Организационное (методическое) обеспечение
Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов:
- первая группа включает в себя важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации);
- ко второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.);
- в третью группу входит техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико - экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию);
- к четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно - штатное расписание, определяющее, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования информационной системы. Оно определяет взаимодействие персонала с техническими средствами и между собой. Сюда входят должностные инструкции.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного исследования на первом этапе построения баз данных, с целями которого мы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.
Таким образом, организационное обеспечение- это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС.
Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления.
Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.
Правовое и кадровое обеспечение.
Правовое обеспечение.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В правовом обеспечении можно выделить:
- общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы;
- локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора (процесса разработки информационной системы, обеспечение процесса разработки различными видами ресурсов).
Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:
- статус информационной системы и информационных технологий;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- правовые положения отдельных видов процесса управления (процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств);
- порядок создания и использования информации и др.
Это, также, нормативные акты, связанные с определением порядка приобретения и использования технических средств, программных продуктов, регистрации, сбора, хранения, передачи, обработки и защиты информации.
Система защиты информации – это комплекс организационных, технических и технологических средств, мер и методов, снижающих уязвимость информации.
Правовая защита предполагает юридическое закрепление взаимоотношений учреждения и государства по поводу правомерности защитных мероприятий, а также взаимоотношений учреждения и персонала по поводу обязанностей персонала соблюдать порядок защиты ценной информации. Сюда включают наличие организационных документов учреждения, правила внутреннего распорядка в контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных инструкциях обязательств по защите информации. Положение о правовой ответственности за разглашение, уничтожение и фальсификацию информации должны быть доведены до всех сотрудников.
Организационная защита информации устанавливает технологию защиты. Сюда входят нормативно - методические документы, разграничение права доступа, лицензирование технических средств и средств защиты информации и регламентация пропускного режима на территории учреждения.
Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение - это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.