Работа с Мастерами, создание бланков, шаблонов. Колонтитулы.
Вставка объектов из других редакторов, форматирование,
Подготовка к печати
I. Открытие файла. Вставка объектов в текст.
На панели инструментов Стандартнаящелкните мышью кнопку Открыть.
На экране появится диалоговое окно Открытие документа. В поле Папка
откройте список ( кнопка Ñ ), в списке найдите и установите свою папку,
в которой сохранен файл Занятие1, созданный вами на первом занятии.
Нажмите кнопку Открыть. В окне появится ваш файл.
Примечание: Вставка рисунков и других объектов в текст осуществляется через пункт меню Вставка, пункты Рисунок, Объект, Символ, Сноска, Примечание и др. Помните, что Объект вставляется в то место документа, в котором расположен курсор.
1.1 Установите текстовый курсор в конец первого абзаца и нажмите клавишу <Enter>. Возникнет пустая строка с текстовым курсором.
1.2 Щелкните мышью пункты меню Вставка, Рисунок, Из файла, возникнет диалоговое окно Добавить рисунок.
1.3 Выберите из списка папок папку POPULAR (полное имя C:\Program Files\Microsoft Office\Clipart\Popular).
1.4 Выделите имя файла выбранного Вами рисунка (предварительный просмотр выбираемых рисунков - в правой части диалогового окна вставки) и нажмите кнопку Добавить. Выбранный рисунок возникнет в поле документа.
1.5 Щелкните мышью пункты меню Вставка, Объект: в диалоговом окне Вставка объекта во вкладке Создание выберите тип объекта Microsoft Clip Gallery. Возникнет одноименный диалог. Просмотрите рисунки, выделяя темы в левой части окна.
1.6 Выделите выбранный Вами рисунок и щелкните кнопку <вставить>. Рисунок возникнет в поле документа.
2. Выделение и удаление объекта.
2.1 Щелкните мышью в поле одного из рисунков. Вокруг него возникнет рамка выделения с маркерами (небольшими квадратами контрастного цвета).
2.2 Щелкните мышью вне рамки выделения. Выделение снимется. Повторно выделите объект.
2.3 Нажмите клавишу <Del>. Рисунок удалится.
3. Изменение расположения объекта в документе.
3.1 Выделите оставшийся рисунок.
3.2 В панели инструментов Форматированиещелкните мышью кнопку По центру. Объект переместится в центр листа. Снимите выделение.
3.3 "Схватите" мышью нижний правый маркер выделения (нажмите кнопку мыши, когда указатель мыши примет вид разнонаправленных стрелок), перетащите его примерно на половину рисунка вверх и влево и отпустите кнопку мыши. Объект уменьшится.
3.4 "Схватите" мышью правый средний маркер выделения, перетащите его примерно на половину рисунка вправо и отпустите кнопку мыши. Объект изменит горизонтальный размер.
3.5 "Схватите" мышью весь объект (в любой области внутри выделения), перетащите его в начало текста выше заголовка (около указателя мыши возникнет прямоугольник и пунктирная вертикальная черта, показывающая место вставки объекта в документ), отпустите кнопку мыши. Объект возникнет на новом месте.
4. Изменение масштаба документа в рабочем поле.
4.1 На панели инструментов Стандартнаящелкните мышью кнопку Масштаби в развернувшемся списке - 50%. Установится заданный масштаб представления документа на экране.
4.2 Повторите действия п.4.1, выбрав из списка масштабов Страница целиком. Масштаб уменьшится, и в рабочем поле возникнет изображение страницы.
4.3 Установите масштаб 75%.
II. Форматирование документов.
1. Установка правой границы текста.
1.1 Выделите весь текст, кроме заголовка.
1.2 Установите указатель мыши на правый нижний ▲ горизонтальной линейки, которая расположена над окном документа. Мышью перетащите его на позицию линейки 10 и отпустите клавишу мыши. Правая граница текста переместится.
2. Установка абзацного отступа (красной строки).
2.1 Установите указатель мыши на левый верхний ▲горизонтальной линейки. Мышью перетащите его на позицию линейки 3. Положение начала абзаца изменится.
2.2 Снимите выделение текста.
3. Выравнивание текста.
3.1 Установите текстовый курсор в строку заголовка и на панели инструментов Форматирование щелкните мышью кнопку По центру. Заголовок переместится в центр строки.
3.2 Выделите весь текст, кроме заголовка, и на панели инструментов Форматированиещелкните мышью кнопку По ширине. Правый край текста выровняется.
4. Шрифтовое оформление текста на панели Форматирование.
4.1 Выделите заголовок.
4.2 Установите размер шрифта в заголовке: размер - 18, начертание -Полужирный.
4.3 Установите размер шрифта в остальном тексте -14. В последнем абзаце установите начертание - Курсив.
5. Установка интервалов.
5.1 Выделите весь текст, кроме заголовка.
5.2 Щелкните мышью пункты меню Формат, Абзац и в диалоговом окне Абзац на вкладке Отступы и Интервалы в разделе Интервал в поле Передвведите значение 36 пт. Отметьте изменения, произошедшие в поле Образец.
5.3 В разделе Интервал щелкните мышью кнопку разворачивающегося списка ▼в поле Межстрочныйи в списке щелкните мышью название Полуторный. Отметьте изменения, произошедшие в поле Образец.
5.4 Щелкните мышью кнопку ОК окна Абзац, и в тексте установятся заданные интервалы. Снимите выделение.
5.5 Перейдите в конец текста и нажмите клавишу <Enter>.
6. Обрамление текста.
6.1 Трижды щелкните мышью в последнем абзаце текста. Абзац выделится.
6.2 Щелкните мышью пункты меню Формат, Границы и заливка. Возникнет диалоговое окно Границы и заливка.
6.3 Во вкладке Границы в разделе Типустановите режим Тень, установите двойной тип линии шириной 1,5 пт, щелкните кнопку ОК и снимите выделение. Текст абзаца окантуется рамкой.
7. Подсветка текста.
7.1 Выделите заголовок. Щелкните мышью пункты меню Формат, Границы и заливка. Возникнет диалоговое окно Границы и заливка.
7.2 Во вкладке Заливка в разделе Узорустановите 25%, щелкните кнопку ОКи снимите выделение. Установится контрастный фон в строке заголовка.
8. Форматирование списка.
8.1 Установите текстовый курсор в конец документа в новую строку, отмените начертание Курсив и наберите текст:
в настоящее время широко используются следующие версии программы WORD.
Переведите текстовый курсор на следующую строку.
8.2 Щелкните мышью на панели инструментов Форматированиекнопку Маркеры. Кнопка останется нажатой, и в строке установится маркер списка.
8.3 Наберите: Word 6.0, нажмите клавишу<Еп1ег>, наберите: WORD 7.0, нажмите клавишу <Enter>, наберите: Word 97 нажмите клавишу <Enter>. После каждого нажатия клавиши <Enter> в новой строке автоматически возникает маркер списка. Мышью "отожмите" на панели инструментов Форматирование кнопку Маркеры.
9. Создание колонок.
9.1 Щелкните мышью пункты меню Формат, Колонки. Возникнет диалоговое окно Колонки.
9.2 Установите в этом окне в поле Тип - Две, в поле Применить - До конца документа, сделайте активным режим Разделитель и щелкните кнопку ОК.
9.3 Наберите несколько строк произвольным набором символов, многократно нажимая 3-4 символа и клавишу <Пробел>. Сформируется колонка.
9.4 Щелкните мышью пункты меню Вставка, Разрыв. В диалоговом окне Разрыв в разделе Начатьсделайте активным режим Новую колонку и щелкните кнопку ОК. Текстовый курсор переместится в новую колонку.
9.5 Повторите действия п. 9.3.
III. Подготовка документов к печати.
1. Установка номеров страниц.
1.1 Перемещая текст клавишами <Page Up>, <Page Down>,
определите количество занимаемых им страниц. Щелкните мышью пункты меню Вставка, Номера страниц.
1.2 В появившемся диалоговом окне Номера страниц щелчком мыши по кнопке разворачивающегося списка▼ и в поле Положение установите Вверху страницы, а в поле Выравнивание установите От центра.
1.3 Щелчком мыши сделайте активным режим Номер на первой странице, если он не установлен. Щелкните мышью кнопку ОК. Вверху страниц возникнет номер блеклого цвета.
2. Просмотр документа перед распечаткой.
2.1 На панели инструментов щелкните мышью кнопку Предварительный просмотр. В окне просмотра появятся листы документа с расположением на них текста при распечатке.
2.2 "Включите" кнопку Увеличение, если она не была нажата, и несколько раз щелкните мышью в любом месте текста. Будет изменяться масштаб просмотра.
3. Установка параметров страниц.
3.1 Щелкните мышью пункты меню Файл, Параметры страницы и в диалоговом окне Параметры страницы просмотрите содержание вкладок.
3.2 Во вкладке Размер бумаги в разделе Ориентация включите режим Альбомнаяи щелкните мышью кнопку ОК. Изменится ориентация страниц.
3.3 Щелкните мышью кнопку Закрыть окна просмотра.
4. Печать документа.
4.1 Щелкните мышью пункты меню Файл, Печать и в диалоговом окне Печать просмотрите предлагаемые возможности управления установками печати.
4.2 В этом окне щелкните мышью кнопку Параметрыи просмотрите возможности задания режимов печати. Закройте диалоговые окна, щелкая мышью кнопку Отмена.
Продемонстрируйте результаты работы преподавателю.
Практическая работа № 3
Работа с Таблицами в Microsoft Word
1. Быстрая установка числа строк и столбцов таблицы.
1.1 Щелкните мышью кнопку Создать на панели инструментов Стандартная.
1.2 Исполните команду меню Таблица - Добавить таблицу.
1.3 Установите размер таблицы 6 строк на 8 столбцов, в окне диалога нажмите кнопку ОК, контролируя это по сообщению в нижней части поля, и отпустите кнопку мыши. В поле документа возникнет сетка таблицы.
2. Выделение элементов таблицы.
2.1 На панели инструментов Стандартнаящелкните мышью кнопку Непечатаемые символы. Во всех ячейках и в концах строк возникнут маркеры- ¶, указывающие, где кончается их содержимое.
2.2 Установите указатель мыши в верхнюю ячейку второго столбца между левой границей ячейки и маркером (в этом месте расположена невидимая полоса для выделения ячейки) так, чтобы указатель мыши принял вид стрелки, направленной вправо и вверх. Щелкните мышью, и ячейка выделится контрастным цветом.
2.3 Не изменяя положения указателя мыши, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите указатель в предпоследнюю ячейку третьего столбца и отпустите кнопку мыши. Выделится блок ячеек во втором и третьем столбцах.
2.4 Щелкните мышью слева от третьей строки таблицы в полосе выделения листа вне границ таблицы. Выделится третья строка таблицы (для выделения нескольких строк необходимо протащить указатель мыши в полосе выделения против этих строк при нажатой левой кнопке мыши).
2.5 Установите указатель мыши у верхней границы третьего столбца так, чтобы указатель мыши принял вид черной стрелки, направленной вниз. Щелкните мышью, и третий столбец выделится (для выделения нескольких столбцов необходимо протащить указатель мыши в виде черной стрелки над этими столбцами при нажатой левой кнопке мыши).
2.6 Щелкните мышью в любой ячейке таблицы, исполните команду меню Таблица - Выделить таблицу. Выделится вся Таблица.
3. Снятие выделения.
3.1 Щелкните мышью вне границы выделения. Выделение исчезнет с экрана.
4. Ввод данных.
4.1 Щелкните мышью в верхней ячейке первого столбца. В ячейке возникнет текстовый курсор. Введите с клавиатуры А1 (ячейки обозначаются латинскими буквами и цифрами, где буква указывает столбец в порядке алфавита, а цифра - номер строки) и нажмите клавишу <Tab>.
4.2 Последовательно наберите латинские буквы В, С, D, E, F, G, Н, нажимая после каждой клавишу <Tab>. Набранные символы расположатся в верхней строке таблицы.
4.3 В ячейки первого столбца, начиная со второй ячейки, введите цифры от 2 до 6, осуществляя переход между ячейками при помощи клавиши управления курсором Вниз.
4.4 Введенные данные в дальнейшем будут использоваться для обозначения ячеек. Щелкните мышью внутри ячейки СЗ, расположенной на пересечении третьей строки и третьего столбца (столбца С), и введите в нее с клавиатуры свое имя. На панели инструментов Стандартная щелкните мышью кнопку Непечатаемые символы. Исчезнут маркеры ячеек.
5. Изменение размеров ячейки.
5.1 Исполните команду меню Таблица, Высота и ширина ячейки, возникнет диалоговое окно. Во вкладке Строкав поле Высота строк установите режим Точно, а в поле Значение установите размер 30 пт, во вкладке Столбецв поле Ширина столбца установите размер 3 см и щелкните мышью кнопку ОК. Изменится высота всех строк таблицы и ширина столбца С.
5.2 Установите указатель мыши на линию границы между столбцами С и D. Когда указатель примет вид двух вертикальных линий с разнонаправленными горизонтальными стрелками, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите мышью границу в горизонтальном направлении. Установите границу около последнего символа в Вашем имени и отпустите кнопку мыши. Изменяется ширина столбцов.
6. Перемещение и удаление содержимого ячейки.
6.1 Установите выделение в ячейке СЗ. Переместите указатель мыши внутри выделения. Когда указатель примет вид стрелки, направленной влево и вверх, нажмите левую кнопку мыши, не отпуская ее, переместите указатель в ячейку F5 (рядом с указателем появляется квадратик, место вставки отмечается вертикальной линией из точек) и отпустите кнопку мыши. Содержимое переместится из одной ячейки в другую.
6.2 Установите выделение в ячейке F5. Повторите действия п.6.1, перемещая содержимое из ячейки F5 в ячейку СЗ при нажатой клавише <Ctrl>. Содержимое скопируется в другую ячейку.
6.3 Установите выделение в ячейке F5. Нажмите клавишу <Del>. Содержимое ячейки удалится.
7. Вставка и удаление столбцов.
7.1 Выделите столбец Е, исполните команду меню Таблица -Добавить столбцы и снимите выделение. Слева от столбца Е возникнет дополнительный столбец.
7.2 Выделите (см. п. 2.5) три столбца: столбец D, соседний вставленный столбец и столбец Е. Исполните команду меню Таблица - Удалить столбцы, выделенные столбцы удалятся.
8. Вставка и удаление строк.
8.1 Щелкните мышью в любой ячейке третьей строки таблицы, исполните команды меню Таблица - Добавить строки и снимите выделение. Над третьей строкой вставится дополнительная строка.
8.2 Выделите (см. п. 2.4) вторую и расположенную под ней вставленную строки и исполните команду меню Таблица - Удалить строки. Выделенные строки удалятся.
8.3 Щелкните мышью справа от таблицы напротив третьей строки с номером 4. Вне таблицы у этой строки возникнет курсор или черный прямоугольник. Нажмите клавишу <Enter>, и под строкой номер 4 вставится дополнительная строка.
8.4 Щелкните мышью в ячейке Н6, в ней возникнет текстовый курсор. Нажмите клавишу <Tab>. В конце таблицы возникнет дополнительная строка.
8.5 Выделите последние пять строк таблицы, начиная со строки под номером 4. Исполните команду меню Таблица - Удалить строки. Выделенные строки удалятся.
9. Удаление и Вставка ячеек.
9.1 Выделите ячейку В1 и исполните команду меню Таблица -Удалить ячейки. В окне диалога Удаление ячеек установите режим Со сдвигом влево и щелкните кнопку ОК. Выделенная ячейка удалится, и все ячейки справа от нее переместятся на одну ячейку влево.
9.2 Выделите ячейку А1, вызовите для нее контекстное меню (щелчок в ней правой кнопкой мыши) и исполните команду Добавить ячейки. В окне диалога Добавление ячеекустановите режим Со сдвигом вправо и щелкните кнопку ОК. На месте выделенной ячейки вставится новая, а ячейки справа от нее переместятся на одну ячейку вправо.
10. Объединение и разбиение ячеек.
10.1 Выделите блок ячеек с F1 по Н1. Исполните команду меню Таблица - Объединить ячейки и снимите выделение. Выделенные ячейки объединятся.
10.2 Выделите ячейку, в которой введено А1. Исполните команду меню Таблица - Разбить ячейки. В окне диалога Разбиение ячеек установите число строкравное2 и столбцов равное 3, щелкните кнопку ОК и снимите выделение. Выделенная ячейка разобьется на шесть ячейки.
10.3 Продемонстрируйте результаты работы преподавателю.
11. Удаление содержимого и самой таблицы.
11.1 Выделите всю таблицу и нажмите клавишу <Delete>. Содержимое удалится из таблицы.
11.2 Выделите всю таблицу и исполните команду меню Таблица -Удалить строки. Таблица удалится из документа.
II. Создание таблицы с помощью программы Word.
1. Ввод заголовка.
1.1 Прописными буквами введите следующий текст: Численность слушателей курсов.Перейдите на следующую строку.
1.2 Выделите введенный текст, и исполните команды меню Формат - Шрифт. В окне диалога во вкладке Шрифтв поле Цвет установите Синий и щелкните кнопку ОК. Изменится цвет шрифта. В введенном тексте установите размер шрифта -14, начертание - Полужирный.
2. Установка числа строк и столбцов.
2.1 Установите курсор в строку под заголовком (там будет вставлена Таблица).
2.2 На панели Стандартнаянажмите кнопку Добавить таблицу. В первой клетке шаблона утопить мышь и развернуть таблицу на число столбцов - 6, число строк- 4 и отпустить мышь. В поле документа возникнут линии сетки таблицы.
3. Заполнение таблицы.
3.1 Введите данные в таблицу в соответствии с Приложением 1. При вводе данных пользуйтесь обычными приемами редактирования. Учтите, что каждая ячейка таблицы представляет собой как бы отдельный маленький листик и, если текст не будет помещаться в границах столбца, границы ячейки будут расширяться вниз.
3.2 Установите ширину первого столбца - 4 см. Тексты в первом столбце расположатся в одну строку.
4. Вычисления в таблице.
4.1 Установите курсор в ячейку, расположенную во второй строке и последнем столбце таблицы под шапкой « ВСЕГО», и выполните команды меню Таблица - Формула. Возникнет диалоговое окно Формула, в котором по умолчанию предлагается просуммировать данные, расположенные или над ячейкой, или слева и справа от нее.
4.2 Проверьте, что в диалоговом окне Формула в названии формулы стоит слово Left (если там стоит слово Above, замените его на слово Left) и нажмите кнопку ОК. В ячейке появится значение суммы чисел, расположенных в строке.
4.3. Повторите действия, указанные в пп 4.1. и 4.2. для расчета суммы чисел в третьей и четвертой строках.
5. Форматирование текста в таблице.
5.1. Выделите в таблице блок ячеек с названиями специальностей и на панели инструментов Форматирование щелкните мышью кнопку Полужирный. Измениться начертание текста в выделенных ячейках.
5.2. Выделите со второго по шестой столбцы и на панели инструментов Форматирование щелкните мышью кнопку По центру. Содержимое в выделенных ячейках расположится по центру ячеек. Снимите выделение.
6. Обрамление таблицы.
6.1. Выделите всю таблицу и исполните команду Формат-Границы и заливка. Возникнет одноименное окно диалога.
6.2. На вкладке Граница установите тип обрамления – Сетка, толщину линий 1,5пт и щелкните мышью кнопку ОК. Линии сетки заменит обрамление.
7. Заполнение ячеек контрастным цветом.
7.1. Выделите верхнюю строку таблицы и выполните команду меню Формат-Границы и заливка.
7.2. Во вкладке Заливкаустановите цвет заливки ячейки 25% от сплошного (серый цвет) – и щелкните мышью кнопку ОК. Снимите выделение. Ячейки верхней строки таблицы заполнятся контрастным цветом.
7.3. Повторите действия по пп 7.1.и 7.2. для крайнего левого столбца таблицы с установкой цвета заливки – 40% от сплошного.
8. Сортировка данных.
8.1. Выделите ячейки таблицы с названиями специальностей, выполните команду Таблица –Сортировка.
8.2. В диалоговом окне Сортировка в поле Сортировать установите режим по возрастанию и щелкните кнопку ОК. Названия специальностей расположатся в алфавитном порядке. Снимите выделение.
8.3. Продемонстрируйте работу преподавателю.
Практическая работа № 4
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
Работа с Таблицами в Microsoft Word
1. Самостоятельная работа.
Удалите ненужные строки и столбцы из таблицы, созданной в предыдущей работе, а также содержимое ячеек и увеличьте до 5 см. ширину второго и третьего столбцов так, чтобы получилась следующая Таблица:
2. При помощи добавления строки, объединения и разбиения ячеек преобразуйте вышеприведенную таблицу к следующему виду:
3. Продемонстрируйте результаты работы преподавателю.
4. Создать новый документ в этом окне.
5. Введите заголовок: Форматирование (размер шрифта - 14, стиль - Полужирный) и отцентрируйте его.
6. Установите правую границу текста 15 см и наберите следующий текст, соблюдая оформление оригинала (размер - шрифта 12, стиль - Обычный): Форматирование заключается в изменении внешнего вида (формата) элементов документа: символов текста, рисунков, абзацев, страниц. Выровняйте набранный Вами текст по ширине.
7. Под текстом создайте нижеприведенную таблицу:
8. В первой строке таблицы установите размер текста - 12, начертание - Полужирный и отцентрируйте текст в ячейках этой строки.
9. В таблице выделите красным цветом название панели инструментов Форматирование.
10. Установите обрамление таблицы (снаружи толщиной линии 3 пт) и контрастную заливку ячеек первой строки.
11. В таблице после слова стиль вставьте концевую сноску (используя команду Вставка-сноска) со следующим текстом (размер шрифта - 10, стиль - Курсив): Стиль - это набор элементов форматирования, с помощью которых изменяется внешний вид текста.
12. Под таблицей создать рамку с текстом:
Первый абзац форматируется из панели ФОРМАТИРОВАНИЕ.
Второй абзац форматируется из меню ФОРМАТ команда ШРИФТ.
13. Сохраните документ в своей папке. Продемонстрируйте работу преподавателю, после чего завершите работу текстового процессора Word.
Практическая работа №5
Работа с Мастерами, создание бланков, шаблонов. Колонтитулы.