Выбор темы диссертации
Первым этапом работы над магистерской диссертацией является выбор темы исследования.
Тематика магистерских диссертаций разрабатывается выпускающими кафедрами. Тема магистерской диссертации должна отражать основную область специализации студента-магистранта и, как правило, должна быть связана с планами основных научно-исследовательских работ соответствующих кафедр. Кроме того, тема магистерской работы формируется на основе учета научных интересов и возможностей магистранта, продемонстрированных при выполнении квалификационной работы бакалавра и прогнозов результатов исследований в выбранной научной области. Тема – это не просто название диссертации. Тема – это намечаемый результат диссертационного исследования, направленный на решение конкретной проблемы [2, 3, 6]. Поэтому в первую очередь следует определить проблему. Кузин Ф.А. определяет таким образом: « Проблема – это неблагополучное положение в какой-либо области деятельности, т.е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дела.
Необходимо четко определить объект и предмет исследования. Чаще всего объект – это система любого уровня иерархии; предмет – это соответствующая сфера деятельности объекта. Значит, цель исследования состоит в решении научной проблемы путем совершенствования выбранной сферы деятельности конкретного объекта. » [2].
Тема диссертации может в дальнейшем уточняться и конкретизироваться, так же, как и название работы. Название диссертации должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать в заглавии диссертационной работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».
1.2. Типовая структура научного исследования и план диссертации
Следует различать [10]:
– типовую структуру исследования, включающую его этапы;
– типовой план диссертации;
– план конкретной диссертации.
Научное исследование включает следующие этапы:
Этап I. Постановка проблемы.
Этап II. Познание предмета исследования.
Этап III. Методологическое решение проблемы.
Этап IV. Методическое решение проблемы.
Этап V. Внедрение методических рекомендаций в практику.
Этап VI. Результаты исследования.
Зная типовую структуру исследования, магистрант без особого труда может разработать типовой план магистерской диссертации. Это можно сделать еще до начала непосредственного исследования, нужно только иметь тему диссертации. Процесс разработки плана носит по существу механический характер. Разделы типовой структуры необходимо лишь конкретизировать применительно к теме конкретной диссертации.
Например: научно-исследовательская педагогическая диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование в области архитектурной педагогики общекультурного или профессионального направления. Диссертация состоит из трех частей: текстовой, экспозиционной и развернутого автореферата. Объем текста педагогической магистерской диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста. Экспозиционная часть представляется на защиту в объеме 2-6 кв.м. ( в виде стандартных подрамников 1х1м или планшетов размером 600х800см, возможна и иная подача по усмотрению диссертанта и его научного руководителя). Объем автореферата не должен превышать 16 страниц машинописного текста (правила оформления см. п.2.6).
Пример разработки плана магистерской диссертации по педагогическому направлению представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Разработка плана магистерской диссертации
Типовая структура исследования и его этапы | Типовой план магистерской диссертации | Пример плана диссертации на тему «История становления и развития педагогической подготовки магистров на архитектурном факультете» |
Постановка проблемы | Введение (постановка цели и задач) | Введение |
Познание предмета исследования | Критический обзор литературы и состояния исследуемой области науки | 1. Аналитический обзор, цели и задачи исследования 1.1. Обзор и анализ теоретических и практических исследований по данной проблеме 1.2. Постановка задач исследований |
Методологическое решение проблемы | Методы и инструментарий решения поставленной задачи | 2. Теоретическое и экспериментальное исследование педагогической подготовки магистров на архитектурном факультете 2.1. Исследование и методика определения педагогической составляющей подготовки магистров 2.2. Методы и средства прикладных исследований 2.3. Методика проведения экспериментальных исследований формирования магистра-педагога 2.4. Обработка результатов экспериментального исследования |
Методическое решение проблемы | Результаты исследований, проведенных соискателем, а также технические, конструкторские и иные решения на отдельных этапах выполнения работы | 3. Исследование развития педагогической подготовки магистров 3.1. Описание составляющих педагогической подготовки магистров 3.2. Проведение эксперимента 3.3. Обработка экспериментальных данных |
Внедрение методологических рекомендаций в практику | Анализ полученных результатов | 4. Анализ полученных результатов 4.1. Анализ результатов проведенных исследований 4.2. Разработка методического пособия (рекомендаций) по теме диссертации |
Результат исследования | Заключение (выводы) | Основные выводы и результаты |
В процессе работы над диссертацией необходимо развивать, уточнять и детализировать ее план. В результате нужно прийти к такому подробному и детально разработанному плану, который позволил бы оформить в окончательном виде материал, начиная с любой главы и раздела.
После выбора темы и составления предварительного варианта плана диссертации, необходимо составить укрупненный план работы над ней. Составить жесткий план-график написания разделов, глав и диссертации в целом.
В укрупненном плане указать основные разделы (главы) диссертации и более подробно изложить материал частей (подразделов, пунктов), которые понятны и известны с самого начала работы. В нем не нужна жесткая фиксация содержания и объемов разделов. По мере выполнения исследования часть разделов будет расти, а некоторые окажутся малозначительными или даже несостоятельными. Отметить в первоначальном плане календарные сроки ближайших очевидных работ. Выделите среди них наиболее важные. Возможно изобразить это в виде наглядного рисунка.