Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа
Денотатный граф.
Денотатный граф - инструмент контент-анализа текста.
Денотатный граф – это весьма эффективный приём технологии критического мышления. [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]
Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.
На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.
Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
• Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Методика выявления проблемы текста с помощью денотатного графа
С позиции теории речевой деятельности работа с текстом имеет следующую структуру: этап ориентировки, этап планирования, этап реализации плана, этап контроля (см. Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Жинкин Н.И.). На стадии ориентировки (ориентировка в описываемой ситуации) определяется (осмысливается) объем содержания, границы темы. При написании сочинения-рассуждения по исходному тексту на этапе ориентировки необходимо выявить тему и микротемы, проблематику (комплекс проблем) и наиболее острую проблему текста. Ориентировка сводится к анализу внутреннего состояния (о чем буду говорить? что скажу?). Практика показывает, что это наиболее трудный и важный этап речевой деятельности, так как качество всего сочинения зависит от правильности выбранного направления рассуждений. В данной работе рассмотрим более подробно вопрос об определении авторского отношения к одной из проблем текста и способах его выражения. |
В основу предлагаемой методики выявления проблемы текста положено понятие денотатного графа.Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия [Даутова; 112]. В электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” дается следующее определение слову денотат: “предметное значение имени (знака), т. е. то, что называется этим именем, представителем чего оно является в языке”. В “Толковом словаре иностранных слов” Л.П.Крысина находим: “ДЕНОТАТ, а, м.[< лат. denotatum названное, обозначенное]. Филос., лингв. Предмет как объект обозначения с помощью знаков, в том числе — языковых”. Под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста, сформулированную в вопросной форме; аргументы-цитаты, с помощью которых автор определяет свою позицию по отношению к этой проблеме; используемые автором текста для воздействия на читателя языковые средства; авторскую позицию (ответ на проблемный вопрос). Этот прием графической обработки информации о тексте назовём “Скелет рыбы” (“Fish-bone”). Новизна этого приема в том, что информация, извлекаемая из прочитанного (исходного) текста, располагается в левой, срединной и правой частях графа и служит основой для построения нового (вторичного) текста. В общем виде денотатный граф выглядит так.
Алгоритм построения графа:
1. Выявить “веер” проблем текста (проблематику текста).
2. Выбрать наиболее значимую проблему, рассмотрению которой автор текста уделяет особое внимание.
3. Сформулировать проблему в виде вопроса и записать в левой части графа (“голове” рыбы).
4. Найти в тексте аргументы, с помощью которых автор раскрывает проблему. Их может быть несколько. Записать внизу графа короткие цитаты-аргументы.
5. Определить, какие художественные средства (фигуры, тропы) использует автор, чтобы убедить читателя. Коротко запишите вверху графа (с указанием номеров предложений).
6. Сформулировать авторское отношение к поставленной проблеме в виде утверждения (ответа на проблемный вопрос) и записать в правой части графа (“хвосте” рыбы).
Заметим, что к одному тексту может быть составлен не один граф: к каждой проблеме составляется отдельное изображение.
Наблюдения, сделанные с помощью денотатного графа, учащимся 11 класса помогут прокомментировать одну из проблем текста (критерий К2). Конечно, на экзамене нет большого количества времени на составление графа, но умения и навыки работы с текстом, сформированные за годы учебы, помогут выполнить работу повыявлению проблемы текста без дополнительных графических изображений. Поэтому рационально работу по составлению денотатного графа по проблемам текста начинать с 5-6 класса.
Пример использования приема построения денотатного графа по заданию 39 из “Рабочей тетради по русскому языку “Читаем и пишем на “5” С.И. Львовой (6 класс, Часть 1, Нижний Новгород, 2008 г., с.46).
Текст. (1) Хорошо известно, что все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. (2) Это относится и к частицам веществ, из которых состоит Земля.
(3) Так как земной шар всё время остывает, то его частицы сжимаются и притягиваются друг к друг. (4) Это сжатие вызывает более быстрое движение частиц. (5) Ученые установили, что такое усиление движения ведет к повышению температуры, к нагреванию тел. (6) Это нагревание вызывает расширение тел и отталкивание частиц друг от друга. (7) Таким образом, в недрах Земли сначала её образования и по настоящее время идет борьба сил притяжения и отталкивания. (8) В результате этой борьбы земная кора колеблется, и на её поверхности создаются неровности.
Таким образом, граф, который содержит упорядоченную особым образом информацию о тексте, представляет собой строгую объяснительную модель. Составляя денотатный граф, учащиеся соотносят “компоненты формы произведения” (язык произведения, композиция) и “компоненты содержания произведения” (тематика, аргументация) [Гуковский; с. 88-89]. Лингвистическая (опознавать, анализировать и оценивать языковые факты, группировать и классифицировать языковой материал и др.) и коммуникативная (умение проводить языковой анализ текста, пересказывать, создавать тексты и др.) компетенции проверяются при тестировании на экзамене по русскому языку. Очевидно, что нужна целенаправленная работа в этом направлении с использованием различных приемов работы с текстом.
Чтобы ответить на вопрос о результативности этого приема, обратимся к результатам Единого государственного экзамена по русскому языку за 2009 год (г.Нижний Новгород). 84 процента учащихся, работавших на экзаменах по заданиям типа С при помощи денотатного графа, получили максимальное количество баллов по критерию К2 и К3. В контрольной группе, где учащихся не знакомили с методикой “Скелет рыбы”, максимальное количество баллов по критериям К2 и К3 получили только 77% писавших сочинение.