Понятие тайны. Виды тайн в российском законодательстве
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир сегодня представляет собой сложнейшую структуру взаимоотношений между государствами, этническими группами, различными классами, слоями, стратами общества. Огромное влияние на мировое сообщество оказывают процессы глобализации. Это касается экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и других сфер деятельности человека. В связи с этим очень в значительной степени возросла роль информационной сферы не столько как источника знаний, но как мощнейшего инструмента воздействия. Информационной сферой во многих источниках называют совокупность информации, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Во многих странах значение информации возведено в разряд стратегически важных направлений обеспечения безопасности. Не исключением является и Российская Федерация. Информация стала оружием воздействия на человека, общество и государство в целом. Так в военной сфере существует понятие как сетецентрическая война (в некоторых источника используется термин «информационная война»), суть которой заключается в использовании информации и информационных ресурсов для достижения превосходства над противником, разрушение его политической инфраструктуры, развязывание социальных конфликтов и споров, нарушения социальной стабильности, влияние на человека и его мнение. В конечном итоге информационное воздействие приводит к достижению цели нападающих, даже без возможного развязывания войны в традиционном понимании. Ярким примером информационной войны является информационная блокада Российской Федерации во время Грузино-Осетинского конфликта 2008 года.
Поскольку информационное воздействие касается всех сфер жизни общества, то защита ее от посягательств извне обретает особую важность.
В этом случае информационная безопасность, сохранение ее в тайне встает по важности наряду с такими вопросами как обеспечение безопасности государства в целом. На основании этого можно с уверенностью говорить о том, данная проблематика очень актуальна и требует глубокого исследования.
В данной работе я рассмотрю основные виды информации которые относятся к категории тайны и защищены законодательством Российской Федерации.
Понятие тайны. Виды тайн в российском законодательстве
Засекречивая те или иные сведения на законном основании, гражданин, организация, государство преследуют конкретные цели, предпринимают меры к обеспечению сохранения этих сведений в тайне. Незаконное получение таких сведений, их использование в ущерб пользователю, а также распространение их лицами, которым эти сведения не были известны по роду своей деятельности, наносят материальный или моральный вред владельцу этой информации. Государство принимает на себя обязанность по обеспечению безопасности и правовой защите прав гражданина, организаций, государства на тайну и иные сведения конфиденциального характера. Защита указанных прав осуществляется путем принятия соответствующих законов, иных нормативных актов, предусматривающих ответственность третьих лиц за незаконное получение, использование такого рода сведений, их разглашение.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Конституция Российской Федерации в ст. 23, 24, 29 закрепила право граждан, организаций, государства на охрану тайны, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Причем эти права могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этой связи возникает ряд проблем, а именно: проблема нахождения баланса между обеспечением тайны и обеспечением права на информацию; проблема правовой охраны сведений, составляющих тайну и ответственности за посягательство на тайну; проблема разглашения конфиденциальных сведений и сведений, составляющих государственную тайну; согласованность правового регулирования охраны тайны в различных отраслях законодательства.
Решение этих проблем в определенной степени связано с четким определением общего понятия тайны и на этой основе выработки понятия отдельных видов тайн, охраняемых законом.
Анализируя различные документы и нормативно-правовые акты можно дать следующее определение тайны:
Тайна — это охраняемые законом конфиденциальные и секретные сведения в области частной жизни граждан, предпринимательской, финансовой, политической, экономической, военной и иных сферах, известные или доверенные определенному кругу лиц в силу их профессиональных, служебных и иных обязанностей, незаконное получение, использование, разглашение которых причиняет вред или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства и влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.
Существует ряд признаков, характеризующих тайну. К ним относятся: во-первых, тайна — это, прежде всего, информация; во-вторых, информация о действиях лица и, в-третьих, эта информация не подлежит разглашению. Вместе с тем, данное определение недостаточно полно раскрывает суть понятия тайны, так как не конкретизировано содержание информации, т. е. в каких областях жизнедеятельности личности, общества, государства может иметь место указанная информация; в чем социально-правовая опасность распространения этой информации; и, наконец, в чем заключается правовая защита тайны.
Данное определение достаточно полно раскрывает содержание правового понятия тайны. Вместе с тем, оно требует дополнения. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть содержание правового понятия тайны, необходимо проанализировать законодательные определения отдельных видов тайн.
В различных отраслях российского законодательства выделяются те или иные признаки, характеризующие отдельные виды тайн. Их обобщение и анализ позволяют сформулировать общеправовое понятие тайны.
Основу для законодательного закрепления отдельных видов тайн в Российском законодательстве составляет Конституция Российской Федерации. В ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну. На основе этих положений Конституции Российской Федерации отраслевым законодательством выделяются соответствующие виды тайн: тайна частной жизни, профессиональная, коммерческая, служебная, государственная тайна.
Для определения содержания и признаков, характеризующих указанные виды тайн, проанализируем действующие нормативно-правовые акты и научно-правовые источники.
Рассмотрение охраняемых законом тайн осуществим в той последовательности, в которой они отражены в Конституции Российской Федерации.
Тайна частной жизни.
Конституционное положение о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица (ст. 24) является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции РФ права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защищать частную жизнь, личную и семейную тайну от незаконного и необоснованного проникновения в нее со стороны как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных организаций, учреждений, а также отдельных граждан.
Конституционные положения получили свое развитие в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Так, в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, относятся к категории конфиденциальной (ст. 2, ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 11)8. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена ответственность за незаконное собирание и распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну (ст. 137); тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений (ст. 138); тайну голосования (ст. 142), тайну усыновления (ст. 155)9. В ст. 139 Семейного кодекса (далее — СК РФ) отмечается, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления.
В Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, отнесены к категории конфиденциальных''.
Таким образом, в содержание тайны частной жизни входят конфиденциальные сведения, составляющие личную, семейную тайну лица, тайну переписки, почтовых, телефонных переговоров и иных сообщений, тайну голосования, тайну усыновления.