иммиграционного

и иных видов контроля;

- стойками регистрации с указателями рейсов;

- зоной ожидания посадки;

- помещения для комплектования и разукомплектования багажа;

Зоны таможенного, паспортного, санитарно-карантинного обслуживаются государственными и административными службами аэропорта и являются зонами, находящимися под административной ответственностью.

Пассажиры в зонах регистрации, ожидания вылета, выдачи багажа, специального контроля авиационной безопасности обслуживаются службами аэропорта (хендлинговой компании) и крайне редко работниками авиакомпаний. За действия и претензии пассажиров к этим службам авиакомпания несет ответственность, определяемую пределами ответственности, установленными "Правилами перевозки пассажиров и багажа авиакомпании».

Между помещениями разных зон, как и внутри их, существуют вполне определённые технологические связи. Некоторые помещения выше упомянутых зон должны размещаться в определённой части здания. Так, например: залы ожидания посадки, помещения обработки багажа должны быть ориентированы на перрон, и иметь непосредственную связь с операционными помещениями; помещения дополнительного обслуживания пассажиров следует размещать на пути движения потокам пассажиров.

Организация информационного обслуживания пассажиров

Общие положения

Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной, звуковой (радиооповещение) и устной информацией:

· о времени отправления и прибытия воздушных судов;

· о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;

· о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;

· о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмене рейса;

· о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами;

· о правилах и порядке проведения предполётного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;

· об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно - карантинным, ветеринарным, фитосанитарным, и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· о месте нахождения комнат матери и ребёнка.

Визуальная информация

· Средства визуальной информации предназначены для информирования вылетающих, прилетающих и трансферных пассажиров, а также посетителей в аэровокзале по основным вопросам обслуживания пассажиров.

· Визуальная информация подразделяется на постоянную о оперативную (переменную) информацию.

· Постоянная визуальная информация должно включать сведения:

- о местах расположения касс и времени их работы;

- о порядке приобретения и возврата билетов;

- о месте и времени проведения регистрации билетов пассажиров, оформление багажа, ручной клади;

- о порядке бронирования мест трансферным пассажирам, переоформление билетов, багажа при задержке или отмене рейса;

- об основных положениях правил воздушной перевозки пассажиров, багажа;

- о перечне веществ и предметов, запрещенных пассажирами к перевозке воздушным транспортом;

- о месте выдачи багажа;

- о транспорте, связывающем аэропорт с городом;

- о размещении помещений и пунктов обслуживания пассажиров в аэровокзале, на перроне, привокзальной площади аэровокзала (мест оформления багажа, справочного бюро, выходов на перрон, камер хранения, почты и телеграфа, здравпункта, комнаты матери и ребёнка, гостиницы, остановок городского транспорта, стоянок такси, ресторана, телефонов, туалетов и т.д.)

Постоянная информация может быть размещена на светосигнальном табло, транспарантах, пиктограммах.

· Оперативная визуальная информация связана с проведением, окончанием процесса обслуживания пассажиров и содержит сведения о вылетах и прилётах воздушных судов, задержках и их причинах, времени и месте регистрации билетов, посадки пассажиров на воздушное судно, выдачи багажа, о наличии свободных мест на воздушном судне.

· Выбор и размещение средств оперативной визуальной информации осуществляется с учётом комплексной схеме информации в аэровокзале и технических возможностей средств информации в соответствии с принятой технологией обслуживания пассажиров.

· В аэровокзалах, где помещения для пассажиров расположены на разных этажах, информацию следует дублировать.

· Информацию о месте сбора пассажиров на посадку следует размещать у каждого выхода на посадку в аэровокзале.

· Информацию о месте выдачи багажа следует размещать у входа в аэровокзал со стороны перрона, а также внутри аэровокзала.

Наши рекомендации