Интернет как источник информации
Интернет – виртуальное информационное пространство, уникальное и универсальное по своим свойствам и функциям. Это, прежде всего, средство открытого хранения и распространения информации: научной, деловой, познавательной и развлекательной.
Глобальная сеть (inter (лат. «между») + net (англ. «сеть») = Internet – объединение сетей) связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства.
Интернет стал достоянием всего человечества. Он порождает новые формы общения и обучения, коммерции и развлечений. У него нет собственника, так как он является совокупностью сетей, которые имеют различную географическую принадлежность.
Интернет образует гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио- и видео-информации – всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему.
С технической точки зрения Интернет – это объединение компьютерных сетей, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам, оптическому волокну, через спутники и радиомодемы.
· Теория «документарной вселенной», в которой все знания, накопленные человечеством, представляли бы единую информационную систему, была разработана американскими учеными В. Бушем и Т. Нельсоном. Но работы этих ученых носили скорее философский, чем практический характер.
Интернет возник как воплощение двух идей – глобального хранилища информации и универсального средства ее распространения. Сотрудники ARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов министерства обороны США) разработали методы, ставшие основой развития сетевых технологий. В 1969 г. была создана сеть ARPANET, ставшая основой для объединения локальных и территориальных сетей в единую глобальную систему, которая постепенно разрослась до масштабов всей планеты. Это гигантское объединение сетей и называют Интернетом. 1969 год традиционно считается годом его возникновения.
В 1980-х годах Интернетом пользовались в основном специалисты. По сети передавалась электронная почта и организовывались телеконференции между научными центрами и университетами. В 1990 году была создана система, реализующая идею единого гипертекстового пространства. Для описания гипертекстовых страниц служил специальный язык HTML, а для их пересылки по сети – протокол передачи http. Новый способ указания адресов с помощью URL позволял легче запоминать их и лучше ориентироваться в информационном пространстве Интернета. Была написана также специальная программа отображения гипертекстовых страниц – первый браузер. Проект получил название WWW.
HTML – от англ. HyperText Markup Language – «язык разметки гипертекста».
HTTP – от англ. HyperText Transfer Protocol – «протокол передачи гипертекста».
URL – от англ. Uniform Resource Locator – «единый указатель ресурсов».
WWW – от англ. World Wide Web – «Всемирная паутина».
Настоящий расцвет Интернета начался после выхода в свет графического браузера «Мозаика». К этому времени возросла пропускная способность сетей и появилась возможность быстро передавать цветные изображения, фотографии, рисунки. В Интернет хлынула не только научная, но и развлекательная информация.
В настоящее время Интернет доступен не только через компьютерные сети, но и через спутники связи, радиосигнал, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии и электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.
До сегодняшнего дня Интернет остается самым популярным источником информации, огромным по своим объемам, и может оказаться незаменимым при проведении практически любого исследования.
· Интернет состоит более чем из 20 млн баз данных, содержащих в совокупности больше квадрильона документов (1012). По некоторым оценкам объем Интернет удваивается каждые три года.
Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей стало возможно благодаря протоколу Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных.
Протокол – это «язык», используемый компьютерами для обмена данными при работе в сети. Чтобы различные компьютеры сети могли взаимодействовать, они должны «разговаривать» на одном «языке», то есть использовать один и тот же протокол. Проще говоря, протокол – это правила передачи данных между узлами компьютерной сети.
Маршрутизация – процесс определения пути следования информации в сетях связи. На стыках сетей специальные устройства-Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. занимаются автоматической сортировкой и перенаправлением определенной информации. Эта информация хранится на жестких дисках компьютеров, которые постоянно подключены к Сети и имеют свой уникальный, IP-адрес.
Протокол IP образует единое адресное пространство в масштабах всего мира. Такая организация IP-адресов позволяет маршрутизаторам однозначно определять дальнейшее направление для каждого мельчайшего пакета данных. В результате между отдельными сетями Интернета не возникает конфликтов, и данные беспрепятственно и точно передаются из сети в сеть по всей планете и ближнему космосу.
Каждый компьютер имеет свой собственный уникальный адрес. Для обычных пользователей предусмотрена возможность символьного представления адреса (например, http://www.volsu.ru – адрес сервера Волгоградского государственного университета). Символьный адрес более удобен для пользователя сети, его легко запомнить, так как в его названии обычно отражены код страны и название организации, которой принадлежит данный ресурс. Так, например, в адресе http://www.volsu.ru:
– www – указывает на принадлежность узла к World Wide Web,
– volsu – аббревиатура от английского названия организации (Volgograd State University – Волгоградский государственный университет),
– ru (Russia) – указывает на место расположения данной организации – Россия.
Такие фрагменты интернет-адреса называются доменами. В адресе также может содержаться род деятельности организации. Например, www.unn.ac.ru, где unn значит University of Nizhny Novgorod, а ac – род деятельности данной организации (здесь – академическая).
Последняя часть адреса называется доменом первого (или верхнего) уровня, который может быть географическим и тематическим.
Географические доменные адреса первого уровня двухбуквенные и указывают на место расположения данной организации или принадлежность ресурса конкретному государству:
– ru – Россия,
– uk – Великобритания,
– ua – Украина,
– jp – Япония,
– il – Израиль,
– it – Италия,
– by – Беларусь,
– md – Молдавия,
– es – Испания и т. д.
Тематические адреса дают возможность составить представление о сфере деятельности их владельцев:
– gov – goverment (правительственные);
– edu – educational (образовательные);
– com – commercial (коммерческие);
– mil – military (военные учреждения);
– net – network (организации, обеспечивающие работу сети);
– org – organization (некоммерческие организации);
– info – information services (информационные узлы);
– biz – businesses, firms (коммерческие организации);
– arpa – ArpaNet.
Таким образом, исходя из адреса сайта, на котором данная информация опубликована, можно судить о ее достоверности, научности и возможности использования в конкретном случае.
Интернет-ресурсы различаются по способу представления информации и, следовательно, по методу доступа к ним.
Варианты классификации:
– по способу представления информации;
– по виду и характеру представляемой информации;
– по языковому признаку;
– по территориальному признаку.
1. Классификация интернет-ресурсов по способу представления информации.
Группа | Характеристика | Виды |
Ресурсы прямого доступа к информации | Основной тип информационных ресурсов в Сети представляет собой страницы гипертекста и (или) информацию в произвольной форме: графической, звуковой, видео и т. д. | Официальные страницы организаций; персональные страницы; базы данных; информационные, развлекательные, познавательные и пр. |
Ресурсы вторичной информации | Ресурсы, содержащие обозрения Интернета, тематические каталоги. Доступ к нужной информации осуществляется через ссылки на другие сайты | Каталоги ссылок; торрент-трекеры и др. |
Ресурсы интерактивной информации | Ресурсы, дающие возможность запрашивать и размещать информацию | Форумы; блоги; чаты; телеконференции и др. |
2. Классификация интернет-ресурсов по виду и характеру представляемой информации.
Вид информации | Характеристика |
Тематическая информация | Наиболее ценная информация, непосредственно относящаяся к конкретной предметной области |
Научные публикации | Статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете |
Рекламная информация | Большинство web-сайтов коммерческих компаний, представленных в Сети, носят в той или иной степени рекламный характер. Но данный вид информации может помочь в поисках нужных данных |
Справочная информация | Разнообразные справочные материалы, ссылки на web-сайты компаний, часто представленные аналогично традиционным «желтым страницам», нормативные базы и т. д. |
Новости | Эта информация легко доступна по Сети, представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке и анализе |
Данный вид разделения информации с практической точки зрения является наиболее важным, так как именно информационное наполнение, в конечном итоге, оказывается решающим при отборе и использовании источников.
3. Классификация интернет-ресурсов по языковому признаку.
В силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все языки мира представлены в Сети. Многие сайты поддерживают несколько языков – на выбор пользователя. Российский сегмент Интернет называется «Рунет».
4. Классификация интернет-ресурсов по территориальному признаку.
Произвольный информационный ресурс в подавляющем большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории, и может быть предназначен для аудитории, находящейся преимущественно в пределах другого региона.
В то же время, при всем том количестве электронных документов, доступных в Интернете, следует помнить, что к Сети как к средству массовой информации получило доступ большое количество людей, не имеющих опыта и культуры, необходимой для корректной классификации и правильной подачи той информации, которую они предлагают пользователям Интернета. Все это усугубляется тем, что любой человек может опубликовать в Сети информацию любого характера, содержания, достоверности, свойства. Это связано с тем, что в данный момент понятия «цензура», «рецензирование», «библиографический контроль» к Интернету практически не применимы, за исключением отдельных сайтов. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, при поиске необходимой информации пользователь, обратившийся к помощи какой-либо поисковой системы, должен быть готов к тому, что до 90 % предложенных ссылок не будут иметь к предмету поиска никакого отношения.
Тем не менее Интернет содержит большое количество научной информации и документов, которые ввиду некоторых причин (например географических), кроме как через «всемирную паутину», получить просто не представляется возможным.