Профессиональная тайна

В современном российском законодательстве не дано четкого определения профессиональной тайны. Так, в ст. 9 Положения об адвокатуре отмечается, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи16. В соответствии со ст. 946 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе17. В ст. 155 УК РФ предусмотрена ответственность за разглашение тайны усыновления, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как профессиональную тайну. В ст. 857 ГК РФ и Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 26), речь идет об ответственности за разглашение сведений о счетах, вкладах и операциях по ним, а также о клиентах и корреспондентах.

В приведенных нормативно-правовых положениях просматриваются некоторые элементы содержания и признаки профессиональной тайны. В содержание входят, прежде всего, сведения, доверенные конкретному лицу или ставшие известными ему в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей. Указанное лицо обязывается сохранять полученные сведения в тайне. В случае их разглашения предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В научно-правовой литературе в принципе отсутствуют спорные точки зрения по вопросу определения профессиональной тайны.

По мнению ряда ученых-юристов, в содержание понятия врачебная тайна входят сведения: о факте обращения гражданина за медицинской помощью; о состоянии его здоровья; о диагнозе, лечении и прогнозе заболевания; о его личных и семейных тайнах (привычках, наклонностях, физических и психических недостатках, интимных связях и т. п.); о трансплантации, искусственном оплодотворении, имплантации эмбриона; о личности донора; иные сведения в медицинских документах гражданина. Указанной точки зрения придерживаются И. В. Смолькова, В. Н. Лопатин20.

В содержание адвокатской тайны входят сведения, сообщенные адвокату гражданином в связи с оказанием ему юридической помощи.

Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Нотариальная тайна — это сведения, доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий.

К тайне усыновления относятся сведения об усыновлении ребенка усыновителем, доверенные на законном основании иным лицам, кроме судей, вынесших решение об усыновлении, и должностных лиц, осуществляющих государственную регистрацию этого усыновления.

Тайна страхования — это сведения о страхователе, застрахованном лице, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц, полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности.

Профессиональная тайна характеризуется конкретными признаками. В литературе, в частности В. Н. Лопатиным, выделяются следующие признаки. Первым признаком отнесения информации к данному виду тайны выступает профессия, в силу которой лицу доверяется или становится известной конфиденциальная информация.

На основе анализа норм законодательства в отношении рассматриваемых выше видов тайн можно выделить другой общий признак — конфиденциальная информация доверяется лицу, исполняющему профессиональные обязанности, добровольно по выбору владельца этой информации и, как правило, затрагивает частную жизнь последнего. Третий признак — лицо, которому в силу его профессии была доверена информация, обязано по закону обеспечить ее сохранность как профессиональную тайну под страхом наступления ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, профессиональная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения, доверенные или ставшие известными лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, незаконное получение или распространение которых может повлечь за собой вред правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Коммерческая тайна.

В научно-правовой литературе даются различные по содержанию понятия коммерческой тайны.

Коммерческая тайна — это защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия.

Сегодня в России действует значительное количество законодательных и иных нормативно-правовых актов, связанных с защитой коммерческой тайны. Прежде всего к ним относится: Конституция РФ (ст. 34); ГК РФ (ст. 139); УК РФ (ст. 183); Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 8, 10, 21); Федеральный закон «О средствах массовой информации» (ст. 4, 20, 40, 41, 58); Таможенный кодекс Российской Федерации (далее — ТмК РФ) (ст. 16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344); постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» и ряд других нормативно-правовых актов.

В законодательстве РФ на сегодняшний день нет исчерпывающего перечня основных объектов коммерческой тайны, что, на мой взгляд, было бы нереально в силу многообразия субъектов и универсальности объекта правоотношений. Имеют место лишь отдельные указания на это. Так, например, в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 10) отмечается, что содержание регистров бухгалтерского учета во внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов, иных нормативных актов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям:

— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

— не попадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

— к ней нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

На основе анализа нормативных и научно-правовых источников содержание сведений, включенных в понятие коммерческой тайны, может быть представлено следующим образом:

Коммерческая тайна — это конфиденциальные сведения в областях:

1. производственно-хозяйственной;

2. коммерческой;

3. управленческой;

4. научно-технической;

5. финансовой.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут иметь место в предпринимательской деятельности в областях, указанных в схеме, но обязательным условием является их конфиденциальность. К конфиденциальным сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся сведения, отвечающие требованиям положений ч. 1 ст. 139 ГК РФ, постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» .

На основании изложенного можно выделить конкретные признаки, характеризующие коммерческую тайну, и сформулировать данное определение:

во-первых, это сведения (информация), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании и обладатель этих сведений принимает меры к их конфиденциальности;

во-вторых, эти сведения носят конфиденциальный характер;

в-третьих, неприкосновенность этих сведений обеспечивается государственно-правовой защитой;

в-четвертых, незаконное получение, использование или разглашение этих сведений причиняет вред их владельцу;

в-пятых, эти сведения могут быть известны или доверены лицам, работающим в коммерческих или государственных структурах, на которых возлагается обязанность неразглашения этих сведений;

в-шестых, за незаконное получение, использование или разглашение этих сведений законодательством устанавливается юридическая ответственность.

На мой взгляд, определение «коммерческая тайна» можно сформулировать следующим образом: «Коммерческая тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения в области производственно-хозяйственной, управленческой, финансовой деятельности организации, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение, использование или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владельцу этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Служебная тайна.

В действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Вместе с тем, на основе анализа нормативных актов можно выделить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

К служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188, утверждающем Перечень сведений конфиденциального характера, под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами.

Термин «служебная информация» находит свое отражение в законодательных актах — служебная информация государственного служащего (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», ст. 10, 11); служебная информация Правительства РФ (Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», ст. 11, 27); служебная информация муниципального служащего (Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ст. 11); служебная информация сотрудника таможенного органа (Федеральный закон «О службе в таможенных органах», ст. 7, 17) и ряде других нормативно-правовых актах.

Таким образом, к служебной тайне отнесены предусмотренные действующим законодательством конфиденциальные сведения, содержащие

служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им организаций, учреждений, предприятий, ограничения на распространение которых установлены законом.

К служебной тайне могут быть отнесены и сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей. Так, в п. 7 ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах» и п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» на сотрудника таможни и государственного служащего возлагается обязанность хранить охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. В ст. 14 Закона РФ «О таможенном тарифе» указано, что информация, составляющая коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию декларанта может быть использована таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая государственные органы, без специального разрешения декларанта за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. По ст. 155 УК РФ признается преступлением разглашение тайны усыновления вопреки воли усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную тайну.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне (постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233):

— акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

— описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

— сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Таким образом, информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:

— отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости;

— является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни);

— не является государственной тайной и не попадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

— получена представителем государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законом;

— имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

На основе изложенного можно сформулировать следующее определение служебной тайны.

Служебная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, доступ к которым ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости, а также ставшие известными в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владельцу этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством РФ.

Наши рекомендации