V. Закрепление изученного: упрощение логических выражений
В этой части урока учитель показывает, на примере как упрощаются выражения: и объясняет, что для успешного упрощения нужна практика. Чем больше примеров будет решено, тем вероятнее, что ученик увидит возможные варианты упрощения в конкретном выражении.
Задания:
1). Упростить логическое выражение. (Демонстрируется слайд).
_______________
_____
F = (A v B) → (B v C)
Решение (используются законы де Моргана, закон двойного отрицания, распределительный закон):
_______________ _____
_____ _____
F = (A v B) → (B v C) = A v B & (B v C) = (A v B) & (B v C) = B v (A & C)
2)Выполнение аналогичных заданий по карточкам.
Учитель:А теперь попробуем применить изученные законы для решения задач.
A10. Какое логическое выражение равносильно выражению (A /\ B) /\ C?
1) | A \/ B \/ C |
2) | (A \/ B) /\ C |
3) | (A \/ B) /\ C |
4) | A /\ B /\ C |
Способ 2: Применим закон де Моргана. (A /\ B) = A \/ B
Раскрывая скобки получаем (A \/ B) /\ C = (A \/ B) /\ C
Ответ: верный ответ №2
VI. Этап подведения итогов учебного занятия.
Учитель задает вопрос: Так какой же способ решения легче?: (Учащиеся должны ответить, что в некоторых заданиях не нужно чертить таблиц, решение с помощью Законов алгебры логики существенно экономит время).
VII. Рефлексия
Что было легко, а что трудно?
Что было интересно, а что не затронуло?
Что нового для себя вы узнали, чему научились?
Какие компетенции Вы приобрели?
VIII. Домашнее задание.
Выучить законы алгебры-логики. Выполнить задания:
Задача1. Андрею, Саше и Егору предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. Похитители скрылись на поджидавшем их автомобиле. На следствии Андрей показал, что преступники скрылись на синем Мерседесе, Саша сказал, что это был черный Джип, а Егор утверждал, что это был Форд Мустанг и ни в коем случае не синий. Стало известно, что желая запутать следствие, каждый из них указал правильно либо марку машины, либо только ее цвет. Какого цвета и какой марки была машина? (Учитель помогает детям записать правильно логическое выражение.)
Задача2. ((X<5) –>(X<3))/\ ((X<2) –> (X<1))?
1) | 2) | 3) | 4) |
Задача3.Доказать свойства поглощения. (Упростить выражения).
А v ( А ^ В) = А v В
А ^ ( А v В) = А ^ В
Урок 2: «Алгебра логики. Решение упражнений»
ТЕМА: «Алгебра логики. Решение упражнений»
Класс:9
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Количество часов: 1
Цели:
ü обобщить и систематизировать знания по темам «Формы мышления», «Алгебра высказываний», «Логические выражения и таблицы истинности»;
ü создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам;
ü создать условия для развития у учащихся логического мышления, умения систематизировать, анализировать, обобщать
Задачи:
ü обучающие – систематизирование знаний по теме «алгебра логики»; рассматривание различных способов решения текстовых логических задач;
ü развивающие – развитие познавательного интереса учащихся; памяти; внимания; обучение рациональным способам построения таблиц истинности; развивать мыслительную деятельность;
ü воспитательные – формирование мировоззрения: показать, что источник возникновения логики – реальный мир; ответственность за выполнение домашнего задания.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с самостоятельной работой (на каждого ученика по вариантам), карточки с текстом домашнего задания (по количеству учащихся)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу.
II. Постановка целей и мотивация
Ребята, мы уже достаточно долго изучаем раздел «Логика», и наступило время нам обобщить и систематизировать вами знания; оценить, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем.
III. Актуализация знаний (презентация)
- Мы с вами сегодня будем выполнять упражнения по теме «ЛОГИКА» (Слайд 1). А что же такое логика? Что изучает наука логика? (Логика – это наука о формах и способах мышления)
- Какие формы мышления вы знаете? (Понятие, высказывание, умозаключение)
- Что такое понятие? (Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта)
- Какие две существенные стороны вы можете выделить у понятия? (Объем и содержание)
- Следующая форма мышления – высказывание. Что вы о ней знаете? (Высказывание – это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается.
По поводу любого высказывания можно сказать истинно оно или ложно)
- Какие классификации высказываний вы знаете?
(1. Общие: все, всякий, каждый, ни один, частные: некоторые, иные и единичные.
2. Простые и составные:получаются из простых или элементарных суждений с использованием связок и, или, если…то…, не.)
- Любое составное высказывание можно представить в виде логического выражения. А что называется логическим выражением? (Логическое выражение – составное высказывание, представленное в виде формулы, в которую входят логические переменные и знаки логических операций)
- Что понимается под логической переменной? (Простые высказывания, обозначенные буквами латинского алфавита)
- Какие логические операции вы знаете? (Дизъюнкция, конъюнкция,
- импликация, инверсия)
- Определите результат: