Понятие и виды защищаемой по законодательству Российской Федерации информации
Ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» устанавливает две группы информационных ресурсов по категориям доступа:
- открытые информационные ресурсы;
- информационные ресурсы, доступ к которым ограничен в соответствии с законом.
Все государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» защите подлежат сведения ограниченного доступа, а степень защиты определяет их собственник. Ответственность за выполнение мер по защите информации возлагается не только на собственника информации, но и на ее пользователя.
Информация с ограниченным доступом, в свою очередь, подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну и конфиденциальную информацию (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Классификация информации по категориям доступа:
В таблице приведен перечень видов информации с ограниченным доступом и соответствующая нормативная база.
Информация с ограниченным доступом | Нормативные и законодательные акты |
Государственная тайна | ФЗ «О государственной тайне», ст. 275, 276, 283, 284 Уголовного кодекса Российской Федерации |
Конфиденциальная информация | ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» |
Персональные данные | ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» |
Личная и семейная тайна | Ст. 23 Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации |
Служебная тайна | ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» |
Служебная информация | Ст. 31 ФЗ «О рынке ценных бумаг» |
Коммерческая тайна | ФЗ «О коммерческой тайне», ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации |
Сведения о сущности изобретения (ноу-хау) | Указ Президента Российской Федерации № 188 от 06.03.1997 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» |
Информация с ограниченным доступом | Нормативные и законодательные акты |
Тайна следствия и судопроизводства | Указ Президента Российской Федерации № 188 от 06.03.1997 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» |
Тайна связи | ФЗ «О связи» |
Тайна страхования | Ст. 946 Гражданского кодекса Российской Федерации |
Тайна усыновления | Ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации |
Тайна исповеди | Ст. 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» |
Банковская тайна | Ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации |
Нотариальная тайна | Ст. 16, 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате |
Адвокатская тайна | Ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» |
Врачебная тайна | Ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», ст. 14 закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» |
Следует отметить, что из всех многочисленных видов конфиденциальной информации в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» упомянуты коммерческая, служебная, профессиональная, личная и семейная тайны, а также персональные данные. Наличие в п. 4 ст. 9 слов «иную тайну» подразумевает расширение списка конфиденциальной информации.
В Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» была предпринята попытка упорядочить состав конфиденциальной информации. Указом утвержден перечень сведений конфиденциального характера, в котором перечислены шесть видов информации:
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Наличие в п. 4 перечня, касающегося профессиональной тайны, слов «и так далее» предполагает его продолжение.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 8 закрепляет перечень сведений, которые не разрешается относить к информации с ограниченным доступом.
Таким образом, анализ действующего законодательства показывает следующее.
1. Информацией является совокупность формализованных знаний (сообщений, данных) и сведений независимо от формы их представления (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
2. Правовой защите подлежит любая информация (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
3. Информация является объектом гражданских прав и имеет собственника.
4. Информация может быть ограниченного доступа, ознакомление с которой ограничивается ее собственником или в соответствии с законодательством, и общедоступной, предназначенной для неограниченного круга лиц (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
5. Ограничения (установление режима) использования информации устанавливаются законом или собственником информации, которые объявляют степень (уровень) ее конфиденциальности.
Конфиденциальными в соответствии с законом являются, в частности, такие виды информации:
- содержащая государственную тайну (ФЗ «О государственной тайне», ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ);
- передаваемая путем переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных или иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 138 УК РФ); касающаяся тайны усыновления (ст. 155 УК
- РФ);
- содержащая служебную тайну (ст. 139 ГК РФ), коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ и ст. 183 УК РФ), банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), личную тайну (ст. 137 УК РФ), семейную тайну (ст. 137 УК РФ), информация, являющаяся объектом авторских и смежных прав (ГК РФ, ч. IV);
- информация, непосредственно затрагивающая права и свободы гражданина или персональные данные (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных», ст. 140 УК РФ) и др.
6. Любая форма завладения и пользования конфиденциальной информацией без прямо выраженного согласия ее собственника (за исключением случаев, прямо указанных в законе) является нарушением его прав, т. е. неправомерной.
7. Неправомерное использование информации наказуемо. Нарушение требований закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Документирование не следует считать условием, обязательным для отнесения информации к категории с ограниченным доступом, поскольку в качестве материального носителя могут выступать и физические поля, не имеющие реквизитов1.
Главной чертой настоящего этапа развития информационных отношений в области обеспечения информационной безопасности является переход от ведомственных, преимущественно технократических подходов к защите информационных ресурсов, к комплексному государственному регулированию вопросов защиты информации.
С развитием информационного общества проблемы, связанные с защитой конфиденциальной информации, приобретают все большее значение. Далее мы рассмотрим более подробно некоторые виды конфиденциальной информации, которые закреплены упомянутыми ранее нормативными актами.
Коммерческая тайна. Всоответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Иными словами, режим коммерческой тайны вводится в целях сохранения конфиденциальности информации, что позволит ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Законодателем в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» дан также перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, не подлежат засекречиванию.
Режим коммерческой тайны считается введенным после принятия обладателем мер по охране конфиденциальности информации, которые должны включать в себя следующие:
1). определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2). ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3). учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4). регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5). нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Таким образом, меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, в следующих случаях:
1). исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2). обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Коммерческая деятельность организации тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации. В связи с этим возникают следующие вопросы:
- Вся ли информация подлежит защите или следует выделять отдельные ее группы?
- Если для защиты выделяется определенная группа информации, то какие критерии для этого существуют?
Отвечая на поставленные вопросы, следует подчеркнуть, что защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для организации. При определении ценности коммерческой информации необходимо руководствоваться такими ее свойствами, как полезность, своевременность и достоверность.
Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного ее получения и доведения до исполнителя. Из-за несвоевременного поступления важных по своему содержанию сведений часто упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.
Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности информации. Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) фактов или умышленное, предпринятое с определенной целью их искажение. Поэтому, как правило, сведения, представляющие коммерческий интерес, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.
Собственник коммерческой информации на основании совокупности перечисленных критериев определяет ее ценность для своей хозяйственной деятельности и принимает соответствующее оперативное решение.
В зарубежной экономической литературе коммерческая информация рассматривается не в качестве средства извлечения прибыли, а прежде всего как условие, способствующее или препятствующего ее получению. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора коммерческой информации, т.е. возможность выступать в качестве предмета купли-продажи. Поэтому важное значение в условиях развития многообразных форм собственности имеет вопрос об определении принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге - наличия у него прав на ее защиту.
В совокупности под служебной или коммерческой тайной негосударственной организации следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, которые связаны с производственной, управленческой, финансовой или иной деятельностью организации и распространение которых может нанести ущерб ее интересам.
Закон РФ, регламентирующий коммерческую деятельность, предусматривает, что владельцами (собственниками) коммерческой информации могут быть граждане России, граждане иностранных государств, а также объединения граждан - коллективных предпринимателей.
Обширны и направления коммерческой деятельности. Это внутренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.
Обеспечение защиты государственной тайны не имеет прямого отношения к защите коммерческой тайны. Однако следует указать на некоторые возможные исключения. Под защиту государства может быть взята коммерческая информация, оцененная как особо важная не только для ее собственника, но и для государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.
Что касается собственно коммерческой тайны, то она специальной уголовно-правовой и режимной защитой не обладает.
Определение и вопросы гражданско-правовой охраны служебной и коммерческой тайны рассмотрены в ст. 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, называющейся «Служебная и коммерческая тайна»:
1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим кодексом и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».
Подводя итог, можно выделить основные признаки информации, составляющей коммерческую и служебную тайну и подлежащей защите:
- действительная или потенциальная ценность информации в силу неизвестности ее третьим лицам,
- доступ к информации закрыт на законном основании,
- обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;
Действительная или потенциальная коммерческая ценность информации во многом носит субъективный характер и позволяет предпринимателю ограничивать доступ к практически любым сведениям, используемым в предпринимательской деятельности, за исключением сведений, определяемых нормативно-правовыми актами.
Коммерческая информация, циркулирующая в организации, подразделяется на техническую, организационную, финансовую, рекламную, информацию о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и т.д. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя, т. е. какие сведения нельзя скрывать и ограничивать доступ к ним?
2. Какие сведения невыгодно скрывать?
3. Какие сведения подлежат защите?
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1). содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2). содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3). о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4). о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5). о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6). о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7). о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8). об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9). о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10). о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11). обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Этот перечень является исчерпывающим. Он заменил и отменил аналогичный перечень сведений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.1991 № 35 (с изм. и доп. от 03.10.2002 № 731). Ранее действовавший перечень тех сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, значительно сужен. Прежде те сведения, которые в обязательном порядке должны были сообщаться в налоговые, финансовые и иные контролирующие органы, не могли относиться к коммерческой тайне. Теперь же они могут быть отнесены к коммерческой тайне, если обладатель этих сведений сделает о том особое указание (см. части 3 и 4 ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне»).
Ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» перечисляет отдельные категории сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, и заканчивает это перечисление указанием на то, что иные федеральные законы могут определить дополнительные категории сведений, которые не должны составлять коммерческую тайну лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В то же время ст. 139 ГК РФ устанавливает, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются» не только «законом», но и «иными правовыми актами».
Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять перечисленные ранее сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством, а также трудового коллектива предприятия.
Можно задаться вопросом о том, кому конкретно предприниматель обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения. Исходя из характеристики информации, следует предполагать, что претендовать на это могут в пределах своей компетенции:
- прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;
- правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
- налоговые службы (управления);
- аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);
- профсоюзы;
- государственные предприятия (учреждения);
- санэпидемстанции;
- экологические организации;
- коммерческие предприятия и частные лица, вступающие в сделку с организацией.
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть продолжен.
Ответ на вопрос о том, какие сведения невыгодно скрывать, касается коммерческой информации, которую невыгодно скрывать самой организации или предпринимателю. Это прежде всего рекламная информация. Без рекламы трудно добиться эффективного результата в хозяйственной деятельности, особенно в условиях жесткой конкуренции. Реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако широкое распространение рекламы имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан, на которых она и рассчитана, но и преступных элементов. Коммерческая информация, содержащаяся в рекламе в газетах, журналах, по телевидению и радио, помогает преступникам определиться с объектом будущего посягательства, изучить его слабые стороны.
Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать, с какими препятствиями он может столкнуться, и как он может их преодолеть в конкретной ситуации. Не является выходом конспирация коммерческой деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Очевидно, что обеспечить свою безопасность можно путем применения соответствующих форм, методов и способов защиты.
К группе коммерческих сведений, которые следует защищать, относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на которые не распространяется законный доступ третьих лиц, т.е. прежде всего сведения, составляющие коммерческую тайну.
Нарушение закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что ограничения, вводимые на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, направлены на защиту интеллектуальной, материальной, финансовой собственности и других интересов, возникающих при организации трудовой деятельности организации, персонала ее подразделений, а также при их сотрудничестве с работниками других организаций.
Целью таких ограничений является предотвращение разглашения, утечки или несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Ограничения должны быть целесообразными и обоснованными с точки зрения необходимости обеспечения информационной безопасности. Не допускается использование ограничений для сокрытия ошибок и некомпетентности руководства организации,
бесхозяйственности, расточительства, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов.
Служебная тайна.Сформулируем критерий разграничения понятий коммерческой и служебной тайны организации. Если основной целью обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, является обеспечение конкурентного превосходства, то охрана конфиденциальности служебной тайны, хотя и может затрагивать коммерческие интересы организации, главной задачей имеет обеспечение интересов клиентов либо собственных интересов, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью.
Так, к служебной, а не к коммерческой тайне следует отнести сведения, касающиеся мер по обеспечению безопасности сотрудников организации, охране складских и иных помещений, и другие, прямо не связанные с осуществлением предметной деятельности.
В настоящее время институт служебной тайны в отечественном праве является наименее разработанным. В этой проблеме можно выделить три аспекта1.
На законодательном уровне требуют урегулирования вопросы «пограничных» и производных сведений. «Пограничная» информация - это такая служебная информация в любой отрасли науки, техники, производства и управления, которая при определенном обобщении и интеграции становится государственной тайной. Производные сведения - служебная информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых не может к ней быть отнесен.
Особого правового регулирования требует защита сведений, образующихся в деятельности органов государственной власти и управления. Для формирования административно-правового института служебной тайны следует принять специальный закон, действие которого должно распространяться на все уровни системы государственного управления.
Требует защиты определенная категория значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. Здесь имеется в виду правовая защита сведений, которые в деятельности организаций не могут быть отнесены к коммерческой тайне несмотря на то, что в ГК РФ понятие служебной тайны напрямую связано с действительной или потенциальной коммерческой ценностью информации.
Следует заметить, что практикуется упрощенный подход, при котором любые сведения о предпринимательской деятельности организации, доступ к которым ограничен, относятся к коммерческой тайне. Однако при таком подходе могут возникнуть трудности в части определения материального ущерба и упущенной выгоды при неправомерном распространении конфиденциальной информации, например сведений о режиме охраны организации или других аспектах ее функционирования, напрямую не связанных с осуществлением предметной деятельности. Вместе с тем указанные сведения необходимо защищать, так как от ограничения доступа к ним в значительной степени зависит коммерческий успех организации.
Профессиональная тайна.Профессиональная тайна как правовой институт чаще всего имеет дело с информацией, защита которой от несанкционированного распространения является обязанностью субъекта в силу выполняемых им профессиональных функций. При этом в качестве субъекта может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
В соответствии с действующим законодательством к профессиональной тайне относится информация, связанная со служебной деятельностью медицинских работников, нотариусов, адвокатов, частных детективов, священнослужителей, работников банков, ЗАГСов, учреждений страхования. Сохранение в тайне сведений, полученных в связи с выполнением профессиональных функций, вызвано в первую очередь нормами профессиональной этики, а не собственными коммерческими интересами предпринимателя или организации. Соответствующий правовой статус рассматриваемым нормам придает их законодательное закрепление.
Банковская тайна. Понятие банковской тайны в соответствии с ст. 857 ГК РФ охватывает сведения о банковском счете, вкладе, операциях по счету, а также сведения о клиентах банка.
Банковская тайна защищает конфиденциальную информацию клиента или коммерческую информацию корреспондента.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет обязанности субъектов, категории информации и основания, по которым сведения предоставляются заинтересованным органам государственной власти, организациям и лицам. Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, кредитная организация вправе относить к банковской тайне любые сведения, за исключением прямо указанных в законе.
Нотариальная тайна. Тайна является специфическим правилом нотариальных действий. В соответствии со ст. 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.
Обязанность хранить профессиональную тайну включена в текст присяги нотариуса.
Врачебная тайна. Согласно ст. 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Адвокатская тайна. Особенностью адвокатской деятельности является возможность получения конфиденциальных сведений как в документированном, так и в недокументированном виде.
Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.
Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аудиторская тайна. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственной тайне» и другими федеральными законами.
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Федерального закона «О государственной тайне» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Тайна страхования. Институт страховой тайны во многих отношениях схож с институтом банковской тайны.
Тайну страхования, в соответствии со ст. 946 ГК РФ составляют полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц.
За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 или ст. 150 ГК РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного сохранять тайну страхования, могут выступать как юридические, так и физические лица - страховые агенты и страховые брокеры.
Кроме того, в соответствии со ст. 33 данного закона, должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.
Тайна завещания (ст. 1123 ГК РФ). Нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.
В случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться
другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными настоящим кодексом.