Виды встречи кандидата с избирателями

Можно выделить несколько основных видов встреч кандидата с избирателями.

1. Праздничные встречи, специально подготовленные командой кандидата в больших залах от 500 до 1000 человек. Обычно они проводятся в домах культуры, кинотеатрах и других специальных для встреч местах. Они сопровождаются выступлениями известных артистов и распродажами товаров. Это встречи-события, о которых потом долго говорят избиратели, которые вживую увидели звезду эстрады и кандидата в депутаты. Встреч такого рода проводится не более 10, так как они достаточно дорогостоящи.

2. Встречи кандидата с трудовыми коллективами. Они проводятся по месту работы избирателей. Это рядовые встречи, которые проходят с санкции руководства предприятий. Обычно на них собирается от 50 до 250 человек.

3. Встречи кандидата с избирателями по месту их жительства. Они проходят, как правило, во дворах в неформальной обстановке. Эффективность этих встреч нельзя недооценивать, так как эти встречи не фиксируются соперниками, и они не могут помешать их проведению. Они проводятся как усиление кампании «От двери к двери».

4. Встречи кандидата в местах скопления людей: на рынках, около крупных магазинов, в парках, во дворах и т.п. Эти встречи иногда могут проводиться в форме пикетов, иногда могут перерасти в небольшой митинг.

5. Встречи с избирателями во время экскурсий на предприятия, которое возглавляет кандидат или на открытии нового магазина фирмы, которой руководит кандидат и т.п.;

6. Встречи кандидата с руководителями предприятий и организаций (партхозактив). Учитывая особую важность этой категории избирателей, встречи с ними обычно заканчиваются товарищеским ужином.

Концепция и планирование встреч

Несмотря на кажущуюся простоту, правильно и эффективно провести встречу кандидата с избирателями довольно сложно. Все встречи должны быть хорошо подготовлены во многих отношениях: организационном, техническом, наглядно агитационном, и, что очень важно, художественном. И, конечно, они должны быть вписаны в общую стратегию избирательной кампании.

При разработке концепции встреч кандидата с избирателями, прежде всего, нужно решить вопрос о том, сколько нужно проводить встреч и с какими группами избирателей. Ответ на этой вопрос зависит от известности или «раскрученности» кандидата. Если кандидат не очень известен населению, первые встречи надо проводить «лёгкие», то есть там, где кандидата уже всё-таки знают и будут слушать. Затем можно организовать встречи в не очень многолюдных и в относительно спокойных и благополучных коллективах, например, в налоговой инспекции, коллективах МВД, в воинских частях, в институтах и т.п. Далее необходимо встречаться в многолюдных и сложных коллективах и даже там, где популярны соперники. Если кандидат уже известен, последовательность встреч будет зависеть того, с какими коллективами он уже встречался, а также от планов его соперников на выборах. Неизвестному кандидату лучше первому провести встречи на предприятиях, а известному, напротив, лучше выступать после всех соперников – избирателям в любом случае интересно, что он ответить предыдущим ораторам.

Вне зависимости от уровня известности договариваться о встречах следует как можно раньше, чтобы опередить ваших соперников. Когда с директором предприятия начинает разговор о встрече с кандидатом восьмой или десятый представитель, им будет гораздо сложнее, чем первому или второму. Конечно, за 2-3 дня до оговоренного мероприятия, следует ещё раз напомнить о встрече. В трудовом коллективе нужно подготовить атмосферу ожидания кандидата, заранее распространив о нем интересующую трудовой коллектив информацию.

Главным для выступлений на встречах является идентификация (т.е. взаимное признание кандидатом и избирателями общности целей и намерений, образа жизни и ценностей, языка и мироощущения). Эта общность должна быть выражена в Речи кандидата. Она должна быть, как бы модульной, то есть состоять из нескольких частей. В главной части выражается идея, за которую кандидата борется, его политическая и гражданская позиция. Другие части речи встраиваются в общую канву, адаптируя речь к конкретным социально-экономическим проблемам, волнующих избирателей. Главная идея кандидата не работает, если не учитываются психологические характеристики аудитории. И, прежде всего, нет ответа на вопрос, как жить дальше, как решать местные проблемы. Сколько бы ни критиковали депутатов за невыполненные обещания, но избиратель все равно ждет, что придет, наконец, человек, который сдержит свое слово и обязательно выполнит свои обещания. Как образно выразилась одна избирательница: «Ты меня обмани, но так, чтобы я тебе поверила».

Кандидат обязательно перед встречей прорабатывает материалы о состоянии дел на предприятии или микрорайоне, где будет встреча с избирателями. Встречи оказываются более эффективными, если сопровождаются выступлениями концертных бригад художественной самодеятельности или профессиональных артистов. Поэтому желательно для встреч кандидата иметь такого рода бригаду и возить ее с собой в автобусе.

Встречи необходимо тщательно планировать и организовывать. Никогда не следует надеяться, что организацию встречи возьмет на себя приглашающая сторона, как бы уверенно ее представитель не обещал, что все будет в порядке. Ответственный за подготовку и организацию встреч – это одна из главных фигур регионального штаба, так как для решения поставленных задач его «обслуживает» чуть ли не половина других подразделений штаба. Планировать встречи кандидата с коллективами надо с учетом транспортной схемы, так как протяженность некоторых округов в России может составлять несколько сотен километров. Основных проблем при этом две. Первая состоит в том, чтобы скоординировать информационные потоки, инициированные в ходе встреч с избирателями, с информационными потоками из других источников. Вторая проблема – это выдержать жесткое расписание встреч, отдавая им приоритет перед другими мероприятиями избирательной кампании. Перенос встреч, замена кандидата доверенными лицами всегда воспринимается избирателями весьма болезненно как проявление неуважения к ним лично.

Планирование встреч проходит вплоть до последней недели перед выборами. Большая часть встреч намечается в окружном штабе, ответственный за них мобилизует на их подготовку начальников районных штабов, а также представителей администраций районов и руководителей предприятий. Однако избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы РФ довольно велик, в нем имеется множество крупных предприятий, он разделен на несколько районов. В каждом из них есть трудовые коллективы, которые порой просто требуют встречи и только с кандидатом, чтобы выяснить его позицию по обсуждаемым в округе вопросам или чтобы решить, какую-либо местную проблему (например, добиться ремонта сельской школы).

Эти настроения должны быть известны начальнику районного штаба, он уже самостоятельно договаривается о встрече. Сначала предварительно согласовывает этот вопрос в региональном штабе и с руководством предприятия (как правило, за 20 - 30 дней до встречи). После предварительной договорённости встреча окончательно утверждается в окружном штабе и в трудовом коллективе. Требования о проведении встреч постоянно поступают в региональный штаб от всех муниципальных (районных) штабов. Поэтому очень важно определить приоритеты и не пропустить ни одного крупного коллектива, ни одного сельского схода, приезд на который даст значительную прибавку голосов. Но вместе с тем ясно, что всюду кандидат не побывает, поэтому неизбежно, что ряд предприятий посещают доверенные лица кандидата. Поэтому ответственный за организацию встреч кандидата вынужден контролировать график встреч доверенных лиц.

Член штаба, ответственный за организацию встреч кандидата с избирателями, составляет вначале предварительный, а затем и окончательный график встреч как на весь период, так и на каждую неделю. Эта информация доводится до руководителя районного штаба, который с этого момента непосредственно занимается подготовкой запланированных встреч. Ррайонные штабы должны иметь специальные инструкции по проведению встреч избирателей с кандидатом. Образец такой инструкции содержится в Приложении 1.

Действия по организации встречи:

  1. Разработка и утверждение концепции встречи на штабе;
  2. Определение места проведения встречи;
  3. Определение временных параметров встречи;
  4. Подготовка сценария встречи;
  5. Информирование окружной избирательной комиссии о предстоящей встречи;
  6. Определение ведущего встречи и обсуждение с ним сценария;
  7. Подготовка выступления кандидата;
  8. Тренинг или психологическая поддержка кандидата перед встречей;
  9. Подготовка вопросов и ответов кандидату;
  10. Изготовление приглашений;
  11. Приглашение избирателей;
  12. Приглашение влиятельных в округе фигур;

13. Обеспечение художественного сопровождения встречи;

14. Отбор и приглашение представителей СМИ;

  1. Организация работы “группы поддержки” и ее инструктаж;
  2. Подготовка выступающих на встрече;
  3. Получение рекламных и пропагандистских материалов для избирателей;
  4. Обеспечение охраны мероприятия;
  5. Подготовка зала к работе и его соответствующее оформление;
  6. Обеспечение связи зала с ведущим;
  7. Обеспечение работы киносъемочной группы и фотографов;
  8. Обеспечение фотографирования кандидата с избирателями до или после встречи;
  9. Оценка реакции от встречи социологами;
  10. Подготовка откликов избирателей и журналистов о встрече и публикация их в СМИ.

Разумеется, это общая схема. Часть действий может отсутствовать, а в случае особой важности встречи потребуются дополнительные действия. Последовательность этих действий может несколько меняться, некоторые действия осуществляются параллельно. Но в целом данная схема показывает многоплановость и сложность технологического процесса, управление которым требует предельной организованности и самообладания.

Наши рекомендации