Роль и место лекции в вузе, ее сущность

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Педагогика

Тема: Виды вузовских лекции и их основные харатеристики

Выполнил:

магистрант гр М-15нм

Мухаметхан Е.

Принял: к.п.н., доцент каф. ИКиОД

Гученчук О.Н.

Темиртау 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Вузовская лекция

1.1. Роль и место лекции в вузе, ее сущность

1.2. Специфика лекции

1.3. Функции лекции

2. Структура вузовских лекции

2.1. Содержание лекции

2.2. Отбор материалов для лекции

3. Виды вузовских лекции

4. Оценка качества вузовских лекции

Заключение

Список использованных источников

Введение

Лекция (от лат. lectio — чтение) была и остаётся одной из ведущих форм обучения в вузе. Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о её назначении и месте в системе вузовского преподавания, она столь же живуча, как урок в средней школе. И, видимо, не случайно.

Когда в конце XIX — начале XX в. все методы обучения стали подразделять на «активные» и «пассивные», лекцию пытались отнести к «пассивным», не играющим определяющей роли в учебном процессе, на том основании, что студенты, слушая её, получают уже готовое знание, а не добывают его самостоятельно. Время даёт и противникам, и сторонникам лекции новые аргументы. Одни полагают, что обилие современных источников информации, нацеленность интерактивных методов обучения на воспитание самостоятельности и творчества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план.

Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.

Вузовская лекция

Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.

Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Впрочем, в Англии до настоящего времени считается обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же странах эта традиция утратила свое значение, и понятие «лекция» означает не столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод объяснения изучаемого материала. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.

Лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения.

Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.

Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:

1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;

2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

Роль и место лекции в вузе, ее сущность

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". И поэтому он советовал лекторам "разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов".

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика М. В. Остроградского. Михаил Васильевич Остроградский придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и методы доказательства по новой теме. Лекция заканчивалась выводами и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность маститых ученых.

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского "одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом". Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать.

Каковы их доводы?

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что значит "ясность изложения"? Это сложнейшая педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, и сознательное активное усвоение излагаемого слушателями, и, как результат, понимание.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Специфика лекции

В ходе лекции лектор воспроизводит процесс возникновения и развития знания. Поэтому-то лекция является одним из первых средств развития мышления, она вводит студентов в творческую лабораторию специалиста. Как правило, лекции не могут исчерпать предмет науки. Они предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определяя направление, основное

содержание и характер всех видов учебных занятий, и главным образом самостоятельной работы студента.

Лекция — это эффективная форма систематичного живого контакта сознания, чувств, воли, интуиции преподавателя с внутренним миром слушателя. Это диалог, живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информация. Лектор — это и учёный, и оратор, и актёр, и воспитатель. Лекция — это максимально воздействующий на аудиторию способ самовыражения педагога.

Следовательно, лекция — центральный и основной момент изучения любой дисциплины. Например, физика — наука экспериментальная, поэтому в лекциях должны раскрываться особенности её методов развития, как науки. Отсюда лекции имеют следующие учебно-научные цели:

– обнаружить, показать и по возможности экспериментально исследовать изучаемые явления;

– установить качественные и количественные зависимости между явлениями;

– на основании принятых гипотез построить теорию изучаемой области явлений;

– дать сопоставление теории с наблюдаемой действительностью и практикой.

В разных условиях лекции по одному и тому же предмету, несомненно, должны строиться и читаться по-разному. Возможны случаи, когда у студентов не окажется учебников или учебных пособий, когда за лекциями не следует никаких практических занятий или лабораторных работ, когда лекция — единственная форма передачи знаний студентам по данному предмету. Такие случаи редки, но они всё же возможны, особенно по вновь создаваемым специальным курсам. В таком случае лекции строятся с расчётом не только на понимание, но и на усвоение студентами знаний с необходимой полнотой. Когда же у студентов под руками есть всё необходимое, лекции могут быть ориентированы, главным образом, на введение слушателей в данную научную область и включение их в разнообразную самостоятельную работу.

Лекция, передающая систему знаний, близкую к учебнику, не способна вызвать дискуссии. Чтобы достичь поставленной цели, лекция должна возбуждать интерес к науке и вырабатывать определённый подход к рассмотрению явлений.

Лектор должен стремиться к тому, чтобы студенту было интересно присутствовать на лекции, и тогда — будет или не будет она обязательной — он всегда придёт на неё. Опыт показывает, что под влиянием лекций у студентов вырабатывается взгляд на науку, на её задачи и перспективы, складываются научные убеждения.

Лектор должен с большой осмотрительностью подходить к решению вопроса о научном уровне лекций применительно к составу слушателей. Он обязан прислушиваться к голосу студентов и учитывать их стремление к овладению глубокими научными знаниями. Но при всех обстоятельствах лектор должен сам в каждом отдельном случае решать вопрос об уровне лекций, так как студентам ещё неизвестно с необходимой полнотой содержание данной отрасли научных знаний, не известны особенности изучаемой дисциплины и её трудности. Кроме того, они, естественно, не могут оценить значения того или иного раздела лекционного курса, а потому и не в состоянии определить правильного отношения ни к распределению времени по разделам изучаемой дисциплины, ни к выбору методов учебной работы.

Однако при всех условиях лектор должен учитывать, что перед ним взрослые, сознательные люди с определёнными общественными обязанностями и установившимися, за редким исключением, жизненными интересами.

Функции лекции

По мнению С. А. Мухиной, современная лекция выполняет следующие функции:

– информационную: вводит в содержание изучаемого предмета;

– мотивационную: стимулирует интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей студентов;

– организационно-ориентационную: ориентация в источниках, литературе, рекомендации по организации самостоятельной работы;

– профессионально-воспитывающую: помогает построить студенту целостную систему понятий и внутренних связей изучаемого предмета;

– методологическую: формирует образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза;

– оценочную и развивающую: формирование умений, чувств, отношений, оценок.

Немного прокомментируем эти пункты.

Содержание лекции — это сжатое изложение основных научных фактов, что является базой для анализа рассуждений, оценок. В этом реализация информационной функции.

На лекции, где передаётся только «положенная» информация под запись, не стимулируется мыслительная деятельность студентов. Важно придать лекции познавательную направленность, озадачить обучающихся, заинтересовать их. В этом проявляется мотивационная функция.

При обзоре истории, литературы, сравнении, анализе научных направлений, методов, идей, выводов, при выявлении проблем и перспектив научного поиска их решений, лектор выделяет главные, то есть определяющие положения и важные вопросы, разъясняет порядок работы над материалом, советует, как организовать учебную деятельность и т. д. В этом реализуется организационно-ориентационная функция.

Анализируя научные теории, рассматривая современные научные проблемы, сравнивая и сопоставляя их, лектор выявляет методы исследования, разъясняет принципы научного поиска, то есть осуществляет методологическую функцию.

Организуемая на основе учебного содержания деятельность студентов — постановка познавательных задач, осознание смысла изучаемых фактов, возбуждение эмоционально-оценочного отношения к предмету, развитие логики — способствует формированию у студентов гибкого, аналитического мышления, собственных подходов и оценок, личностному развитию. В этом проявляются оценочная, развивающая и воспитывающая функции. Однако на практике зачастую происходит разрыв между назначением и реальной ролью вузовской лекции.

Это противоречие обусловлено тремя группами причин:

– – непониманием преподавателями многообразия функций лекции, неумением осуществлять и сочетать эти функции;

– неумением использовать различные способы построения лекций, разные виды и жанры лекционной работы, адекватные целям определённого этапа обучения;

– недостаточным учётом закономерностей учебного познания, развития личности студентов, условий продуктивного обучения, а также неумением наладить контакт с аудиторией, сплотить слушателей на основе совместной деятельности и т. д.

Наши рекомендации