PR (паблик рилейшнз): понятие, субъект и объект
Лекция 1. PR (паблик рилейшнз) как научная и учебная дисциплина
1. PR (паблик рилейшнз): понятие, субъект и объект
2. Цели, задачи, сущность
3. Принципы, функции связей с общественностью
Цель лекции: раскрытьпаблик рилейшнз как научную и учебную дисциплину
Ключевые слова: PR, паблик рилейшнз, пиар, субъект и объект PR
PR (паблик рилейшнз): понятие, субъект и объект
Паблик рилейшнз (от англ. Public Relations — связи с общественностью) — деятельность, помогающая устанавливать и поддерживать процесс коммуникации, взаимопонимание, одобрение и сотрудничество между организацией и общественностью.
Паблик рилейшнз реализует свои цели через разного рода коммуникативные процессы, что позволяет определить эту сферу также как менеджмент коммуникаций.
Коммуникативными процессами являются: взаимоотношения со средствами массовой коммуникации; пресс-конференции и презентации; иные способы продвижения корпоративного имиджа.
Деятельность PR включает: изучение социальной среды, в которой работает предприятие (организация); конструирование привлекательного для общества корпоративного имиджа; доведение данного имиджа до общественности; регулярное информирование общественности о деятельности предприятия (организации); поддержание обратной связи с окружающей социальной средой.
Термин "Паблик рилейшнз" целиком заимствован русским языком из английского (Public Relations переводится как связи с общественностью). В современном русском языке указанную деятельность обычно именуют как: связи с общественностью; паблик рилейшнз; "пиар" - самостоятельное слово русского языка, образованное по названию первых букв английской аббревиатуры (PR).
Все данные термины являются синонимами и употребление любого из них правильно. Часто встречается употребление в русском языке и непосредственно английского буквосочетания "PR" (читается слитно как "пиар"), которое также обозначает указанную деятельность.
Можно насчитать, как минимум, около десятка вариантов: "паблик рилейшнз", паблик рилейшнз, "PR"Э, PR, "ПР", ПР, Пиар, Пи-Ар, Связи с общественностью, Общественные связи и т. д.
Фонетическое и графическое различие аббревиатуры ПР (произносится - пиар, читается - пээр);
Словосочетание "public relations" трудно читаемо, в отличие от "паблик рилейшнз", поэтому последнее легче воспринимается и заимствуется по аналогии с такими терминами, как "менеджмент", "маркетинг", "фондрайзинг" и т.д.
В пользу русского перевода "public relations" именно как "общественные связи", а не "связи с общественностью", говорит сама суть явления паблик рилейшнз. Как известно, одна из главных целей PR - установление эффективной двухсторонней коммуникации в режиме диалога. На наш взгляд, словосочетание "связи с общественностью" более характерно для односторонней коммуникации, то есть целенаправленного воздействия субъекта на объект, тогда как выражение "общественные связи" подразумевает сложные субъектно-объектные отношения, при которых возможно не только воздействие организации на общественность, но и обратное воздействие общественности на деятельность организации и решения, принимаемые внутри организации. В пользу данного варианта свидетельствует и традиция перевода "public relations" с английского на другие языки. Так, например, при дословном переводе с французского ("Relations publiques") или немецкого языка ("Offentlichkeitsarbeit") союз "с", который и даёт оттенок односторонности всему словосочетанию, будет отсутствовать.
Определённые разногласия (как в отечественной, так и в западной литературе) существуют также по поводу онтологического статуса паблик рилейшнз. Так, признанный авторитет в этой области англичанин Сэм Блэк даёт следующее определение PR: "…это наука, искусство, совокупность методов, приёмов, технологий, используемых субъектом для достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации".
Субъект связей с общественностью. Субъектами паблик рилейшнз являются личность (пресс-секретарь) или специально созданные службы и организации (пресс-служба, консалтинговая фирма), имеющие определенные профессиональные знания, умения и навыки, деятельность которых
направлена на осуществление отношений с общественностью.
Для достижения своих целей субъект коммуникации устанавливает и поддерживает прочные отношения со множеством различных аудиторий: работниками внутри фирмы; потребителями; местными общинами; акционерами; СМИ; органами власти и др.
Объект PR— люди, сообщества, на которых воздействует субъект связей с общественностью с целью формирования позитивного отношения к себе. Объект в ходе совместной деятельности может становиться субъектом, так как на практике часто имеет место взаимодействие, обратная связь. Объект выбирается в зависимости от целей, которые преследует субъект связей с общественностью. В каждом конкретном случае субъект выбирает "свою" общественность. Например, для PR-акции, направленной на повышение престижа вуза и повышение конкурса среди абитуриентов "своей" общественностью являются учащиеся выпускных классов школ и их родители.
Объектом связей с общественностью могут являться и органы власти, и общественные организации (например, профессиональные союзы и объединения), и политические партии, и общественные фонды и движения, и средства массовой информации, и население какого-либо города, поселка и т. д.
2. Цели, задачи, сущность
Цели связей с общественностью вытекают из мотивов, идеалов, ценностей субъекта связей с общественностью (политического лидера, учреждения, организации и др.). Цель PR (согласно Сэму Блэку) — согласие субъекта с целевой общественностью, т. е. установление равноправного двустороннего общения для выявления представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Исходя из целей PR, разрабатываются программы и планы мероприятий по организации взаимодействия с внутренней (персоналом) и внешней общественностью. В числе основных задач связей с общественностьюспециалисты в области связей с общественностью обычно выделяют:
К основным задачам PR относят: привлечение внимания потенциальной аудитории; стимулирование интереса; формирование потребности; направление действия; обеспечение правильного понимания сообщения аудиторией; интерпретация информации в ключе, выгодном коммуникатору; обеспечение запоминания сообщений аудиторией.
Одной из превентивных задач PR, нацеленной в конечном итоге на гармонизацию внутрифирменных отношений, является разрешение и предотвращение кризисных ситуаций (от "тушения пожара" к предупреждению самой возможности его "возникновения"), что требует знания потенциальной опасности и планов ее ликвидации на случай возникновения, а именно:
· заготовка информации на "типовые" кризисные ситуации;
· тренинг руководства;
· разработка структуры оповещения;
· составление списков "лояльных" неформальных лидеров и т. д.
Сущность связей с общественностью наиболее полно и рельефно проявляется при сравнении PR-деятельности с другими видами коммуникативных действий, осуществляемых организацией для установления и поддержания отношений с населением. С одной стороны, деятельность имеет определенное сходство с рекламой. Однако связи с общественностью направлены на достижение согласия с помощью диалога с общественностью, одной из его основных целей является формирование позитивного имиджа субъекта связей с общественностью, а цель рекламы — продажа товара. Реклама размещается за плату, а информация, распространяемая в рамках связей с общественностью, не носит платный характер.
Связи с общественностью направлены на изучение социальных тенденций, анализ и прогнозирование последствий, сбор, анализ и интерпретацию данных об общественном мнении, позициях сторон, других проблемах. Деятельность по организации связей с общественностью включает исследование, планирование и реализацию программ, определение эффективности воздействия этих программ на общественность.
В содержании деятельности в рамках связей с общественностью значительное место занимает консультирование клиентов по вопросам политики, деятельности и коммуникаций, рекомендации организации — консалтинговая деятельность.
Деятельность в системе связей с общественностью опирается на ряд принципов. Основные принципы, согласно которым должны строиться связи с общественностью, были сформулированы С.Блэком:
открытость информации;
опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями, фирмами и общественностью;
решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, нажима на общественность, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное;
уважение индивидуальности, ориентация на человека, его творческие возможности;