Законодательство Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации
Информация как объект правового регулирования.Развитие информационных технологий и их широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных действий, объектом или орудием совершения которых являются компьютеры. Путем различного рода манипуляций, т. е. внесением изменений в информацию на различных этапах ее обработки, в программное обеспечение, овладением конфиденциальной информацией, нередко удается получать значительные денежные суммы, уклоняться от налогообложения, заниматься промышленным шпионажем, уничтожать программы конкурентов и т. д.
Информационная среда - сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации. Как сфера правового регулирования информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов права, по отношению к которым, или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.
В соответствии с действующим законодательством информационные правоотношения - это отношения, возникающие:
• при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
• применении информационных технологий;
• обеспечении защиты информации (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. При рассмотрении информации в качестве предмета правоотношений в правовой системе, предмета отношений государства, юридических и физических лиц приходится возвращаться к определению информации в его исходном смысле: под информацией понимается содержание сообщений, сведений и сигналов.
Это верно постольку, поскольку при движении информации в процессе ее создания, распространения, преобразования и потребления подавляющее большинство общественных отношений возникает именно по поводу информации в форме сведений или сообщений. Такой подход к определению понятия «информация» получил название антропоцентрический.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Учитывая социальный аспект, добавим: включаемые в оборот в виде, понятном для восприятия человеком.
Закон вводит также термин «документированная информация» и определяет ее как «зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».
Понятие «документированная информация» основано на двуединстве информации: сведений и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация «закрепляется» на материальном носителе, «привязывается» к нему и тем самым обособляется от своего создателя. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях. По сути, документированная информация представляет собой обыкновенные данные, а подход, отождествляющий информацию и данные, носит название техноцентрический.
Согласно приведенному определению, документированная информация есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. На нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное отличие заключается в единстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.
С правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.
Обеспечение безопасности информации, в том числе и в компьютерных системах, требует сохранения следующих ее свойств:
- целостности;
- доступности;
- конфиденциальности.
Целостность информации заключается в ее существовании в неискаженном виде, неизменном по отношению к некоторому ее исходному состоянию.
Доступность информации - это свойство, характеризующее ее способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.
Конфиденциальность - это свойство информации, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определенного круга пользователей.
Все известные на настоящий момент методы защиты информации можно подразделить на следующие виды:
- правовые;
- организационные;
- технические.
Какое место занимают правовые методы в системе комплексной защиты информации?
В большинстве отечественных работ правовые методы защиты информации принято рассматривать в рамках организационно-правового обеспечения защиты информации. Правовые аспекты организационно-правового обеспечения защиты информации направлены на достижение следующих целей:
- формирование правосознания граждан по обязательному соблюдению правил защиты конфиденциальной информации;
- определение мер ответственности за нарушение правил защиты информации;
- придание юридической силы технико-математическим решениям вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;
- придание юридической силы процессуальным процедурам разрешения ситуаций, складывающихся в процессе функционирования системы защиты.
В современной юриспруденции организационный и правовой подходы не объединяют. Поэтому, на наш взгляд, не следует ограничиваться рассмотрением вопросов правовой защиты информации в рамках правовых аспектов комплексной защиты информации.
К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Информационные отношения достигли такой ступени развития, на которой оказалось возможным сформировать самостоятельную отрасль законодательства, регулирующую информационные отношения. В эту отрасль, которая целиком посвящена вопросам информационного законодательства, включаются:
- законодательство об интеллектуальной собственности;
- законодательство о средствах массовой информации; • законодательство о формировании информационных ресурсов и представлении информации из них; • законодательство о реализации права на поиск, получение и использование информации;
- законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения.
В отрасли права, акты которых включают в себя информационно-правовые нормы, входят конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, предпринимательское право.
Законодательство Российской Федерации в сфере информации.«Информационная революция» застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем.
Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и становятся эффективными лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие урегулированию, достаточно стабилизировались.
Необходимость срочной разработки юридических основ информационных отношений привела к поспешному и не всегда корректному формированию ряда базовых правовых понятий в этой области с их уточнением в каждом следующем нормативном акте. Понятно, что, отойдя от главенствующего ранее тезиса о том, что «право - это возведенная в закон воля господствующего класса», нынешний законодатель, стремясь удовлетворить потребности всех слоев общества, не был слишком внимателен к правилам законодательной техники, что привело к разноголосице в российских законах начала 1990-х годов.
Законодательство Российской Федерации в области информационных правоотношений начало формироваться начиная с 1991 г. и к настоящему времени включает в себя 15 основных законов:
- Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. ФЗ РФ от 08.04.2008 № 46-ФЗ);
- Закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. ФЗ РФ от 24.07.2007 № 211-ФЗ);
- Закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 01.12.2007);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008);
- Закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 26.03.2008);
- Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008);
- Закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007);
- Закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 29.04.2008);
- Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007);
- Закон «Об Архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ;
- Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
- Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.06.2008).
В базовых законах определены понятия, объекты, цели и правовые основы защиты информации и информационных ресурсов. Принимая в расчет то обстоятельство, что знание нормативной базы является необходимым условием обеспечения информационной безопасности, представляется целесообразным кратко рассмотреть содержание некоторых основных законодательных актов.
Закон РФ «О государственной тайне» сформировал отношения в области защиты информации в случае ее отнесения к государственной тайне. Поскольку основная цель принятия закона - обеспечение безопасности Российской Федерации в информационной сфере, в нем раскрываются основные понятия, касающиеся специальных информационных отношений. В законе закреплено определение носителей сведений, составляющих государственную тайну. К ним отнесены материальные объекты, в том числе и физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Важным моментом следует признать приведенную в законе классификацию средств защиты информации: технические, криптографические, программные и другие средства, а также средства контроля эффективности защиты информации. Определен в законе и порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» вводит понятие документа. Согласно определению, «документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения».
В законе впервые в России приведена также классификация документов. В соответствии с классификацией алгоритмы и программы для компьютеров отнесены к электронным изданиям и неопубликованным документам. Для правового регулирования электронного документооборота важным является данное в ст. 5 данного закона определение официальных документов, под которыми понимаются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер, а также электронных изданий - документов, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме, и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях.
Федеральный закон «О связи» установил правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определил полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Целями данного закона являются:
- создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;
- содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;
- защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;
- обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;
- создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;
- обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;
- создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Важными являются приведенные в тексте закона определения ряда понятий:
абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;
нумерация - цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов;
пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей;
оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи;
сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;
средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи;
трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи;
универсальные услуги связи - услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания;
услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;
электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
В данном законе прописаны некоторые вопросы, касающиеся обеспечения информационной безопасности в области связи. В соответствии со ст. 7 операторы связи при эксплуатации сетей связи исооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 63 данного закона говорится, что на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 68 данного закона, операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 ч. с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму, за исключением телеграмм, адресованных в поселения, в которых отсутствует сеть электросвязи.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации 8 июля 2006 г., подписан Президентом Российской Федерации 27 июля 2006 г., официально опубликован в «Российской газете» за 29 июля 2006 г. № 165 и вступил в силу с 9 августа 2006 г.
Закон об информации регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:
- отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);
- отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);
- отношения, возникающие при защите информации (например, связанные с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).
Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения.
Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия «информация».
Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого сопровождения все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д.
В ст. 2 данного закона определен ряд важнейших понятий:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В ст. 3 данного закона говорится, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
- равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
- обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления;
- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
- недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
В ст. 5 данного закона записано, что в зависимости от категории доступа к ней она подразделяется:
- на общедоступную информацию;
- информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
- Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на следующую:
- информацию, свободно распространяемую;
- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
К общедоступной информации в соответствии со ст. 7 данного закона относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Из ст. 8 данного закона следует, что не может быть ограничен доступ:
- к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Бесплатно предоставляется информация:
- о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
- затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
- иная установленная законом информация.
Ст. 9 данного закона содержит ограничения на доступ к информации. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. В ст. 11 данного закона по вопросу документирования информации записано, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. В ст. 16 данного закона, посвященной защите информации, записано, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:
- на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
- соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
- реализацию права на доступ к информации.
Согласно ст. 17 данного закона нарушение требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует особо отметить, что законодательство Российской Федерации последовательно рассматривает информацию в качестве самостоятельного объекта регулирования лишь в том случае, если она является документом. Объектом собственности выступает документированная информация, входящая в состав информационных ресурсов и информационных систем. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (от 10.01.2002) имеет целью обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие данного закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
В законе определен ряд терминов, важных с точки зрения обеспечения безопасности информации.
электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);
средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;
сертификат средств электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;
закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, который включает в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и который выдается удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;
подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;
пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;
информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
корпоративная информационная система - информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.
В соответствии со ст. 4 данного закона электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Согласно ст. 5 данного закона создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования:
- в информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
- корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
Кроме законов на первом этапе деятельности по созданию и развитию законодательства в области информационной безопасности был издан ряд указов Президента Российской Федерации:
- «Вопросы федеральной службы по техническому и экспортному контролю» от 16.08.2004 № 1085 (ред. от 30.11.2006);