Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента:
Личностный;
Интеллектуальный;
Организационно-технический;
Гигиенический.
Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.
Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.
Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.
Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения ученика к учению.
С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов: «а) осознание учения как общественного и личностного дома; б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным; г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности». Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.
Для развития мотивации используется особая группа приёмов: «пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».
Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны исследуемого материала.
Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.
Элементы личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.
Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся
правильный режим работы;
оборудование места для занятий;
определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.
Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.
Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.
Воспитание привычке к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садится за уроки надо всегда вы одно и тоже время.
Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу незамедлительно, т.к. чем дольше человек оттягивает начало работы, тем больше усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».
По словам психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.
Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.
Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.
Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий, лучше всего отдельный столик и полку для книг. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.
Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.