Технология проведения дискуссий
Дискуссия как эффективный интерактивный метод познания, нахождения истины издавна применяется в России. Правда, использование его было затруднено в условиях, монопольного, единственно правильного «мнения сверху». В настоящее время в Российской Федерации разрешены все виды обсуждений и разговоров в любое время и в любом месте.
В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» — синонимы и означают обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Технология школьной, классной дискуссии (круглого стола, собрания) заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации , идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества н др., темами дискуссий — проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений и др.
При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с её темой. Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия обретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов:
Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.
Конференция — вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.
Дискуссия в печати, по радио, телевидению связана с отсутствием непосредственного контакта участников и возможностью неторопливого продумывания выступлений.
Прогрессивная дискуссия. Её цель — групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:
а) зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы);
б) все предложения выписываются на доске;
в) обсуждается каждый предложенный вариант;
г) рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей;
д) руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.
Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.
Дискуссия-соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, чёткость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов.
Вести дискуссию в данном случае может сам учитель.
В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.
В проведении дискуссии используются различные организационные методики.
Методика «вопрос-ответ». Данная методика — это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости к его убеждению.
Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микро-группах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «приятно-неприятно».
Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в kotoрой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается, уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В.Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.
Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития: ориентация, оценка, консолидация и рефлексивный анализ.
На стадии ориентации участники дискуссии адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определённая установка на решение поставленной проблемы.
Стадия оценки обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти конфликт личностей.
Стадия консолидации предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений.
Рефлексивный анализ и подведение итогов. Существенный элемент дискуссии — её анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельных отдельных вопросов по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчётов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал вовлечённость, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?
Последействие дискуссии:
а) проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и, понимания;
б) разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных
стратегий решения задач;
в) в дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.
Ошибки в дискуссии!
- монополия руководителя занятия, который знает пра
вильный ответ, а другие должны его отгадать;
- безоговорочная вера участников в своего руководите-.
ля. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета;
- издержки стимулирования: руководитель, похвалив
одного участника, невольно огорчает другого;
- увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы;
- нередко некоторые участники дискуссии (2-4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова.
Рекомендации руководителю занятия:
• постоянное движение к цели, без отклонения и
отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта;
• соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии.
Общие принципы дискуссии:
• равноправные субъект-субъектные отношения;
• позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);
• позиция «Поймите меня правильно»;
• истина превыше всего;
• краткость — сестра таланта;
• уважение и дружелюбие при высказываниях.
Правила поведения в дискуссии:
—Я критикую идеи, а не людей.
—Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том,
прийти к наилучшему решению.
—Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
—Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
— Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
— Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.