Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта
Существуют следующие основные виды транспорта:
- железнодорожный;
- морской;
- внутренний водный (речной);
- автомобильный;
- воздушный;
- трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в ЛС.
В табл. 3.1 приведены сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.
Таблица 3.1
Характеристики видов транспорта
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | · Высокая провозная и пропускная способность · Независимость от климатических условий, времени года и суток · Высокая регулярность перевозок · Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок · Высокая скорость до-ставки грузов на боль-шие расстояния | * Ограниченное количество перевозчиков * Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу * Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок * Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления) * Недостаточно высокая сохранность груза |
Морской | · Возможность межконтинентальных перевозок · Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния · Высокая провозная и пропускная способность · Низкая капиталоемкость перевозок | * Ограниченность перевозок * Низкая скорость доставки (большое время транзита) * Зависимость от географических, навигационных и погодных условий * Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры |
Внутренний водный (речной) | · Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах · Низкая себестоимость перевозок · Низкая капиталоемкость | * Ограниченность перевозок * Низкая скорость доставки грузов * Зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий * Сезонность * Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза |
Автомобильный | · Высокая доступность. Возможность доставки груза “от двери до двери” · Высокая маневренность, гибкость, динамичность · Высокая скорость доставки · Возможность использования различных маршрутов и схем доставки · Высокая сохранность груза · Возможность отправки груза маленькими партиями · Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика | * Низкая производительность * Зависимость от погодных и дорожных условий * Относительно высокая себестоимость перевозок * на большие расстояния * Недостаточная экологическая чистота |
Воздушный | · Наивысшая скорость доставки груза · Высокая надежность · Наивысшая сохранность груза · Наиболее короткие маршруты перевозок | * Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта * Высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок * Зависимость от погодных условий * Недостаточная географическая доступность |
Трубопроводный | · Низкая себестоимость · Высокая производительность (пропускная способность) · Высокая сохранность груза · Низкая капиталоемкость | * Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов) * Недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов |
Как видно из табл. 3.1 каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должен учитывать логистический менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика.
Каждый вид транспорта (за исключением трубопроводного) характеризуется определенным типажом транспортных средств (подвижного состава, подвижных единиц) и производственно-технической базой, необходимой для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Большинство зарубежных авторов в качестве компонентов транспортной системы рассматривают пути (железнодорожные, автомобильные дороги, воздушные трассы и др.), терминалы, подвижной состав и тяговые средства. Для логистического менеджмента определяющими являются некоторые технико-эксплуатационные параметры этих компонентов.
Для подвижного состава такими параметрами являются:
* техническая и эксплуатационная скорость;
* габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;
* полная масса, нагрузка на оси;
* мощность двигателя (силовых установок);
* грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.
Для путей сообщения:
* пропускная способность;
* ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;
* допустимая нагрузка на дорожное полотно.
Для терминалов:
* полезная складская площадь;
* количество оборотов (скорость оборота);
* производительность подъемно-транспортного и складского оборудования и т.д.
Особая роль в ЛС принадлежит автомобильному транспорту, который является наиболее гибким и мобильным компонентом ТК. Без автомобильного транспорта практически невозможна реализация современных логистических технологий (например, JIT, “от двери до двери”) в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей.