Приемы активизации зрителя

Основным и самым важным в любом массовом театрализованном представлении является работа со зрителями. В самом термине массового представления есть указание на большое скопление человек, на народ.

Любое искусство направлено на зрителя. Зритель является потребителем, всё сделано для него и без него искусство теряет смысл. Но есть большое отличие в том, какое место отведено для создателей, творцов так сказать, и тех, кто смотрит и посредством этого принимает участие в действии.

Если в театре зрители сидят в зале, и конечно же, подключаются к атмосфере постановки, вживаются и становятся соучастниками действия посредством этого. То в массовых представлениях и праздниках, зрители становятся их полноценными и полноправными участниками, они выходят на площадку и активно действуют, наравне с ведущими и артистами.

В данной дипломной работе использовался широкий спектр средств активизации и работы со зрителем. Начнем с того, что непосредственно до начала представления, зрители смотрели серии «Маша и Медведь», дабы настроить их на нужный лад, напомнить основных героев и персонажей, подогреть интерес, создать нужную атмосферу, да и привлечь зрителей младшего возраста, внимание которых могло быть рассеяно, но мультфильм помог настроить их на нужный лад. С такой подготовленной атмосферой гораздо легче работать, особенно помогает такой прием на незнакомой площадке, где ты не знаешь аудиторию, и что будет или не будет работать. Всегда легче взаимодействовать с подготовленной публикой.

Для начала самого представления, была выбрана узнаваемая сцена, как раз таки из новогодней серии мультфильма, про Машу и кучу коробок с подарками. С одной стороны можно сказать, что прием очень лобовой и слишком прямой, с другой стороны узнаваемость в самом начале дала возможность для полета фантазии далее. Детям была показана четкая картинка из ожившего на площадке мультика, что не могло не захватить их интерес. После того, как внимание зрителя обеспеченно, гораздо легче развивать действие, в том направление, в каком оно задумано. Такой прием, на мой взгляд, дает большую свободу действия.

Но по законам массового представления, зрители должны стать участниками. И здесь они входят в действие, через ту же самую узнаваемую сцену с коробками, однако вводит их туда не Маша или Миша, а Коза, которая не является персонажем мультфильма. Но через игру с подарками плавно входит в действие, подключая к при этом к действию и зрителей. Игровое взаимодействие зрителей с персонажем устанавливает связь, которая помогает ведущему правильно развивать действие с участниками и зрителями на сценической площадке.
«Отрицательные» персонажи – Волки, так же вводятся в действие через те же самые узнаваемые с начала коробки с подарками. Таким образом, для зрителя очень легко воспринимать ввод новых персонажей, которые становятся ведущими праздника.

Главным средством активизации участников мероприятия, безусловно, является игра. Игры воспринимаются всеми категориями детей, что называется «на ура». Конечно, если удалось привлечь внимание зрителей, удержать его и захватить их интерес.

Для новогодних игр и вообще новогодних представлений, в большинстве своем, характерно желание детей включиться в процесс. Возможно, к этому располагают и ожидание праздника, и менталитет, и традиции населения России, прочно привитые еще с советских времён.

Плюс свою роль играет и знание основных вех любого новогоднего представления – пришел на праздник, показали что-нибудь интересное (или не очень), попели и похороводили, если поиграл и рассказал стихотворение (иногда и того не надо), то получил подарок. Мотивация получения приза играет свою роль, все дети хотят подарок. Родители хотят, чтобы дети получили подарок и мотивируют детей к участию в конкурсах. Главное, чтобы они не переусердствовали с «мотивацией» и не получился обратный эффект и потеря ребенком желания участвовать в процессе праздничного действия.

Музыкальность и игры, музыкально-танцевальные конкурсы помогают раскрепостить детей и создать атмосферу шумного веселья. С одной стороны, казалось бы простые и незамысловатые движения по кругу хоровода, но они собирают детей вместе и помогают держать дисциплину, чтобы праздник не перерос в хаос.
С другой стороны, периодическое баловство и просто веселье без границ, делают праздник интересным.

Еще раз хотелось бы сказать про узнаваемость и традиционность некоторых приемов. Детям легче воспринимать действие, а тем более принимать в нем участие, если они заранее предупреждены или знакомы с некоторыми его элементами. Такие традиционные вещи как – елка, хоровод, песни о зиме и елочке, Дед Мороз и Снегурочка, стихотворения, подарки, - дают детям чувство известного, а значит доверия к празднику, ребенку легче влиться в атмосферу, когда он спокоен и уверен.

Плюс, конечно, нужно поддерживать родные традиции и обряды, если мы не будим хранить нашу историю, то кто это сделает за нас?

Для родителей важны несколько моментов – один из них доволен ли их ребенок и принял ли он участие в процессе создания праздника. При активизации публики следуют это помнить и быть внимательным. Нужно стараться не оставлять ни одного ребенка не замеченным, даже если он не желает принимать активного участия, уделив буквально лишь несколько секунд такому ребенку, может положительно повлиять на ход праздника, не говоря уже о том, что любому ребенку приятно ненавязчивое внимание, это просто закон человеческой психологии.

Следующим моментом важным для родителей, является вручение подарков и фото на память. Как можно проще и быстрее организовать этот процесс, является важной задачей. Дети и родители могут и забыть общее настроение праздника, но обращаясь к фото у них будет возникать ассоциация с тем что было. Важно сделать этот момент веселым, ярким и максимально организованным, если нужно, можно прибегнуть к помощи родителей, устанавливая процессе общения, связь между ведущими персонажами и ними. Такое взаимодействие может очень положительно повлиять на атмосферу праздника, а также вложить яркие положительные ассоциации в память зрителей-родителей.

Для хорошо сделанного праздника, который увлек и активизировал публику важно помнить, что разные люди, нуждаются в разной форме подаче информации. Конечно же, все люди отлично воспринимают визуальную информацию – изображение, костюмы, общий вид персонажей, декорации, оформление, свет, реквизит, зрительная картина действия. Много информации человек воспринимает на слух – звуковое оформление, речь, интонация, музыка. Но есть еще и тактильное восприятие, и мышечное, и действенное, для маленьких зрителей важна моторика.

Для детей, да и не только, важно использовать все эти каналы передачи информации, максимально перемешивая их, следуя принципу смены действий. Повторение одинаковых действий на протяжении большого отрезка времени, может легко утомит ребенка, а смена действий через небольшой промежуток времени, помогает ребенку воспринимать больше информации при этом поддерживая его интерес и желание посмотреть, что будет дальше.

Анализ работы.

Мероприятие начиналось в одиннадцать часов утра. Конечно же, ему предшествовала подготовка площадки, установка звуковой аппаратуры и микрофонов. Весь реквизит был проверен, костюмы поглажены, поправлены, подшиты, не забыты. Проверили наличие подарков, без них никак. Вроде бы все в порядке и можно начинать.

Как я уже говорил ранее, на сбор публики в зале, где проходило мероприятие, были включены некоторые серии мультфильма «Маша и Медведь». Как и предполагалось, это сработало достаточно эффективно, по большей части не было детской беготни и желания заглянуть везде, где не надо. Никто не пытался снимать с елки игрушки или искать под ней подарки. Исключение составляли несколько совсем меленьких годовасиков, им конечно же, хотелось всё попробовать на зуб, особенно то, что блестит и шуршит. Но с ними были мамы, поэтому и они, и зал, и украшения были в безопасности. В целом, мультфильм до непосредственного начала представления был очень кстати – детям было интересно, и они не слонялись без дела, бабушки, дедушки, мамы и папы, были спокойны, видя, что дети заняты.

Собралось большое количество детей, возраста от года до двенадцати – тринадцати лет. Конечно их сопровождали родители или бабушки и дедушки. Приятно было видеть, что некоторые дети пришли с папами, активное участие обоих родителей в заботе о детях, всегда приятно наблюдать.

Много ребят готовились к празднику заранее, были разные костюмы от традиционных снежинок, снеговиков, лисичек, белочек и зайчиков, до современных человеков-пауков, бетменов и фей.

И вот последняя серия заканчивается, микшируется свет, звучит музыкальная отбивка начала и появляется Медведь…

Хорошая ростовая кукла медведя, красивая и яркая быстро привлекла внимание детей, все были в восторге от ожившего мультфильма, который они только что видели. Даже малыши были заинтересованы появлением Миши и совсем его не напугались.

Конечно, все дети после Миши, стали ждать появления Маши. Она не заставила себя долго ждать, её появление на площадке вызвало довольные улыбки у детей, вот, дескать « всё как надо, все герои в сборе».

Дальше на сценической площадке появлялась Коза. Чтобы дать детям немного времени «переварить» появление нового героя, Коза выходила в танце. Так как, до этого персонажи были приняты детьми хорошо, то выход Козы, уже автоматически принимался, как должное и интересное.

Коза, первый персонаж в программе, который начинает напрямую взаимодействовать с детьми, вовлекая их в игру. Принимая во внимание хорошее начало и отличный прием публикой Медведя и Маши. Добавилось то, что Коза женский образ, для большинства детей образа матери по гендернему признаку. Это расположило к себе и вместе с хорошей работой актера, вывело детей на контакт.

Хорошо, то, что опытные в работе с детьми актеры, понимают важность и необходимость импровизации. Дети (да и не только дети) не всегда понимают, в каком направлении ведущий развивает действие. Актёр, должен уметь понять это, найти пристройки и направить участников праздника в нужную сторону, даже если ему придется немного выйти из сценария или своих слов. Детские праздники и вызубренный текст, с жесткими рамками сценарного плана, редко совместимы. Вот и наша Коза, отлично справилась со своей задачей, вовлекла детей в игру, пусть и допустив немного импровизации. В празднике, спонтанность в нужное время просто необходима.

Появление на сцене волков никого не смутило. Опять же волки были не страшные, а напротив очень даже миловидные. Четко видно, что играют их девушки, потому опять у дошкольников не возникало чувство отторжения или беспокойства. Начиная игры с Козой, дети поверили в предлагаемые обстоятельства и стали в них существовать. Поэтому Волки воспринялись, как новый интересный виток в программе, некое препятствие или трудность, которую нужно преодолеть или исправить, чтобы дойти до финала.

После игры с Волками, где их наряжали, как елочки, у детей возникло полное доверие к ним и с этого момента Волки воспринимались, как полноправные ведущие праздника.

Как всегда в эстафетных играх с разновозрастной аудиторией детей, нужно быть очень внимательным и следить за дисциплиной и организацией, чтобы бегая и выполняя задания, старшие не толкали младших, да и вообще не сталкивались друг с другом. В этот раз, слава Богу, лобовых столкновений не было, головы и коленки у всех остались целы. Всем желающим дали возможность поучаствовать в конкурсе, даже малышам, правда, им помогли родители. Но это тоже хорошо – семейное взаимодействие!

Дальше были еще игры, а потом танцевальный конкурс, после которого Волки стали любимыми героями и ведущими. Уж не знаю, почему так получилось, можно только предполагать. Возможно из-за трансформации персонажей из «отрицательных» в положительных, может быть хорошая актерская игра, возможно, сами образы были немножко хулиганскими и озорными, более интересными и близкими к детям. Может и костюмы сыграли свою роль…Факт, остается фактом, дети выбрали Волков, как основных героев и ведущих. К ним они прониклись наибольшим доверием.

Дети весело встретили предложение попробовать поймать Деда Мороза на тортик, это им показалась очень забавным.

Конечно вся аудитория детей постарше, знала, что где-то должен появиться Дед Мороз, принести подарки, но не совсем обычное его появление, очень детей рассмешило и позабавило.

Уже после того, как Дед Мороз официально пришел на праздник, дети стали готовиться к традиционным рассказам стихотворений. Засуетились родители, стали что-то нашептывать на ушко, поправлять растрепавшиеся косы, воротнички, торчащие рубашки.

В игровой форме, это уже традиционно устоявшийся формат – музыкальная рукавица, были проведены слушание стихов. Дети остались довольны.

Проводя свой девятый новогодний сезон, я не перестаю удивляться тому, как это важно для большинства родителей, чтобы их ребенок рассказал Деду Морозу стихотворение. Некоторые родители, а особенно бабушки, начисто забывают о радости праздника и настолько затюкивают детей своим «надо вот так… не забудь сказать так…» и так далее, что дети отключатся от атмосферы праздника, теряют интерес к веселому действию вокруг, становятся мрачно сосредоточенными, хмурыми и зажатыми. К сожалению и в этот раз не обошлось без этого. Для меня лично такие моменты неприятны, но максимум что возможно сделать, это постараться облегчить участь «страдальца», замечания бабушке или родителям делать не этично и контрпродуктивно, хотя иногда очень хочется.

Для того, чтобы поощрить, тех кто готовился к празднику заранее, был проведен конкурс костюмов. Такие дополнения к игровой программе праздника, поощряют тех, кто потратил свое время, силы, средства на подготовку загодя, выделяют их и немножко увеличивают чувство собственного достоинства у родителей. А ведь некоторым родителям, особенно многодетным мамам, это так нужно. Родители, получив позитивный заряд, в свою очередь передадут его окружающим и первым делом в свой семейный круг. Я думаю, что это важно и полезно.

В конце программы мы опять вывели на площадку Мишку – в самый раз для фотографий. Нафотографировавшись вволю, усталые и довольные дети понесли свои подарки домой, а артисты принялись убирать реквизит и демонтировать аппаратуру, новогодний сезон был в самом разгаре, времени на отдых не было…

В целом, мероприятие прошло успешно, серьезных накладок по действию не было, было место импровизации и небольшим отступлениям, но всё было к месту, артисты с задачей справились. Неполадок с технической стороны не произошло, всё играло, показывало и звучало, как над.

Темпо-ритм был выдержан, хотя и как предполагалось, немного пошел на спад в конце, когда читали стихи. Однако, с конкурсом костюмов, он вернулся в нужное русло. Появление Медведя на время фото сделало яркую заключительную часть, которая хорошо запомнилась зрителям.

Публика осталась довольна. По некоторым комментариям родителей, во время сборов домой, можно судить, что им понравилось. Дети улыбались, а это самое главное, они самые строгие судьи. Мероприятие для них, а коль уж им стало светлее и радостнее в этот день, то даст Бог и весь новый год будет хорошим!

Библиография

1. Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений. Ленинград: ЛГИК, 1981г.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники. Москва, 1975г.

3. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. Учебное пособие. Л.: изд.ЛГИК, 2012.

4. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие именно для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 2005

5. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища.М., 1961г.

6. Гончаров А. Поиски выразительности в спектакле. М., 1959г.

7. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990г.

8. Мастерство режиссёра. Москва. ГИТИС 2002г.

9. Митта А. Кино между адом и раем М., 2002г.

10. Руденский Е.В. Сценарное мастерство. Кемерово 1979г.

11. Таиров А. Записки режиссёра. М., 2000г.

12. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., 1977г.

13. Туманов И.М. Режиссура массовых праздников и театрализованных представлений. М., 1976г.

14. Фрумкин Г.М. Введение в сценарное мастерство. М., 2005.

15. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ. Минск. 2004г.

16. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.

17. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992г.

18. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963г.

19. Шпагин В. А. Театр эстрадной публицистики. М., 1994г.

20. Эйзенштейн С. Собр. соч. в 6 томах. М., 1964г.

Наши рекомендации