Понятия коммуникации и социальной коммуникации
Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Человек информационной эпохи живет в пространстве коммуникаций, которое соткано из образов, имиджей, сообщений, символов, мифов, стереотипов. Появился даже термин «человек информационный»; для него умение получать, обрабатывать и передавать информацию безотносительно к ее содержанию является основным ценностным ориентиром (Петросян Д.С. Интегративная модель поведения человека//Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 42).
Коммуникация лежит в основе формирования не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентичности. Коммуникация и диалог являются способами репрезентации человека, а сущностью диалога был всегда человеческий разговор, который предполагал «апогей саморождающегося внимания». Коммуникация – это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств (Мальковская И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. 3-е изд. М., 2008. С. 214, 216).
Обыденное понимание коммуникации означает чаще всего «пути сообщения, дороги, средства связи мест». Психологи рассматривают коммуникацию как психологический процесс обмена продуктами психической деятельности (мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями), как общение, установление и развитие контактов между людьми в условиях их совместной деятельности. Социологи под коммуникацией понимают социальный процесс, выполняющий в системе общества связующую роль, а общение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности. Лингвисты понимают коммуникацию (общение) как речевую деятельность и коммуникативную функцию языка. У современного читателя иронию или недоумение вызывает определение коммуникаций, которое было дано в «Философском словаре», многократно переиздававшемся: это «категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива» (Философский словарь/под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М., 1963. С. 207).
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:
1) путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);
2) форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
3) акт общения, связь, взаимодействие между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании (реплика, взгляды, жесты, обращение, беседа, ссора, переговоры);
4) сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
5) массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям (Словарь иностранных слов, 12-е изд. М., 1985. С. 240).
Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая ее сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (технические коммуникации) – это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Коммуникация происходит не только в социуме, но и в мире животных (коммуникации среди животных – это зоокоммуникации: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в созданных человеком технических устройствах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) (Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. Краткий курс. 3-е изд. М., 2007. С. 8, 9; Основы теории коммуникации: учебник/под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 19).
Научное понимание коммуникации многоаспектно, поскольку сложен и многогранен сам процесс коммуникации. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к нему. Оно коррелируется с такими понятиями, как связь между различными объектами (способы, средства и механизмы связи, т.е. каналы связи между объектами), пути и средства сообщения между пространственно разделенными объектами, как движение, как различные формы общения между людьми, как взаимодействие, как обмен сигналами между животными, как передача и обмен информацией между людьми, как информационное взаимодействие и даже как «субстанция идеальной природы, суть которой составляют информационные образования», информационные продукты деятельности (Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Ч. 1. СПб., 2005. С. 21, 22, 33).
В настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется как: 1) средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) передача и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация) (Современная западная социология: словарь. М., 1990. С. 131; Цаголова Р.С. Обоснование социологии коммуникации как научной дисциплины//Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 85). По мнению Ф.И. Шаркова, первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств, второй – межличностных коммуникаций, третий – на проблемы воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений. Под коммуникацией в широком смысле он понимает и систему, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, испособы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию» (Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации//Социс. 2001. № 8. С. 53; он же: Основы теории коммуникации: учебник. М., 2003. С. 5).
«Вебстеровский» словарь определяет коммуникацию в трех основных значениях: 1) как акт общения, совместного взаимодействия, связи субъектов взаимодействия; 2) как пути или средства связи, сообщения; 3) как собственно сообщение, послание (Webster ' s New World Dictionary for Young Adults. N. Y.; L.; Toronto; Sydney; Tokyo; Singapore, 1992. C. 172).
Можно привести еще ряд определений коммуникации, но по существу в широком смысле коммуникация понимается как связь, движение, передача информации (сигналов и сообщений) в технических, биологических и социальных системах; в этом смысле существуют инженерно-транспортные коммуникации, био-и зоокоммуникации, а также различные уровни и виды социальной коммуникации. Таким образом, в самом широком смысле понятие коммуникации включает технические (инженерно-транспортные коммуникации), биологические (обмен сигналами между животными, связь растений с энергией солнца и с почвой) аспекты, а также социальные, социокультурные и психологические аспекты ее понимания (различные формы общения, ритуалы этикета, деловое совещание, презентация нового продукта, чувство симпатии, улыбка, рукопожатие, приказы в армии, манипулирование, интерпретация символов картин Иероима Босха или Уильяма Блейка). Универсальное понятие «коммуникации», включающее и техническое, и биологическое, и социальное ее понимание, соотносится с такими понятиями, как связь, движение, обмен информацией, информационное взаимодействие, контакт, общение, каналы связи между объектами, сообщение, информация, пути и средства сообщения, взаимодействие, символические посредники.
Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы. Транспортные коммуникации, телеграфная связь, охота львов, брачные игры животных, молитва верующих, песни, приветствия, улыбка, чтение газетных статей и книг, дуэль, учебная лекция, публичная презентация новой книги, просмотр фильмов, объяснение в любви, общение по мобильному телефону, съемка рекламного киноролика и его трансляция, ссоры и примирения, переговоры лидеров государств, электронная почта, создание социальных мифов, формирование имиджа политического лидера, государства или корпоративного имиджа, восприятие рекламного сообщения, создание бренда Одессы и оценка его экспертами и разными целевыми аудиториями – все это примеры различных коммуникаций.
Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) в 20-е гг. прошлого века в монографии «Социальный процесс», после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Ч.Х. Кули определял коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени» (Rogers Е.М. A History of Communication Study. A Biographical Approach. N.Y.; London; Toronto; Sydney; Singapore, 1997. C. 154).
Английский ученый Колин Черри определяет социальную коммуникацию как «социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Коммуникация – это то, что связывает любой организм воедино» (Cherry C. On human communication: A review, a survey, and a criticism. Cambridge, 1978; Черри К. Человек и информация. М., 1972. С. 349).
В широком смысле социальная коммуникацияпонимается «как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте». В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов». По мнению Д.П. Гаеры, в качестве идеальной коммуникационной субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействия от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов». Термины «коммуникация» (ед. число) и «коммуникации» (мн. число) имеют разное значение и обозначают разные феномены. Под коммуникацией (communication, ед. число) понимаются процессы человеческого общения, опосредованные субстанциями информационной природы. Человеческая коммуникация – понятие неисчисляемое. Правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках коммуникации. Под коммуникациями (communications, мн. число) понимаются прежде всего технические системы, обеспечивающие перемещение материальных предметов, вещества, энергии, информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и другие материальные носители энергии, информационных сигналов, которые можно подсчитать) (Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М., 2007. С. 8, 9; Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб., 2005. С. 5, 38, 43, 44).
По мнению В.П. Конецкой, стоявшей у истоков институционализации в России образования по специальности «Связи с общественностью», коммуникация – это «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных)». По сути, это понятие социокоммуникации. Понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации (Конецкая В.П. Социология коммуникации: учебник. М., 1997. С. 8, 9).
Автор одного из первых российских учебников по теории коммуникации профессор А.В. Соколов научную дефиницию социальной коммуникации определяет как «движение смыслов в социальном пространстве и времени», т.е. как «движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве» (Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие СПб., 2002. С. 27; Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 1996. С. 4). И.П. Яковлев рассматривает коммуникацию как информационную связь между объектами и субъектами. Под гуманитарно-социальной коммуникацией он понимает информационное взаимодействие между личностями, группами людей, организациями и средствами массовой информации (Яковлев И. П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2009. С. 4). Социальную коммуникацию он определяет как «социокультурное взаимодействие между людьми посредством знаков, размещаемых в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях». Презентационные каналы коммуникации – это естественные каналы (жесты, мимика, голос); репрезентационные, искусственные каналы – книги, картины; электронно-механические носители – телефон, радио, телевидение (Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций: учеб. пособие. СПб., 2001. С. 18, 19). С.В. Бориснёв определяет коммуникацию как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, которая занимает ведущее место в сфере социальных процессов (Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие. М., 2003. С. 6).
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) собственно коммуникативными интеракциями (взаимодействиями) считал «такие интеракции, в которых их участники согласовывают и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость», т.е. на истинность, правильность и правдивость (Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. С. 91).
Основатель кибернетики Норберт Винер (1884–1964) отождествлял понятия «коммуникация» и «управление». Он отмечал, что «понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств связи, и в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль». Н. Винер впервые объяснил значение механизма «обратной связи» в структуре и функционировании коммуникационных процессов сложноорганизованных систем, включая общество, организацию, организм (Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001. С. 12). Обратная связь – это реакция на получаемое сообщение: в технических системах она означает хорошее качество связи; в гуманитарных она предполагает запоминаемость (количество информации) и понятность (качество) получаемой информации; в массовых коммуникациях формой обратной связи являются звонки на радио, письма в редакцию, опросы, рейтинги (Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникации. СПб., 2009. С. 9).
Чтобы представить общую схему-модель социальной коммуникации, необходимо выделить основные ее элементы, без которых процесс коммуникации невозможен (рис. 1.1).
Коммуникатор-источник, адресант формирует и отправляет сообщение, закодированное в знаках. По мнению английского психолога Ф. Фэринга, коммуникатор – это лицо (или инстанция), намеренно производящее или контролирующее какую-либо целостность знаково-символического материала.
Код коммуникации определяет порядок, правила выбора, сочетания и расположения знаков самого сообщения (послания).
Каналы коммуникации – это материальные носители коммуникации (естественные каналы, например тембр голоса, и искусственные, т.е. созданные, например газеты, электронные каналы – радио, телевидение).
Сообщение передается по каналу и содержится в закодированном виде в форме социально (или индивидуально) значимой информации. Это конечное и упорядоченное множество знаков, выстроенных по определенным правилам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики. Сообщения состоят из знаков (невербальных знаков, рисунков, музыки, слов, текстов, изложенных в различных жанрах литературы, журналистики, паблик рилейшнз) и контекста (ситуации, ситуативного фактора), влияющего на понимание смысла сообщения.
Понятие «контекст» не менее важно, чем «текст». Контекст предполагает ту или иную организацию текста сообщения. Контекст указывает, в каком именно культурном пространстве репрезентируется (представлен) данный текст, как можно понять символы в конкретном социокультурном контексте. Так, в цветовом каноне VI в. белый цвет в Византии символизировал чистоту, отрешенность от мирского, божественное начало; черный цвет был знаком скорби; золото (как застывший солнечный свет) всегда означало богатство и власть (Романов Ю.И. Культурология. СПб., 2006. С. 115, 116, 121, 122).
Содержание сообщения часто называется его контентом (от англ. content – содержание). По мнению декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, одно из значений понятия контент – удовлетворение; сегодня, когда удовлетворяется потребность получить контент не через СМИ, а через поисковые системы Интернета или мобильную связь без посредников, появляется возможность создавать газеты без журналистов.
Адресат, реципиент, коммуникант получает и декодирует информацию.
Чем меньше барьеров (шумов, фильтров), препятствующих адекватному восприятию информации, тем эффективнее осуществляется процесс коммуникации.
Традиционными для исследователей коммуникаций и коммуникационных процессов являются следующие вопросы.
– Кто и кому передает информацию (источники и получатели)?
– Почему осуществляется коммуникация (функции, цели и намерения, или интенции отправителя сообщения)?
– Как происходит коммуникация (каналы, язык, коды, процессы кодирования, декодирования)?
– В чем состоит содержание коммуникации (контент, содержание сообщения и его смысл, знаки и значения)?
– Каковы последствия коммуникации (планируемые и (или) непланируемые эффекты, или результаты коммуникации: психологические факторы регулирования поведения реципиентов: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение получателей информации)?
Один из классиков теории коммуникации, американский инженер и математик, создатель информационной теории коммуникации Клод Шеннон (1916–2001) выделил три главных уровняисследования любой коммуникации:
1) уровень А: технический (канал коммуникации, избыточность сигналов информации, точность передаваемых знаков);
2) уровень В: семантический (адекватность в передаче и понимании соответствия знаков и значений сообщения);
3) уровень С: уровень эффективности (насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на сознание и (или) поведение в желаемом направлении) (Rogers Everett М. A History of Communication Study: a Biographical Approach. N. Y.; L.; Toronto; Sydney; Singapore, 1997. C. 427).