Информатизация общества, тенденции ее развития
Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации
1.1. Информатизация общества, тенденции ее развития
1.2. Экономическая информатика: основные понятия и определения
1.3. Классификация информационных систем
Информатизация общества, тенденции ее развития
Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой во внедрении компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека.
Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
Информатизация— это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В 1994—1995 гг. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России.
Единое информационное пространство России -это «совокупность баз и банков данных, технологий их внедрения, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов... обеспечивающих информационное удовлетворение граждан».
Цель информатизации — в изменении уровня жизни общества за счет повышения эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества.
Объективность процесса информатизации вытекает из закона разнообразия У.Р. Эшби, в котором устанавливается следующее:
Разнообразие механизмов управления системой должно соответствовать разнообразию самой системы.
То есть, объективность информатизации общества можно обосновать следующим образом: сложность механизмов управления системой, например обществом, предприятием, цехом, банком, биржей и т.д., должна соответствовать сложности управляемой системы. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создают многообразие механизмов управления, которое требуется для дальнейшего развития цивилизации.
Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основываться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. Поэтому в настоящее время необходимо решить ряд проблем информатизации:
Во-первых, создание и использование массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности. Это обусловлено тем, что в условиях стремительного развития товарных и финансовых рынков обладание достоверной и своевременной информацией стало необходимым условием деятельности предприятий, банков, государственных структур и т.д. Необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может привести к отрицательным последствиям.
Во-вторых, создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникаций, методическое и программное обеспечение и технологии. С этой целью идет интенсивное насыщение рынка вычислительных средств персональными компьютерами доступными по цене и отвечающими современным техническим и технологическим требованиям.
В-третьих, обеспечение компьютерной грамотности населения. Здесь имеется в виду, необходимость формирования управленческих кадров новой формации владеющих необходимыми знаниями и умениями для реализации своих решений в соответствующей информационно- технологической среде.
В настоящее время выделяют следующие две тенденции в развитии информатизации:
Первая тенденция — в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации — это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.
В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого.
Сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовлетворения личных потребностей.
В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:
1) электронный бизнес;
2) банковские и другие расчеты;
3) дистанционное обучение и выполнение работ.
Электронный бизнесможно определить как использование информационных технологий и общедоступных информационных сетей (локальных и глобальных) в сфере купли-продажи. Если электронный бизнес ориентирован на удовлетворение потребностей конечного пользователя, то он называется В2С (Buisines to Customers), если на бизнес-партнера— В2В (Buisines to Customers)/
В области электронного бизнеса В2Ввыделяют следующие его виды: электронное управление закупками, электронный аукцион, электронная биржа, порталы.
Причина развитияэлектронного управления закупками —потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д. Снижение такого рода затрат возможно за счет объединения заказчиков с помощью сети Интернет. Реализация электронного управления закупками осуществляется тремя путями: 1) использование электронных каталогов; 2) поиск встречных заявок; 3) проведение электронных тендеров.
Электронные аукционы — это типичный пример организации электронного бизнеса вида В2В. Они позволяют покупателям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам — сократить время оборота товара. Для того чтобы продать товар на аукционе, желающий должен зарегистрироваться на информационном сервере и разместить на нем всю необходимую информацию о товаре. Покупатель, для того чтобы сделать ставку, также должен зарегистрироваться (указать имя и адрес электронной почты).
Электронная биржа —- это более сложная форма посредничества. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная.
Порталы предоставляют информацию из Интернета или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративную сеть, построенную на технологии Интранет. Порталы делятся на следующие группы:
• корпоративные (User Portal) — предназначены для предоставления информации широкому кругу пользователей внутри локальной сети, эти порталы обеспечивают доступ к информации, находящейся в информационных системах, с персонального компьютера;
• коммерческие (Commerce Gateway, Commerce Portal) - предоставляютспециализированную информацию на платной основе и призваны обеспечить обмен коммерческими документами между бизнес-партнерами. Такого рода порталы обеспечивают автоматическое размещение заявок, заказов на товары и услуги, доступ к участию в интерактивных тендерах на выбор поставщиков; публикацию каталогов, прайс-листов и т.д.;
• персональные, предназначенные для предоставления информации по узкому кругу вопросов.
Второе направление сетевой экономики проявляется в совершенствовании банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернета. Типовые процедуры платежной системы такого рода следующие:
• обработка запросов с целью авторизации;
• перечисление на расчетные счета денежных средств за товары и услуги;
• переправка документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделки.
Все электронные платежные системы делятся на два класса: кредитные и дебетовые. Кредитные системы построены на использовании кредитных карт для осуществления электронных расчетов с привлечением дополнительных мер безопасности: цифровая подпись, использование криптографии и т.д. Все системы такого класса требуют подтверждения кредитоспособности клиента. Дебетовые системы основаны на использовании электронных эквивалентов наличных денег. Они не требуют подтверждения авторизации уполномоченной для этого финансовой структурой.
Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрения дистанционного образования, т.е. образовательной системы, обеспечивающей получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии предоставляют доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.
Вторая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам.
Открытой называется система, которая взаимодействует с другими системами в соответствии с принятыми стандартами. Чтобы быть конкурентоспособным, программный продукт должен обладать свойствами открытой системы, в частности:
• способностью унифицированного обмена данными между разными компьютерами;
• переносимостью прикладных программ на различные компьютерные платформы;
• возможностью смены одного компьютера на другой без затруднений.
Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.
Социальные проблемы заключаются: в ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, что сдерживает массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности; отсутствии развитой инфраструктуры информатизации; низкой компьютерной грамотности населения.
Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические.
Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:
• поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;
• адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);
• интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека, с помощью интеллектуальных технологий.
Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления и производство.
Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.
Основные понятия и определения экономической информатики.
Методологической и теоретической основой информатизации служит наука информатика, которая изучает закономерности и методы информационного моделирования реальной действительности.
Информатика делится по отраслям человеческой деятельности: медицинская, научно-техническая, экономическая, геологическая, биологическая и т.д.
Рассмотрим содержание следующих основных понятий информатики и, в частности, экономической информатики: информационный ресурс и информационный продукт; данные, информация, знания; система, прямая и обратная, информационные связи, система управления; информационная система и информационная технология; автоматизированное рабочее место; экономическая задача.
В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю.
Информационные ресурсы —это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).
Т.е., информационные ресурсы общества — это сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. Они служат исходным сырьем для создания информационных продуктов.
Информационный продукт —это результат обработки информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений).
Информационный продукт в виде данных фиксируется на материальных носителях — документах, базах данных и т.д.
Данные — это факты, характеризующие объекты или процессы, зафиксированные на каком-либо материальном носителе.
Вначале данные рассматриваются как результат измерений и наблюдений. Затем они фиксируются на материальном носителе (в документах, протоколах, в форме сигналов т.д.) и переносятся в компьютер, где находятся в виде файлов или баз данных.
Данные, занесенные в память компьютера в соответствии с некоторыми правилами, т.е. некоторой моделью, называют базами данных.
Информация —это обработанные данные, уменьшающие степень неопределенности знаний пользователя об изучаемом объекте, процессе, явлении.
Информация существует только по поводу конкретного запроса пользователя.
Процесс взаимной трансформации данных и информации при обработке, выполняемой посредством компьютера, можно представить с помощью следующих этапов:
1) преобразование «информация - данные»: факты кодируются в форме данных и вводятся в компьютер;
2) преобразование «данные — данные»: выполняются логические и арифметические операции с данными;
3) преобразование «данные — информация»: обработанные данные выводятся из компьютера, декодируются и интерпретируются пользователем с целью получения информации.
Экономическая информация возникает в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Экономическая информация -это объективизированное воплощение - с помощью знаков и сигналов - знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов.
Экономическая информация отражается в виде системы натуральных и стоимостных показателей.
Экономическая информация насчитывает много разновидностей (типов), которые выделяются на основе соответствующих классификационных критериев, например:
· по принадлежности к сфере материального производства и непроизводственной сфере, а внутри - по отраслям и подотраслям народного хозяйства в соответствии с принятой их группировкой;
· по стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса. В силу этого выделяется информация, отражающая снабжение, производство, распределение и потребление, а также материальные, трудовые и финансовые ресурсы;
· по временным стадиям и функциям управления выделяются: прогнозная информация, плановая, учетная, информация для анализа хозяйственной деятельности (аналитическая), оперативного управления, отчетная;
· по критериям соответствия отражаемым явлениям экономическая информация делится на достоверную и недостоверную;
· по полноте отражения событий экономическая информация подразделяется на достаточную (полную), недостаточную и избыточную.
Для решения задач экономического управления необходима вполне конкретная по содержательности минимальная информация, т.е. достаточная. Избыточная информация содержит излишние данные, которые либо вообще не используются для решения задач (составляют «информационный шум» с его разновидностью для компьютерных сетей - «электронным мусором», или «спэмом» (spam - анг.), либо выполняют контрольно-дублирующие функции;
· по стадии возникновения информация делится на исходную (первичную) и производная (вторичную).
Исходная информация возникает в результате действия источников информации (министерств, ведомств, предприятий и других организаций и подразделений). По этим источникам исходная информация делится на планово-директивную и учетно-отчетную. Планово-директивная информация перемещается ("спускается") вниз по уровням иерархии управления, при этом она разукрупняется, детализируется, "расширяется". Учетно-отчетная информация, наоборот, перемещается вверх по уровням иерархии управления, причем по мере своего продвижения эта информация укрупняется, агрегируется, "сжимается".
Производная информация возникает в результате обработки исходной и другой вторичной - либо только исходной, либо только вторичной. Среди производной информации различают промежуточную и окончательную (результатную) информацию;
· по стабильности во времени экономическая информация делится на постоянную (условно-постоянную) и переменную. При этом важно отметить, что период стабильности носит конкретный характер для определенных задач управления. Как правило, он составляет один год, а для оценки уровня стабильности информации используется коэффициент стабильности Кст , рассчитываемый по формуле
где ИСобщ - общее число информационных совокупностей;
ИСизм - число информационных совокупностей, изменивших свои значения за рассматриваемый период.
Если Кст > = 0,85, то информационную совокупность принято считать условно-постоянной, и в условиях автоматизированной обработки информации ее следует организовывать и хранить в виде самостоятельных массивов нормативно-справочной информации (НСИ) или файлов баз данных;
· по технологии решения экономических задач в системах управления различают входную, промежуточную и выходную информацию.
Схема классификации информации по технологии решения представлена на рисунке 1.
Входная Выходная
информация информация
Рис.1
Входная информация делится на: входную переменную (оперативную), входную условно-постоянную.
Результатная (результирующая) информация в зависимости от вида ее использования делится на информацию: 1) для конечного пользователя; 2) подготовленную для решения других задач; 3) используемую для решения той же задачи, но в последующий период.
Примером информации, используемой для решения той же задачи, но в последующий период, может служить конечное сальдо материалов на конец месяца, рассматриваемое как начальное сальдо для следующего месяца.
Схематично связь между видами информации представлена на рисунке 2.
Рис.2
· по источнику возникновения информация делится на:
1. внешнюю (по отношению к предприятию) — отражает состояние рынка, конкурентов, прогнозы процентных ставок, цен, налоговой политики правительства, социальную ситуацию в регионе и т.д. Для внешней информации характерна неточность, противоречивость, неполнота;
2. внутреннюю — возникает внутри системы (предприятия). Она, как правило, точна и непротиворечива.
Экономическая информация может рассматриваться в разных аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
Синтаксическийаспект предполагает рассмотрение формы представления информации, не принимая во внимание ее содержание (смысл) и полезность. При этом учитывается тип носителя информации, способ представления ее, скорость передачи и обработки, точность и надежность преобразования. Информацию, рассматриваемую с синтаксических позиций, называют данными (сообщениями).
Семантический аспект дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов. При этом рассматриваются сведения, которые отражает информация, и ее смысловые связи.
Прагматическийаспект рассмотрения информации связан с практической полезностью, ценностью для выработки правильного управленческого решения.Ценность информации для управления зависит от двух факторов:качества информации и готовности(способности) потребителя правильно воспользоваться этой информацией.
Качество информации определяют три основных параметра:
1. Полнота информации. Информацию считают полной, если на ее основе можно принять правильное управленческое решение. Излишняя информация может быть вредна, как и недостаточная, поскольку на базе той и другой может быть принято неверное решение. (Излишняя информация может настолько перегрузить управленческий персонал, что он не сможет своевременно выработать управляющую информацию и решение будет принято без ее учета, т.е. на базе неполной информации).
2. Верность информации. Под верностью информации понимают ее соответствие объективной реальности, которую она отражает.
3. Своевременность информации. Своевременной является информация, которая может быть учтена при выработке управляющего решения.
Знания— это обработанная информация, предназначенная для принятия решений.
Знания получают на основании практической деятельности и изучения принципов, связей, закономерностей, согласно которым функционируют объекты в некоторой предметной области.
Знания, закодированные в соответствии с некоторой моделью и занесенные в память компьютера, называют базами знаний.
Все знания человека делятся на два класса: осознанные (например, правила, согласно которым следует выполнять те или иные действия) и неосознанные, выполняемые человеком по неизвестным ему правилам (например, распознавание цвета, ассоциативные и интуитивные знания). Так же как и данные, знания для обработки на компьютере должны пройти ряд этапов. Вначале знания рассматриваются как результат мышления человека, который находится в его памяти. Затем они фиксируются на материальном носителе (учебники, справочники, правила, инструктшвные материалы) и переносятся в компьютер, где размещаются в виде баз знаний.
Последовательность преобразования данных в информацию и знанияпредставлена на рисунке 3.
Рис. 3. Последовательность получения информации и знаний
По формам представления знания подразделяются на декларативные (факты) и процедуральные (правила их обработки). Используются также понятия экстенсиональных и интенсиональных знаний. Первые относятся к конкретному объекту (факты), а вторые характеризуют некоторый класс объектов.
Прежде чем раскрывать понятие «информационная система», необходимо выяснить содержание понятия «система».
Система — это множество взаимосвязанных частей (подсистем), которые согласованно функционируют для достижения некоторой цели.
Подсистема— это часть системы, которая, в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы.
Для того чтобы понять, как функционирует система, необходимо выяснить, как действуют ее подсистемы.
Всякая система характеризуется целью, границами, входом, выходом, прямой и обратной связью. Содержание этих понятий следующее:
• цель системы — это причина, ради которой она создается;
• вход — это материальные, финансовые и другие объекты, а также информация, поступающие в систему;
• выход — это материальные, финансовые и другие объекты, поступающие из системы во внешнюю среду;
• прямая информационная связь — это директивная (плановая) информация, используемая для указания того, что следует делать элементам системы;
• обратная информационная связь — это информация о состоянии объекта управления, используемая для анализа и корректировки его деятельности.
Без управления невозможна целенаправленная деятельность любой группы людей.
Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.
Система управления выполняет следующие функции: прогнозирование, планирование, учет, анализ и регулирование. Общая схема системы управления представлена на рисунке 4.
Рис.4. Схема системы управления
В основе- управления лежит обмен информацией, поэтому любая система управления содержит информационную систему (ИС). На рисунке 4 стрелкой, направленной от аппарата управления к объекту управления, представлена прямая связь (П), содержащая директивный (плановый) поток информации, а обратная связь (О) — это поток отчетной информации о выполнении директивных указаний.
Существуют следующие определения информационной системы:
Информационная система (ИС)-— это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, -скопления, хранения, поиска и распространения информации).
Информационная система — это связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого персонала, осуществляющих информационные процессы для подготовки решений.
С появлением компьютеров часть процедур по обработке исходных данных стала выполняться автоматизированно. Поэтому потоки прямой и обратной связи разделились на потоки, которые обрабатываются с помощью компьютеров (ПС и ОС), и те, которые с их помощью не обрабатываются (П и О). На рисунке 5 показано, что ИС связывает аппарат управления и объект управления потоками данных, обрабатываемых с помощью компьютеров
Рис.5. Связь системы управления с ИС.
В основе функционирования ИС лежит информационная технология, которая является связующим звеном между всеми ее компонентами.
Под информационной технологиейпонимается заданная последовательность процедур и операций, выполняемых над исходными данными с помощью средств автоматизации. Схе матично компоненты ИС и связующая функция информационной технологии представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Состав информационной системы
Информационные технологии состоят из технологических процедур и операций, выполняемых в указанной последовательности. Типовыми операциями являются сбор, регистрация, передача, накопление и обработка данных.
Резкое снижение стоимости персональных компьютеров с одновременным повышением их мощности и появлением коммуникационных сетей позволило автоматизировать деятельность различных специалистов (бухгалтеров, финансистов, кладовщиков и т.д.) непосредственно на их рабочем месте. Появились специально подготовленные рабочие места, названные автоматизированными рабочими местами (АРМ).
Под автоматизированными рабочими местами (АРМ) понимают рабочее место специалиста, укомплектованное персональным компьютером с соответствующим программным обеспечением, позволяющим автоматизировать выполнение его должностных функций.
Отдельный компьютер, не связанный с сетью других компьютеров, не может обеспечить эффективную работу, так как существует: 1) общая нормативно-справочная информация, которая для обеспечения нужд различных АРМ должна находиться под наблюдением специальных служб на одном из центральных компьютеров (сервере); 2) потребность использования информации, полученной одним специалистом на собственном АРМ, для работы компьютера другого АРМ.
В экономике все АРМ можно классифицировать по уровням уцравления:
• АРМ руководителя (стратегический уровень управления);
• АРМ специалиста (технический уровень управления);
• АРМ оперативного персонала (оперативный уровень управления).
Все АРМ объединяются в локальную сеть с выходом в сети сторонних организаций и глобальную сеть. АРМ, объединенные в сеть, как правило, отражают организационно-функциональную структуру предприятия.
Поэтому ИС можно рассматривать как структурированную по уровням управления предприятия совокупность взаимосвязанных АРМ (рисунок 7).
Рис. 7. Уровни управления и соответствующие им уровни АРМ
Представление о задаче относится к интуитивно понятным, но трудно определяемым сущностям.
В самом общем виде под задачей понимается следующая запись:
<дано условие А следует получить В>.
Условие А задается в форме исходных данных или знаний, В — это то, что следует получить в результате компьютерных опера ций. Цель В может задаваться в форме таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д. или в виде описания свойств будущей процедуры.
Например, дано: база данных А10 и база данных А15. Следует получить документ «Оборотная ведомость по складам». Может быть и иная форма задания цели решения, например дано: база данных А10 и база данных А15. Следует разработать процедуру расчета, которая обеспечит сопоставление остатков материалов на складах и их движение.
Все задачи, решаемые с помощью компьютера, можно разделить на два класса:
информационные — решение в основном сводится к преобразованию исходных данных за счет логических операций (группировка, поиск, сортировка и т.д.) и меньшей частью — за счет вычислительных. Значительную часть данного класса составляют экономические задачи (учетные, плановые, аналитические, аудиторские). Характерная черта таких задач — большой объем исходных данных и незначительный объем вычислительных (расчетных) операций;
вычислительные (например, решение системы алгебраических уравнений). Характерная черта таких задач — небольшое число логических операций, небольшой объем исходных данных, но в то же время значительный объем вычислительных операций.