Виды социальных коммуникаций

Социальные коммуникации весьма многообразны и обширны, охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности, включают в себя большой спектр видов и подвидов.

Индивидуально-психологические, личностные особенности собеседников, оценка ситуаций, выбор средств общения в каждом случае разные, поэтому классификация видов коммуникаций возможна на разных основаниях и по различным критериям.

Реальный процесс коммуникации включает в себя одновременно множество ее видов, при этом выбор средств, каналов, стиля коммуникации зависит от личностных особенностей ее субъектов. Традиционным является выделение 2-х видов коммуникации между людьми – ролевой и личностный. Хотя единой, универсальной системы классификации нет, многие исследователи выделяют 4 главных вида межличностной коммуникации: деловую, воспитательную, диагностическую и интимно-личностную. Интимно-личностное взаимодействие – это общение между близкими людьми, давно знающими друг друга, которое осуществляется на основе доверительного и глубокого контакта. На самом деле в классификации важны не названия и многообразие видов, а ее критерии. К таким критериям, например, относят:

· Наличие или отсутствие правил общения – ролевых предписаний;

· Наличие или отсутствие четких целей общения и их характеристик;

· Предметность общения;

· Равенство позиций партнеров в общении;

· Контекстный подход к типологии и ситуации общения;

· Использование опосредованных инструментов и технических средств коммуникации;

· Преобладающие каналы связи;

· Средства воздействия на человека (суггестивные /внушение; человеку даются правильные установки только в позитивной форме, не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка — „курение безразлично“, но не „курить больше не хочется“)/), интеллектуальные, паралингвистика (Раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку: интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр и другие характеристики речи).

Основанием классификации для всех видов массовых коммуникаций является их отношение к специфическому каналу связи, по которому передается сообщение: аудио-, видео-, аудиовизуальному, то есть посредством радио, телевидения, печати, в устных или письменных выступлениях.

В системе массмедиа транслируемая информация распространяется с помощью технических средств того или иного канала связи и формирует желаемый образ коммуникатора. В зависимости от специфики выбранного канала связи возникают различные проблемы при восприятии коммуникатора – диктора радио (аудиоканал), автора статьи, рубрики, заметки в печати (видеоканал), диктора телевидения (аудиовизуальный канал).

По задействованию средств связи социальная коммуникация бывает интерперсональной, коммуникацией с помощью средств массовой информации (СМИ), институциональной, интернет-коммуникацией.

Интерперсональная коммуникация – это коммуникация собеседников, процесс общения и взаимопонимания, контакт «лицом к лицу».Это исторически сложившийся первый вид социальной коммуникации, имеет спонтанный и неформальный характер, зависит лишь от правил, связанных с социальными обычаями, и определяется рамками межличностных контактов. Процесс общения между людьми, их коммуникация, является обменом символов. Такая коммуникация чаще всего кратковременна и спонтанна. Речь и язык, являющиеся самыми выразительными системами коммуникации, не ограничиваются системами знаков, а служат главным образом выражением мысли. Вступающие в коммуникацию, общающиеся разделяют между собой пространство общения, становятся общностью, имеют общие взгляды, мысли.

Коммуникация с помощью средств массовой информации (СМИ), например, телевидения, - это коммуникация через посредника. Ее наиболее характерной чертой является связь с цивилизацией, от которой она перенимает технические возможности и ритм функционирования.

Институциональная коммуникация – явление общественное, а само общество является пространством тщательно урегулированной коммуникации. Общественные институты регулируют коммуникацию между собеседниками, между группами, народами, городами, организациями, внутри каждой организации и т.д. Институциональная коммуникация характеризует экономическое, социальное и политическое устройство данного общества. Она охватывает организованные и признанные сообщества: профессиональное, школьное, семейное и т.д. Данный вид коммуникации носит не спонтанный, а произвольный характер.

Интернет-коммуникация представляет собой большое количество сайтов и веб-ресурсов общественных организаций. Интернет-коммуникация характеризуется появлением «виртуальных переговоров», «виртуальных сделок», Интернет-бизнеса, Интернет-торговли, культурой общения на форумах и т.д. Специфические черты электронной коммуникации – анонимность, физическая непредставленность коммуникантов, свобода и открытость – порождают целый ряд негативных явлений. Сегодня нет еще отчетливых представлений о том, насколько может измениться личность человека, взаимодействующего в виртуальном мире. С одной стороны, постоянное использование Интернет-коммуникации ведет к отрыву от реальной действительности, возникновению «Интернет-аддикции» - Интернет-зависимости, а с другой стороны, Интернет позволяет позитивно развивать отдельные способности и мотивационную сферу. С точки зрения личностного развития Интернет-коммуникации свойственны:

· Автокоммуникация – информация, посылаемая другому, одновременно становится доступной и адресату, и адресанту;

· Использование условного имени («ника»), либо полная анонимность, свобода самопрезентования, возможность примерить несколько своих ипостасей, поиграть в «игры с идентичностью»;

· Дискуссионность – помогает развивать мышление, логику, способность к построению убедительного доказательства, находчивость и т.д.

В зависимости от средств воздействия выделяют 2 вида социальной коммуникации – убеждающую и суггестивную.

Убеждающая коммуникация – вид коммуникации, при которой с помощью логического обоснования происходит установление согласия с человеком, принимающего информацию. В случае убеждающей коммуникации идет обращение к логическим доводам и дополнительной информации, взаимодействие на равных с собеседником, аудиторией. Такая коммуникация осуществляется с помощью техник аргументации, настойчивости, коалиции, обращения к авторитету.

Техника аргументации включает в себя собственно аргументацию – предъявление фактов и аргументов; развертывание аргументации; метод положительных ответов и контраргументацию – видоизменение аргументации партнера; разделение его аргументов; развертывание встречной аргументации.

Техника настойчивости проявляется в смешении эмоционального напора и конфронтации с аудиторией, в то время как применение техники коалиции предполагает использование поддержки своей группы для убеждения партнера. Для увеличения веса собственных доводов используется и обращение к авторитету – ссылка на авторитет с целью убеждения собеседника, аудитории.

Убеждающая коммуникация в основном встречается в ситуации совместной деятельности, при решении профессиональных задач. Важно то, что успех совместной деятельности зависит от умения человека пользоваться техниками убеждения, занимать верную позицию в общении.

Суггестивная коммуникация представляет собой целенаправленное эмоциональное воздействие на человека. Процесс суггестивной коммуникации направлен односторонне и не предполагает равенства позиций общающихся. Это активное, персонифицированное воздействие на человека или группу.

По степени активности коммуникатора выделяют собственно суггестию и заражение. Заражение проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, многократно усиленного путем отражения по схеме цепной реакции. В ситуации заражения происходит сопереживание большой массой народа общего психического состояния (эйфория, смятение, паника и т.д.), используются различные средства воздействия – слово, восклицания, ритмы, ритуалы. Мера заражения аудитории, критичность восприятия ею информации находятся в прямой зависимости от уровня развития общности, общего уровня развития личности и самосознания индивидов, составляющих аудиторию. Чем выше уровень развития общества, тем слабее действие механизма заражения. Суггестия носит вербальный характер и не спонтанна. Согласие с коммуникатором достигается путем простого принятия информации, основанной уже на готовом выводе. Решающим условием эффективности суггестии является авторитет суггестора – лица, оказывающего внушение. Эффект «доверия» проявляется в доверии как к самой личности (компетентной, надежной), так и к собственно информации.

Чаще всего суггестивная коммуникация задействована в сферах пропаганды, PR, рекламы. Внушение выступает в качестве средства формирования у аудитории положительного образа марки товара, определенного имиджа политических деятелей, организаций.

По включенности в сферы жизнедеятельности можно выделить 4 вида социальных коммуникаций – ритуальные, формальные, деловые, личностные.

Ритуальные коммуникации – это коммуникации, предполагающие лишь поддержание контакта с социумом с целью подтверждения собственной включенности в социальные отношения как таковые. Собеседник в данном случае – часть ритуала, его необходимый атрибут, маска с заранее заданными свойствами, соответствующими задаче ритуала.

В задачу ритуальной коммуникации не входит изменение мнений, суждений собеседника, его убеждения. Наоборот, ритуальное общение характеризуется необязательностью убеждения партнера и отсутствием его ответной реакции на убеждение. Цель ритуала состоит в подтверждении собственного Я, своих коммуникативных умений, применяемых в данном ритуале, своих мнений, убеждений. Эффективность ритуального общения зависит от уровня овладения его ситуацией (например, ритуалы приветствия, прощания), умения ориентироваться в ней, степени ритуальной компетентности в общении.

При соблюдении групповых ритуалов действия участников уже предопределены, автоматизированы, не существует альтернативных акций.

Первопричиной стремления свести ситуацию к ритуальной является неудовлетворенность человека собственным социальным положением, отсутствие включенности в значимые отношения. Большая включенность человека в ритуальную коммуникацию – признак психологического неблагополучия. В то же время полная выключенность человека из ситуации ритуального общения говорит о социальной изоляции индивида от социума.

Формальные коммуникации характеризуются неукоснительным соблюдением коммуникантами отведенных им ролей и правил поведения. Формальное общение предполагает преобладание формы коммуникации над ее содержанием: большой акцент в ситуации взаимодействия ставится на соблюдении норм, правил в ущерб значимости содержания самого общения. Не происходит личностного вовлечения в ситуацию общения, не затрагиваются важные для человека темы, само общение проходит в значительной степени автоматически для его участников. Восприятие партнерами друг друга схематизировано, анализ мотивов, причин поведения собеседника крайне затруднен. Существенным качеством партнера становится его неукоснительное следование выбранной профессиональной, межличностной, социальной роли («учитель», «врач», «весельчак» и т.д.). Значимым является знание правил и норм, умение придерживаться формальных ограничений.

Важным в данном контексте представляется восприятие самой ситуации общения, ее адекватный анализ, выбор стратегий поведения в конкретной ситуации общения, их соответствие нормам и правилам (умение менять стили общения в зависимости от ситуации взаимодействия с начальником, подчиненным и прочее). Невыполнение ролевых ожиданий одним из коммуникантов, выход за рамки формальных правил и норм приводят к нарушению коммуникации, порождают удивление, тревогу у партнера.

Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической. Ожидаемый результат деловой коммуникации – оптимизация совместной деятельности партнеров. Основные задачи – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к коммуникации, без которого деловая беседа вообще состояться не может.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:

1. Обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

2. Предметно-целевое содержание коммуникации;

3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также требований субординации и делового этикета;

4. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации как в достижении конечного результата, так и при реализации личных намерений;

5. Коммуникативный контроль участников взаимодействия;

6. Формальные ограничения, ориентирующие на целенаправленные, регламентированные действия с использованием адекватных коммуникативных средств для достижения прагматически ожидаемого результата.

Деловая коммуникация реализуется в 3-х основных коммуникативных формах:

· Монологической, где преобладают коммуникативные действия (высказывания) личности как субъекта – организатора процесса слушания у других субъектов – участников общения (ситуация презентации, лекция);

· Диалогической, когда субъекты взаимодействуют и взаимно активны (деловая беседа);

· Полилогической, организующей многостороннее общение, зачастую носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связанное со стремлением к максимально эффективной реализации последней (деловое совещание).

Таким образом, деловая коммуникация характеризуется статусно-ролевыми позициями ее участников, рядом ограничений на непосредственные межличностные отношения, которые, в свою очередь, регламентируются определенными нормами.

Личностные коммуникации представляют собой ситуации личностного общения – исповедальные, интимные, а сообщаемая информация не может быть двойственной, рассогласованной, нечеткой.

Данный вид коммуникации во многом отличен от других. По своей сути это собственно психологическое, истинно межличностное взаимодействие, удовлетворяющее базовые потребности человека (согласно концепции базовых потребностей А.Маслоу) в общении, сочувствии, сопереживании.

Личностная коммуникация характеризуется особым соотношением переживаемого и осознаваемого – конгруэнтностью партнеров. Термин «конгруэнтность» (К.Роджерс) означает согласованность, соответствие и используется для выражения абсолютной искренности, цельности, стремления человека быть таким, какой он есть.

В ситуации общения, писал К.Роджерс, конгруэнтный собеседник обязательно выражает свои чувства и ощущения как таковые, а не как факты, приписываемые другому человеку или внешнему миру. Степень конгруэнтности не может быть оценена самостоятельно самим индивидом, она определяется мнением партнера, с учетом его точки зрения.

Формулируя общий закон межличностных отношений К.Роджерс исходил из того, что:

· Их адекватность, взаимопонимание, взаимная удовлетворенность отношениями зависит от степени согласованности партнеров;

· Рассогласованность партнеров продуцирует взаимное непонимание, ухудшение психологической совместимости, неудовлетворенность отношениями.

Успешная личностная коммуникация строится на сопереживании, сочувствии, активном слушании другого.

По своему содержанию социальные коммуникации разделяются на разрушающие, нейтральные и поддерживающие.

Разрушающие коммуникации оказывают деструктивное влияние как на сам процесс коммуникации, так и на его участников. Разрушающие коммуникации бывают 2-х видов: манипулятивные и агрессивные. В ситуации манипулятивной коммуникации к партнеру относятся как к средству достижения внешних для него целей. Манипуляция– это один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. Манипулирование расщепляет личность адресата, приводит к состоянию невротизации и податливости внешнему влиянию.

Манипулятивное общение характеризуется:

1. Многовекторностью воздействия – решается сразу несколько задач: отвлекается внимание собеседника, снижается его критичность, он изолируется от других людей – все это ради повышения значимости манипулятора;

2. Психологическим давлением на партнера: перехватывается инициатива, купируется его активность, сокращается время для принятия решения и т.д.;

3. Вторжением в психическую сферу адресата. Эксплуатируя различные интересы и потребности партнера, его опасения, манипулятор может на протяжении длительного времени на него влиять, разрушая одновременно его мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую сферы;

4. Эксплуатацией личностных качеств партнера.

В процессе манипулирования важно отметить, что манипулирование происходит как партнером, так и собой, то есть разрушающее действие оно оказывает на всех участников коммуникации. Основным в манипуляции является представление о партнере как об активном или пассивном получателе информации. Большое значение приобретает умение пользоваться манипулятивными техниками, стратегиями, основанными на получаемой о собеседнике информации. Исследователи тактики манипулирования обычно рассматривают 2 основные цели манипуляции:

1. Побуждение другого к действию;

2. Купирование действия другого.

Известны 6 тактик манипулятивной коммуникации:

· Убеждение («Я прошу тебя это сделать, потому что....»);

· Отступление, регресс («Я буду плакать, пока ты это не сделаешь....»);

· Принуждение («Я требую....»);

· Обаяние («Ты так хорошо, волшебно умеешь это делать...»);

· Унижение («Я буду стоять на коленях, пока ты это не сделаешь...»);

· Молчание (пока собеседник не пойдет на уступку).

Для побуждения собеседника к действию чаще всего используется тактика обаяния, а для прекращения нежелательного действия адресата – тактики молчания и принуждения.

Агрессивная коммуникация – это коммуникация, в ходе которой осуществляются нападки на оппонента. В узком смысле агрессивная коммуникация рассматривается как речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие: оскорбление (например, грубая брань), насмешка, угроза, враждебное замечание, зложелание, категоричное требование с нарушением общепринятого этикета. В широком смысле – это все виды наступательного, доминирующего общения.

Агрессивная коммуникация посредством СМИ существенно отличается от вербальной агрессии в непосредственном общении оппонентов. Агрессивное поведение в межличностной коммуникации служит средством купирования воли другого, а также подчеркивает статус агрессора и выступает как инструмент самозащиты. Агрессивная коммуникация в СМИ – это прежде всего наступательное, активное общение, привлекающее внимание аудитории. Агрессивные реплики активизируют аудиторию, заставляя каждого мысленно соглашаться с одним из оппонентов. Таким образом, речевая агрессия может рассматриваться как достаточно эффективный, хотя и не всегда корректный способ коммуникации.

К агрессивным коммуникативным стратегиям в Интернете относятся флейм, флуд и спам. Флейм определяется как вербальная, вызванная сообщением собеседника агрессивная реакция, нарушающая принципы конструктивной дискуссии. Флуд – компьютерный аналог варварства, принижающий чувство собственного достоинства коммуникантов. Спамом называют «мусорную почту», ненужные электронные послания, рассылаемые отдельными фирмами в Интернете по известным им адресам.

Агрессивные коммуникации могут выражаться в виде принижающей коммуникации (ущемление прав партнера), в ходе которой имеют место нападки на партнера, и в виде защитно-агрессивной (агрессивное общение, вызванное другим партнером). Ответную реакцию можно считать следствием агрессивного общения. Любая агрессия по своей природе – признак слабости, форма защиты.

Нейтральные коммуникации определяются как коммуникации без агрессивных нападок на партнера – конфликтогенов, но также не удовлетворяющие основные социогенные потребности человека (потребности в признании, принятии, любви). В ходе нейтральной коммуникации осуществляется компромисс, достигаются договоренности по спорным вопросам, собеседники воздерживаются от поучений и назиданий друг другу, категоричных суждений, не купируя реализацию социогенных потребностей и не развивая их.

Нейтральная коммуникация может быть конвенциональной, ритуальной и формализованной.

Конвенциональная коммуникация стандартизована, безлична. Права, обязанности остаются независящими от их носителей. Эта коммуникация протекает в соответствии с установившимися правилами, традициями, в рамках строго определенных ограничений. Эти ограничения бывают:

· Собственно конвенциональными – соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (действия по инструкциям, правилам и пр.);

· Ситуативные – ограничения в зависимости от ситуации общения (беседа, совещание, презентация, переговоры и т.д.);

· Эмоциональные, связанные с умением управлять собственной эмоциональной сферой в ситуации общения независимо от степени напряженности атмосферы;

· Насильственные, проявляющиеся в прерывании контакта любой из сторон в случаях, когда содержание информации теряет предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, или когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение).

Поддерживающие коммуникации, в отличие от нейтральных не только не ущемляют основные психологические права и свободы их участников, но даже обогащают их внутренний мир. В отличие от нейтральной коммуникации, поддерживающая предполагает удовлетворение потребности человека в общении, понимании, сочувствии, сопереживании. Ее цели непосредственно связаны с партнером, пластичны, легко изменяемы. Ожидаемый результат – совместное изменение представлений партнеров (в зависимости от глубины общения). Участие человека в поддерживающей коммуникации способствует его психическому здоровью, цельности, уравновешенности, стабильности.

Поддерживающая коммуникация может быть неформальной, эмпатической, диадической, интимно-личностной.

Эмпатическая коммуникация –это межсубъектное взаимодействие, в котором оба партнера понимают, принимают, поддерживают друг друга. Этот вид коммуникации характеризуется доверительностью отношений партнеров, что является существенным фактором, определяющим эффективность их коммуникации. Эмпатия– это сочувственное понимание внутреннего мира другого, «как будто он твой собственный, но не теряя этого «как будто»».

В диадической коммуникацииосновой взаимодействия между партнерами является субъект-субъектные отношения, сопереживание, сочувствие, активное слушание другого. В процессе диадической коммуникации ослабляются защитные реакции индивида, исчезают барьеры в общении, возникает стремление общаться искреннее. Партнеры могут оказывать друг на друга воздействие, в результате которого происходят изменения в личности собеседников в сторону большей цельности, меньшей конфликтности и большей жизненной энергии, поведение становится более зрелым.

Интимно-личностная коммуникацияуникальна и специфична. Она возможна только в ситуации равенства партнеров, их заинтересованности в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. В интимно-личностной коммуникации обычно трудно сформулировать какую-то рациональную цель, лежащую в ее основе. Ценность представляют сам контакт и связанные с ним эмоциональные переживания – сопереживание другому, ощущение своего сходства и близости с ним и т.д.

По полученному результату социальные коммуникацииразделяются на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные коммуникации – это коммуникации, строящиеся на принципах партнерского равенства, подчеркивания значимости личности другого. Это позитивные, эффективные по своему содержанию коммуникации, включающие в себя понимание состояния партнера, подчеркивание его значимости, проявление уважения и интереса к его личности, проблемам, безоценочное реагирование на его действия.

Деструктивные коммуникации– это коммуникации, в процессе которых происходят ущемление прав партнера, принижение его достоинств, нападки на него, агрессивные выпады. Все это наблюдается в манипулятивном, агрессивном, суггестивном общении. В ситуациях деструктивной коммуникации акцентируются неравенство занимаемых позиций, различия, несхожесть партнеров. Это может проявляться в дискриминации партнера, пренебрежительном отношении к его проблемам.

Примером деструктивной коммуникации могут служить харазмент и сексизм.

Харазмент (притеснение) – это вмешательство в частную жизнь другого, насмешки, унижения, дискредитирующие собеседника, подрывающие его самооценку. Пример: нарушение чужого пространства общения, когда человек подходит вплотную и слушает содержание разговора или перебивает частную беседу, вступая со своей темой (interference with privacy). В ситуации делового общения – это, например, настойчивое требование со стороны начальника, чтобы подчиненный участвовал в разговоре, не относящимся к работе, когда нарушается право подчиненного быть одному (right to be let alone). Унижение, насмешка в присутствии третьих лиц, разговор на темы, заставляющие постоянно переспрашивать о смысле сказанного, создают ситуации, подрывающие самооценку подчиненного (Lost of self esteem), вызывающие его душевное расстройство (mental disorder).

Сексизм –сознательное разрушение или унижение чувств другого, компетентности и т.д. – это дискриминация по половому признаку, проявление психологического насилия, недооценка, подавление, угрозы, манипулирование поведением другого. Сексизм проявляется в подавлении полоролевой сущности, соблазнении, сексуальных домогательствах.

Наши рекомендации