Основные технологические зоны аэропорта и их назначение
Аэровокзальный комплекс служит для обслуживания пассажирских и багажных перевозок.
Современные аэровокзальные комплексы (АВК) должны иметь достаточные площади и размеры для качественного обслуживания потребителей услуг ВТ. Кроме этого АВК должны быть оснащены современными, производительными средствами и механизмами для качественного обеспечения перевозочного процесса обслуживания пассажирских и багажных перевозок.
Так как аэровокзалы являются объектом большого скопления людей, то наряду с основным своим назначением (обеспечение обслуживания пассажирских и багажных перевозок), особое внимание должно уделяться вопросам обеспечения мер авиационной безопасности и безопасности полётов.
К этим мерам относятся:
·Организация досмотра посетителей, пассажиров, в т.ч. и работников аэропорта;
·Организация систем видеонаблюдения во всех помещениях АВК;
·Привлечение органов МВД, ФСБ для обеспечения правопорядка;
Помимо выше указанного в АВК должно особое внимание уделяться культуре и качеству обслуживания (сервису). Для этого пассажирам и посетителям АВК предоставляется целый комплекс услуг технологического и не технологического характера основными из них являются:
·Разделение потоков движения пассажиров (прибывающих, убывающих в(из) аэропорт(а));
·Организация удобного передвижения пассажиров по АВК и прилегающим к нему объектам (лифты, эскалаторы, телескопические трапы и т.д.;
·Организация информационного обеспечения (визуальная, звуковая, авиасправка);
· Предоставление дополнительных платных и бесплатных услуг и т.д.
Все помещения аэровокзала по их функционально – технологическому назначению можно разделить на несколько зон:
·Зоны (зал) общего пользования, в котором размещаются:
- системы и средства визуального информирования пассажиров и посетителей аэровокзала, в том числе авиасправка;
- помещения для размещения администрации аэропорта (начальник службы пассажирских перевозок и его заместители; начальник смены; администратор; агент (диспетчер) по транзиту и трансферу и т.д.);
- залы официальных делегаций (ЗОД), ВИП-залы;
- комната матери и ребёнка;
- помещения для ожидания и отдыха пассажиров;
- помещения выдачи багажа прилетевшим пассажирам;
- и другие пункты и помещения, предназначенные для удовлетворения
потребностей пассажиров и посетителей аэропорта в дополнительных
услугах.
2. Зоны административной ответственности (стерильные зоны), в которые
оборудованы:
- пунктами специального контроля АБ;
- пунктами - таможенного, санитарного, пограничного, иммиграционного
и иных видов контроля;
- стойками регистрации с указателями рейсов;
- зоной ожидания посадки;
- помещения для комплектования и разукомплектования багажа;
Зоны таможенного, паспортного, санитарно-карантинного обслуживаются государственными и административными службами аэропорта и являются зонами, находящимися под административной ответственностью.
Пассажиры в зонах регистрации, ожидания вылета, выдачи багажа, специального контроля авиационной безопасности обслуживаются службами аэропорта (хендлинговой компании) и крайне редко работниками авиакомпаний. За действия и претензии пассажиров к этим службам авиакомпания несет ответственность, определяемую пределами ответственности, установленными "Правилами перевозки пассажиров и багажа авиакомпании».
Между помещениями разных зон, как и внутри их, существуют вполне определённые технологические связи. Некоторые помещения выше упомянутых зон должны размещаться в определённой части здания. Так, например: залы ожидания посадки, помещения обработки багажа должны быть ориентированы на перрон, и иметь непосредственную связь с операционными помещениями; помещения дополнительного обслуживания пассажиров следует размещать на пути движения потокам пассажиров.
Организация информационного обслуживания пассажиров
Общие положения
Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной, звуковой (радиооповещение) и устной информацией:
· о времени отправления и прибытия воздушных судов;
· о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
· о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
· о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмене рейса;
· о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами;
· о правилах и порядке проведения предполётного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;
· об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно - карантинным, ветеринарным, фитосанитарным, и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· о месте нахождения комнат матери и ребёнка.
Визуальная информация
· Средства визуальной информации предназначены для информирования вылетающих, прилетающих и трансферных пассажиров, а также посетителей в аэровокзале по основным вопросам обслуживания пассажиров.
· Визуальная информация подразделяется на постоянную о оперативную (переменную) информацию.
· Постоянная визуальная информация должно включать сведения:
- о местах расположения касс и времени их работы;
- о порядке приобретения и возврата билетов;
- о месте и времени проведения регистрации билетов пассажиров, оформление багажа, ручной клади;
- о порядке бронирования мест трансферным пассажирам, переоформление билетов, багажа при задержке или отмене рейса;
- об основных положениях правил воздушной перевозки пассажиров, багажа;
- о перечне веществ и предметов, запрещенных пассажирами к перевозке воздушным транспортом;
- о месте выдачи багажа;
- о транспорте, связывающем аэропорт с городом;
- о размещении помещений и пунктов обслуживания пассажиров в аэровокзале, на перроне, привокзальной площади аэровокзала (мест оформления багажа, справочного бюро, выходов на перрон, камер хранения, почты и телеграфа, здравпункта, комнаты матери и ребёнка, гостиницы, остановок городского транспорта, стоянок такси, ресторана, телефонов, туалетов и т.д.)
Постоянная информация может быть размещена на светосигнальном табло, транспарантах, пиктограммах.
· Оперативная визуальная информация связана с проведением, окончанием процесса обслуживания пассажиров и содержит сведения о вылетах и прилётах воздушных судов, задержках и их причинах, времени и месте регистрации билетов, посадки пассажиров на воздушное судно, выдачи багажа, о наличии свободных мест на воздушном судне.
· Выбор и размещение средств оперативной визуальной информации осуществляется с учётом комплексной схеме информации в аэровокзале и технических возможностей средств информации в соответствии с принятой технологией обслуживания пассажиров.
· В аэровокзалах, где помещения для пассажиров расположены на разных этажах, информацию следует дублировать.
· Информацию о месте сбора пассажиров на посадку следует размещать у каждого выхода на посадку в аэровокзале.
· Информацию о месте выдачи багажа следует размещать у входа в аэровокзал со стороны перрона, а также внутри аэровокзала.