СУБД в многопользовательских системах.
База данных, как правило, содержит данные, необходимые многим пользователям. Получение одновременного доступа нескольких пользователей к общей базе данных возможно при установке СУБД в локальной сети персональных компьютеров и создании многопользовательской базы данных (см. рис.)
СУБД следит за разграничением доступа разных пользователей к общей базе данных и обеспечивает защиту данных при одновременной работе пользователей с общими данными. Автоматически обеспечивается защита данных от одновременной их корректировки несколькими пользователями-клиентами.
Различают БД с архитектурой файл-сервер и клиент-сервер.
В сети с файловым сервером база данных может размещаться на сервере. При этом СУБД загружается и осуществляет обработку данных базы на рабочих станциях пользователей.Концепция файлового сервера в локальной сети обеспечивается рядом сетевых операционных систем.
В сети, поддерживающей концепцию «клиент-сервер», используется сервер баз данных, который располагается на мощной машине, выполняет обработку данных, размещенных на сервере, и отвечает за их целостность и сохранность. Для управления базой данных на сервере используется язык структурированных запросов SQL (Structured Queries Language). На рабочих станциях-клиентах работает СУБД-клиент. Пользователи могут взаимодействовать не только со своими локальными базами, но и с данными, расположенными на сервере. СУБД-клиент, в которой поддерживается SQL, может посылать на сервер запросы, получать необходимые данные, а также посылать обновленные данные. При этом с общей базой данных могут работать СУБД разного типа, установленные на рабочих станциях, если в них поддерживается SQL.
СУБД MS ACCESS
В мире насчитывается более 50 типов СУБД для IBM PC и совместимых с ними компьютеров. Наиболее популярной из них является MS Access, входящая в комплект Microsoft Office. СУБД MS Access поддерживает реляционную модель представления данных.
Работа с базой данных Access подразделяется на две фазы:
- фазу конструирования базы данных;
- фазу управления данными.
Access работает со следующими объектами: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. Основным объектом базы данных является таблица, все остальные объекты — производные.
Таблица — совокупность записей. Столбцы в таблице называются полями, а строки — записями. Поле включает в себя значение определенного свойства. Каждое поле характеризуется именем, типом данных и обладает определенным набором свойств (размер, формат и др.). Допустимое количество полей — 255. Количество записей в таблице ограничивается емкостью жесткого диска. В каждой таблице должен быть ключ (простой или составной). Таблиц в базе данных может быть несколько. Таблицы связываются по ключам связи − организуется схема данных.
С таблицами можно работать в двух режимах — Таблица и Конструктор.
Режим таблицы напоминает рабочий лист Excel, где информация организованна по строкам и столбцам. В этом режиме обычно просматривают, добавляют и изменяют данные. Можно также добавлять или удалять столбцы, изменять внешний вид таблицы (ширину столбцов, их порядок, вид и цвет шрифта и т. д.). Можно проверить орфографию и напечатать табличные данные, фильтровать и сортировать записи.
В режиме Конструктор можно создать новую таблицу или изменить поля старой.
Одним из основных принципов разработки реляционных баз данных является то, что все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип.
Основные типы данных:
- Текстовый. Текст или числа, не требующие проведения расчетов.
- МЕМО. Поле этого типа предназначено для хранения небольших текстовых данных (до 64000 символов).
- Числовой. Этот тип данных содержит множество подтипов. От выбора подтипов (размера) зависит точность вычислений.
- Счетчик. Уникальные, последовательно возрастающие числа, автоматически вводящиеся при добавлении новой записи в таблицу.
- Логический. Логические значения (истина, ложь).
- Денежный. Денежные значения и числовые данные, используемые в математических вычислениях.
- Дата/Время. Дата и время в специальном фиксированном формате.
- Поле объекта OLE. Включает звукозапись, рисунок и прочие типы данных.
- Гиперссылка. Содержит адреса Web- страниц.
По умолчанию используется тип данных «Текстовый».
Форма представляет собой специальный формат экрана, используемый чаще всего для ввода данных в таблицу и просмотра одной записи. Формы позволяют вводить данные, корректировать их, добавлять и удалять записи. Можно создавать формы для работы одновременно с несколькими взаимосвязанными таблицами. С применением форм можно представлять записи в удобном для пользователя виде − в виде привычных документов. Все элементы, добавляемые в форму, — поля, надписи, списки, переключатели, кнопки, линии − являются элементами управления. Способ создания элемента управления зависит от того, какой элемент создается: присоединенный, свободный или вычисляемый. Форма, использующая данные из нескольких таблиц, должна быть основана на запросе, включающем данные из этих таблиц.
Запрос − это инструмент для анализа, выбора и изменения данных. С помощью запросов можно работать с данными из нескольких таблиц. Запросы используются также в качестве источника данных для форм и отчетов.
В Ассеss предусмотрено несколько видов запросов:
- Запрос на выборку — выбирает данные из разных таблиц и других готовых запросов;
- Запрос на изменение − изменяет или перемешает данные (подразделяется на: Запрос на добавление, Запрос на удаление и Запрос на обновление);
- Запрос на создание таблицы — сохраняет результаты выборки в отдельной таблице.
- Перекрестные запросы − предназначены для группирования данных и представления их в компактном виде.
Запрос можно создать с помощью Конструктора запросов. Любой запрос хранится в базе данных в формате SQL.
Конечным продуктом большинства приложений баз данных является отчет. Отчет— гибкое и эффективное средство для организации данных при выводе данных из базы на печать в том виде, в котором требуется пользователю (например, в виде справок, ведомостей, таблиц, бланков и др.). С помощью отчета можно удобно расположить информацию на листе с различным оформлением. Самостоятельная разработка отчета выполняется с помощью Конструктора, использование готовых вариантов оформления (автоотчеты) − с помощью Мастера.
При работе с базой данных часто приходится снова и снова выполнять одни и те же задачи. Чтобы не повторять одни и те же действия, можно использовать макросы и модули. Макрос— набор из одной или более макрокоманд, выполняющий определенные операции (открытие форм, печать отчета и т. п.). Модуль −этовспомогательная программа, написанная на языке Visual Basic for Application (VBA)..
Все объекты базы данных можно импортировать, т. е. копировать из других баз данных, а не вводить заново. Если таблицы были связаны в старой базе данных, то они таким же образом будут связаны и в новой.