Назначение и классификация информационных систем
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.
Информационной системой (или информационно-вычислительной системой) называют совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации процессов накопления и обработки информации.
В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных информационных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов) (рис. 1).
Рис.1. Классификация ИС.
По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные.
Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.
В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".
Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.
Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
Информационные системы стратегического уровняпомогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями.
Информационная система оперативного уровня - поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.
Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.
Функциональные ИС.
Информационные системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
Информационные системы уровня менеджмента - используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:
- сравнение текущих показателей с прошлыми;
- составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;
- обеспечение доступа к архивной информации и т.д.
В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)
Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.
В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.
Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).
Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.
Информационные системы управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.
Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Автоматизированные обучающие системы (АОС) – комплексы программно-технических, учебно-методической литературы и электронные учебники, обеспечивающих учебную деятельно
Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в таблице 1.
Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий. В таблице 1 приведен состав модулей такой системы и указаны функции этих модулей.
Таблица 1.
Функциональное назначение модулей корпоративной ИС. | ||||
Подсистема маркетинга | Производственные подсистемы | Финансовые и учетные подсистемы | Подсистема кадров (человеческих ресурсов) | Прочие подсистемы (например, ИС руководства) |
Исследование рынка и прогнозирование продаж | Планирование объемов работ и разработка календарных планов | Управление портфелем заказов | Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах | Контроль за деятельностью фирмы |
Управление продажами | Оперативный контроль и управление производством | Управление кредитной политикой | Ведение архивов записей о персонале | Выявление оперативных проблем |
Рекомендации по производству новой продукции | Анализ работы оборудования | Разработка финансового плана | Анализ и планирование подготовки кадров | Анализ управленческих и стратегических ситуаций |
Анализ и установление цены | Участие в формировании заказов поставщикам | Финансовый анализ и прогнозирование | Обеспечение процесса выработки стратегических решений | |
Учет заказов | Управление запасами | Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты |
В таблице 2 приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов для реализации ИС организационного управления различных классов.
Таблица 2
Классификация рынка информационных систем | |||
Локальные системы | Малые интегрированные системы | Средние интегрированные системы | Крупные интегрированные системы (IC) |
|
|
|
|
Основные понятия баз данных.
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей некоторой предметной области.
С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базами данных.
Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации.
Совокупность БД и СУБД обычно называют автоматизированным банком информации.
Под визуализацией информации понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.
Существует множество СУБД, предоставляющие пользователю множество разнообразных услуг, но большинство из них опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве учебного объекта в дальнейшем будет рассматриваться СУБД Microsoft Access 2007.
Суть концепции баз данных (и банков) состоит в том, что данные о конкретной предметной области хранятся в одном большом хранилище данных, представляющем собой совокупность файлов данных и связей между ними, и к этим данным могут иметь доступ различные категорий конечных пользователей БД. Причем в качестве пользователей могут быть пользователи-люди и пользователи-программы задач. Пользователи-люди могут отличаться друг от друга своей подготовкой и степенью владения компьютерной техникой.
Одни из них, как, например, администратор базы данных (БД) являются специалистами-программистами, другие – конечные пользователи могут не иметь специальных знаний в области ВТ и языковых программных средств и в то же время они могут на простых языках запросов на выдачу данных из БД и донесений для накопления и обновления БД активно использовать БД.
Зa состояние и ведение БД несет ответственность – администратор базы данных. Концепция баз данных по сравнению с "обычными" файловыми системами имеет ряд преимуществ, основные из них следующие:
- сокращение избыточности хранимых данных;
- устранение противоречивости данных;
- комплексная оптимизация структур хранения данных;
- однократный ввод и многоаспектное использование данных;
- обеспечения возможности санкционированного доступа к данным;
- обеспечение возможности стандартизации хранимых и вводимых в компьютер данных;
-обеспечение независимости прикладных программ от данных.