Описание и оценка структуры ООП

РЕЦЕНЗИЯ

на основную образовательную программу высшего профессионального образования квалификации «БАКАЛАВР» по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника».

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата реализуется в ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». ООП разработана на выпускающей кафедре «Компьютерных технологий» и представляет собой систему документов, выполненную в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №31 от 21.01.2016 г.

Рецензируемая ООП реализует профиль «Информатика и вычислительная техника» с учётом полноты квалификации выпускника в соответствии с современными требованиями рынка труда.

Общая характеристика ООП

Программа состоит из восьми модулей, содержащих общие положения об ООП, характеристику профессиональной деятельности выпускника и описание его компетенций по данному направлению подготовки, документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата, фактическое ресурсное обеспечение ООП, характеристику среды вуза по обеспечению развития общекультурных и социально-личностных компетенций выпускника, нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества подготовки обучающихся и другие нормативно-методические документы.

Рецензируемая ООП бакалавриата представляет собой комплекс основных характеристик образования, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: базовый учебный план, аннотации рабочих программ дисциплин, аннотации программ учебных и производственных практик и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В ООП приведён перечень нормативных документов, использованных при разработке образовательной программы.

Общая характеристика ООП содержит цель образовательной программы, срок освоения, общую трудоёмкость и требования к абитуриенту.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника включает в себя область и объекты профессиональной деятельности, виды и задачи деятельности, полный перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник в результате освоения ООП.

Виды профессиональной деятельности полностью соответствуют профилю ООП, а также потребностям экономики региона в подготовке специалистов, способных к решению профессиональных задач в области информатики и вычислительной техники;

Описание и оценка структуры ООП

Структура программы отражена в учебном плане и включает «Общенаучный блок» (ОНБ) и «Профессиональный блок» (ПБ), которые подразделяются на базовую и вариативную части, блок «Практики» (учебная, производственная и преддипломная), блок «Государственная итоговая аттестация», включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы на степень бакалавра и внекредитный блок, состоящий из дисциплины «Прикладная физическая культура».

Все дисциплины базовых частей ОНБ и ПБ, установленные ГОС ВПО и установленные вузом и направленные на формирование компетенций, предусмотренных стандартом, присутствуют в учебном плане.

В вариативную часть включены дисциплины, направленные на расширение и углубление общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных образовательным стандартом. Содержание вариативной части сформировано в соответствии с направленностью образовательной программы.

Дисциплины учебного плана формируют весь необходимый перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в полном соответствии требованиям ГОС ВПО. Качество содержательной составляющей учебного плана можно оценить высоко. Включённые в план дисциплины раскрывают сущность актуальных задач в области информатики и вычислительной техники, стоящих перед современным предприятием. Структура учебного плана логична и последовательна.

Оценка аннотаций рабочих программ учебных дисциплин, представленных в ООП, позволяет сделать вывод, что содержание дисциплин соответствует компетентностной модели выпускника. Содержание аннотаций рабочих программ всех, в том числе профессиональных, дисциплин полностью соответствует наименованию дисциплины и современному уровню развития науки, техники и производства в соответствующей проблемной области и демонстрирует использование активных и интерактивных форм проведения лекционных, лабораторных и практических занятий. Распределение учебных часов осуществлено согласно учебного плана.

Разработанная ООП предлагает профессионально-практическое ориентирование подготовки обучающихся как аудиторной подготовки, предусматривающей обязательное наличие практических и лабораторных занятий в среднем объёме по всем дисциплинам не менее 50% от аудиторных часов, так и самостоятельной подготовки, предусматривающей обязательную проработку лекционных курсов, подготовку к практическим и лабораторным занятиям, самостоятельное изучение отдельных тем и подготовку к соответствующему текущему контролю, а также выполнение курсовых работ.

Профессионально-практическое ориентирование подготовки обучающихся также обеспечивается наличием практик. Учебным планом предусмотрены учебная (4 семестр), производственная(6 семестр) и преддипломная практики (8 семестр), направленные на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Содержание аннотаций программ практик свидетельствует об их способности сформировать практические навыки студентов.

Образовательная программа обеспечивается научно-педагогическими кадрами 15 кафедр. Для подготовки обучающихся по данной ООП привлекаются высококвалифицированные преподаватели. Общая численность преподавателей, привлекаемых к реализации ООП 30 человек. Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин 28 человек, что составляет 93,3%. Таким образом, базовое образование преподавателей в основном соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Имеющиеся отличия не носят принципиального характера и не сказываются на качестве подготовки выпускников в силу большого опыта преподавания соответствующих учебных дисциплин, ­ более 10 лет. Лиц с учёными степенями и учёными званиями 22 человека, что составляет 73,3%. Доля штатных преподавателей участвующих в научной и/или научно-методической, творческой деятельности 29 человек, что составляет 96,7%.

Для обеспечения учебного процесса широко используется вычислительная техника. На выпускающей кафедре компьютерных технологий имеются в наличии 6 учебных компьютерных классов, которые оборудованы современной компьютерной техникой и объединены в единую локальную сеть с доступом в Интернет. В учебном процессе задействованы 46 персональных компьютеров с установленным современным программным обеспечением для проведения лабораторных занятий, 2 персональные ЭВМ с подключёнными проекторами для проведения лекций и мультимедийных презентаций, а также интерактивная доска. Все дисциплины профессионального направления имеют компьютерный лабораторный практикум, что обеспечивает непрерывность компьютерной подготовки обучающихся на протяжении всего периода обучения, что положительно сказывается на компьютерной грамотности, умениях и навыках владения необходимым программным обеспечением, что резко повышает качество подготовки выпускников.

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам базового учебного плана. Содержание каждой из учебных дисциплин представлено в локальной сети ДонНУ, сети Интернет и на сайтах преподавателей.

Самостоятельная работа студентов обеспечена учебно-методическими ресурсами в полном объёме (список учебных, учебно-методических пособий для самостоятельной работы представлен в рабочих программах дисциплин).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями из расчёта не менее 30 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин, практик и не менее 15 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

Наши рекомендации