IV. Руководство и рецензирование.
Положение о реферате учащегося школы
I. Общие положения.
- Реферат - краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося (учащихся). Реферат предполагает определенную структуру, содержание, оформление.
- Реферат выполняется под руководством преподавателя, представляется на конференции (в том числе школьной) или на экзамене.
- Ученический реферат является одной из форм итоговой и промежуточной аттестации. Он - результат посильной исследовательской работы учащегося по любому школьному курсу, попадающему под Положение и приказ об аттестации.
II. Структура и содержание реферата.
1. Тема реферата должна быть проблемной (не описательной), предполагать проведение по ней самостоятельного посильного для учащегося исследования (изучение источников, литературы, рассмотрение различных способов решения задач, проведение лабораторных и практических работ, результатов экспедиций и т.п., сопоставление различных точек зрения на заявленную проблему).
Тема может быть предложена как преподавателем, так и выбрана самим учащимся. Тема утверждается на заседании МО или Координационного Совета (если это - межпредметное исследование). В процессе работы возможна корректировка темы, не изменяющая сути работы.
2. Содержание работы должно демонстрировать:
- владение учащимся на углубленном уровне теоретическим материалом,
- умение работать самостоятельно со справочной, учебной, научно - популярной, специальной литературой, периодической печатью на уровне анализа, сравнения, обобщения, рецензирования и др.
- умение логически выстраивать изложение взгляда на проблему и аргументировать свои выводы.
Структурно реферат должен содержать 6 частей: содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения. Приложения могут содержать документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др. Основная часть может быть разбита на разделы, параграфы.
3. Общий объем реферата не может быть менее 15 машинописных листов для 10-11-классников, 10 листов для 7-9-классников. Введение и заключение составляют около 20% от общего объема реферата.
4. Вводная часть включает в себя:
- обоснование актуальности темы реферата;
- постановку целей и формулировку задач, которые автор ставил перед собой;
- краткий обзор и анализ источниковедческой базы, изученной литературы, других источников информации.
Основная часть раскрывает общие положения выбранной темы. Обязательным являются не только подбор, структурирование, изложение и критический анализ материала по теме, но и выявление собственного мнения учащегося, сформированного в процессе работы над темой. Ссылки на авторов, чьи мнения, информация использованы в реферате, обязательны.
Заключение содержит подведение итогов работы, четкие выводы, анализ степени выполнения поставленных во введении задач.
Список литературы должен быть приведен в том порядке, в каком на нее первый раз ссылаются в реферате, либо оформляется в алфавитной последовательности и включает весь объем изученных автором статей, справочных и иных материалов.
III. Оформление реферата.
1. Оформление производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы.
2. Страницы нумеруются в верхней строке справа, без точки.
3. Поля составляют не менее 2,5 см слева и не менее 1 см справа.
4. Сокращения не допускаются (за исключением общепринятых аббревиатур).
5. Схемы, таблица, чертежи должны иметь ссылки на источник данных, если они заимствованы.
IV. Руководство и рецензирование.
1. Руководителем реферата является преподаватель школы. Руководитель:
- предлагает или корректирует тему;
- обсуждает план и содержание реферата;
- рекомендует литературу;
- контролирует работу над рефератом;
- пишет отзыв, содержащий анализ реферата и оценку качеств учащихся, проявленных в ходе выполнения работы.
2. Рецензент назначается методическим объединением или Координационным советом в случае, если исследование носит межпредметный характера и может быть представлен по разным предметам.