Дифференцированный метод обучения информатике

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Цель дифференциации процесса обучения -- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.[2]

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний.

Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях. В современной образовательной практике выделяются два вида дифференциация: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).

При дифференцированном подходе учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности -- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны -- во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

1. уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;

2. разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию;

3. использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;

4. в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;

5. при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;

6. создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:

· профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности;

· профильное, углубленное изучение ряда дисциплин;

· профильная дифференциация содержания обучения является средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;

· основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. [19,с.15]

При правильном применении, дифференцированный метод обучения значительно повышает успеваемость. Для этого необходимо лишь максимально сгладить различия между группами в глазах учеников и своевременно оценивать их уровень подготовки.

Информатика обладает ярко выраженной предрасположенностью к дифференцированному методу обучения. Предпосылкой к этому является тот факт, что большинство учебных задач информатики могут быть сформулированы в нескольких уровнях сложности. Так любое задание по составлению алгоритма программы может быть выполнено в словесном виде (для слабых учеников), в виде блок-схемы действий (для средних учеников) и в виде работающей программы, написанной на одном из языков программирования (для сильных учеников).

Вторым важным фактором является невозможность обучения информатике без применения, в той или иной степени, метода дифференцированного подхода. Это связано с различиями в уровнях навыков владения компьютером учеников. С ходом обучения данные различия сглаживаются, однако в начале обучения могут встречаться как ученики впервые увидевшие компьютер, так и ученики владеющие им на уровне уверенного пользователя.

Выводы по главе 1

В ходе выполнения данного этапа курсовой работы была рассмотрена методика преподавания информатики в школе, как подраздел науки – методики преподавания, её основные понятия.

Были рассмотрены методы обучения информатике в школе согласно наиболее известным классификациям; критерии необходимые для выбора и сочетания методов обучения; формы обучения.

Был рассмотрен метод дифференцированного обучения, как один из наиболее эффективных методов обучения информатике в школе. Был проведен анализ психолого-педагогических и дидактических основ. А также были рассмотрены этапы внутриклассной дифференциации.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» В 9 КЛАССЕ

Наши рекомендации