Объявление (или описание) функции в программе.
Вопрос
Вопрос
Пример: | |
Если | |
или | |
Вопрос
mkdir | команда для создания новых каталогов$ mkdir имя_каталогаилиmkdir имя_каталога1 имя_каталога2 имя_каталога3 |
Вопрос
DIR | -Выводит на экран содержимое текущей папки. В случае если в качестве аргумента команды указаны диск и путь, в окне консоли будет выведен листинг содержимого указанной папки. Значения других аргументов таковы:
|
DIR [disk:] [путь] [имя файла] [/A[[:]атрибуты]] [/B] [/C] [/D] [/L] [/P] [/N] [/Q] [/S] [/W] [/X] [/4] [/T [[:]время]] [/O[:] порядок]]
CD | Смена текущего каталога CD [/D] [диск:] [путь:] CD [..] - переход на один уровень вверх |
Вопрос 5
Copy | копирование файлов |
/d | Сохранение копируемых шифрованных файлов как расшифрованных в месте назначения. |
/v | Проверка правильности копирования путем сравнения копий файлов. |
/y | Отмена вывода запроса на подтверждение перезаписи существующего конечного файла. |
/-y | Вывод запроса на подтверждение перезаписи существующего конечного файла. |
copy [/d] [/v] [/n] [{/y|/-y}] [/z] [{/a|/b}] источник [{/a|/b}] [+ источник [{/a|/b}] [+ ...]] [назначение [{/a|/b}]]
Del (erase) | удаление файлов |
/p | Задание удаления с подтверждением для каждого файла. |
/f | Задание удаления файлов с атрибутом "Только чтение |
/s | Удаление заданных файлов в каталоге и всех его подкаталогах. Выводит имена удаляемых файлов. |
/q | Задание автоматического режима. Не выводится подтверждение на удаление. |
del [диск:][путь] имя_файла [ ...] [/p] [/f] [/s] [/q]
Move | перемещение файлов |
/y | Запрет на выдачу запроса подтверждения перезаписи существующего файла-результата. |
/-y | Выдача запроса подтверждения перезаписи существующего файла-результата. |
move [{/y|/-y}] [источник] [результат]
Вопрос 6
CD | Смена текущего каталога CD [/D] [диск:] [путь:] CD [..] - переход на один уровень вверх |
Mkdir | Создание папки или подпапки. |
mkdir [диск:]путь
Move | перемещение файлов |
/y | Запрет на выдачу запроса подтверждения перезаписи существующего файла-результата. |
/-y | Выдача запроса подтверждения перезаписи существующего файла-результата. |
move [{/y|/-y}] [источник] [результат]
Вопрос 7
Вопрос 8
Перенаправление стандартных потоков ввода вывода
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перенаправление обычно осуществляется вставкой специального символа > между командами. Обычно синтаксис выглядит так:
команда1 > файл1выполняет команду1, помещая стандартный вывод в файл1.
команда1 < файл1выполняет команду1, используя в качестве источника ввода файл1 (вместо клавиатуры).
команда1 < файл1 > файл2совмещает два предыдущих варианта. Выполняет команду1вводя из файла1 и выводя в файл2
Вопрос 9
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Конвейеры — это возможность нескольких программ работать совместно, когда выход одной программы непосредственно идет на вход другой без использования промежуточных временных файлов. Синтаксис:
команда1 | команда2
Выполняет команду1 используя её поток вывода как поток ввода при выполнении команды2, что равносильно использованию двух перенаправлений и временного файла:
команда1 > ВременныйФайл
команда2 < ВременныйФайл
rm ВременныйФайл
Хороший пример командных конвейеров — это объединение echo с другой командой для получения интерактивности в неинтерактивных средах, к примеру:
echo -e "ИмяПользователя\nПароль" | ftp localhostЗдесь запускается ftp клиент, который подключается к localhostпод именем ИмяПользователя, нажимает Enter и затем вводит пароль Пароль.
Вопрос 10
n | - очепятка, вместо ’-т’ ‘-n’ |
- в килобайтах |
,4-кол-во строк | |
Воппрос 11
sort | -команда, выводящая сортированное слияние указанных файлов на стандартный вывод с использованием установленной в среде локали. |
-b, --ignore-leading-blanks | игнорировать начальные пропуски |
-d, --dictionary-order | рассматривать только пропуски, буквы и цифры |
-f, --ignore-case | игнорировать регистр букв |
-i, --ignore-nonprinting | рассматривать только печатные знаки |
-n, --numeric-sort | сравнивать численные значения строк |
-h, --human-numeric-sort | сравнивать численные значения с учетом сокращения степени (2K, 1G) |
-c, --check | проверять, сортированы ли входные файлы; не сортировать |
grep | находит на вводе строки, отвечающие заданному регулярному выражению, и выводит их, если вывод не отменён специальным ключом. «searchglobally for lines matching the regular expression, and print them» — «искать везде строки, соответствующие регулярному выражению, и выводить их». |
Пример: вывести из файла «words.txt» все строки, начинающиеся с буквы «a»:
grep '^a' 'words.txt' Вопрос 12whoami : | — команда, выводящая имя пользователя, ассоциированное с текущим эффективным идентификатором пользователя. |
аналогично man-f |
ps | программа, выводящая отчёт о работающих процессах. |
-A | все процессы; |
-a | связанные с конкретным терминалом, кроме главных системных процессов сеанса, часто используемая опция; |
-N | отрицание выбора; |
-d | : все процессы, кроме главных системных процессов сеанса; |
-e | все процессы; |
-f | : расширение информации |
T | все процессы на конкретном терминале; |
a | процессы, связанные с текущим терминалом, а также процессы других пользователей; |
r | информация только о работающих процессах; |
x | процессы, отсоединённые от терминала. |
В Си любая переменная должна быть объявлена раньше, чем она будет использована; обычно все переменные объявляются в начале функции перед первой исполняемой инструкцией. В объявлении описываются свойства переменных. Оно состоит из названия типа и списка переменных, например:
int fahr, celsius;
int lower, upper, step;
Тип int означает, что значения перечисленных переменных есть целые, в отличие от него тип float указывает на значения с плавающей точкой, т. е. на числа, которые могут иметь дробную часть. Диапазоны значений обоих типов зависят от используемой машины.
Числа типа int бывают как 16-разрядные (лежат в диапазоне от -32768 до 32767), так и 32-разрядные. Числа типа float обычно представляются 32-разрядными словами, имеющими по крайней мере 6 десятичных значащих цифр (лежат приблизительно в диапазоне от 10-38 до 10+38.
Помимо int и float в Си имеется еще несколько базовых типов для данных, это:
char - символ-единичный байт;
short - короткое целое;
long- длинное целое;
double - с плавающей точкой с двойной точностью.
Вопрос 17
Стандартом ANSI было утверждено значительное число небольших изменений и добавлений к основным типам и выражениям. Любой целочисленный тип теперь может быть со знаком, signed, и без знака, unsigned.
Квалификаторы signed (со знаком) или unsigned (без знака) можно применять к типу char и любому целочисленному типу. Значения unsigned всегда положительны или равны нулю и подчиняются законам арифметики по модулю 2n, где n - количество бит в представлении типа. Так, если значению char отводится 8 битов, то unsigned char имеет значения в диапазоне от 0 до 255, a signed char – от -128 до 127 (в машине с двоичным дополнительным кодом). Являются ли значения типа просто char знаковыми или беззнаковыми, зависит от реализации, но в любом случае коды печатаемых символов положительны.
Целая константа, например 1234, имеет тип int. Константа типа long завершается буквой l или L, например 123456789L: слишком большое целое, которое невозможно представить как int, будет представлено как long. Беззнаковые константы заканчиваются буквой u или U, а окончание ul или UL говорит о том, что тип константы -unsigned long.
Константы с плавающей точкой имеют десятичную точку (123.4), или экспоненциальную часть (1е-2), или же и то и другое. Если у них нет окончания, считается, что они принадлежат к типу double. Окончание f или F указывает на тип float, а l или L - на тип long double.
Целое значение помимо десятичного может иметь восьмеричное или шестнадцатеричное представление. Если константа начинается с нуля, то она представлена в восьмеричном виде, если с 0x или с 0X, то - в шестнадцатеричном. Например, десятичное целое 31 можно записать как 037 или как 0X1F. Записи восьмеричной и шестнадцатеричной констант могут завершаться буквой L (для указания на тип long) и U (если нужно показать, что константа беззнаковая). Например, константа 0XFUL имеет значение 15 и тип unsigned long.
Вопрос 18
short - короткое целое;
long- длинное целое;
Чаще всего для представления целого, описанного с квалификатором short, отводится 16 бит, с квалификатором long - 32 бита, а значению типа int - или 16, или 32 бита. Разработчики компилятора вправе сами выбирать подходящие размеры, сообразуясь с характеристиками своего компьютера и соблюдая следующие ограничения: значения типов short и int представляются по крайней мере 16 битами; типаlong - по крайней мере 32 битами; размер short не больше размера int, который в свою очередь не больше размера long.
Вопрос 19
Средство enum обеспечивает удобный способ присвоить константам имена, причем в отличие от #define значения констант при этом способе могут генерироваться автоматически. Хотя разрешается объявлять переменные типа enum, однако компилятор не обязан контролировать, входят ли присваиваемые этим переменным значения в их тип. Но сама возможность такой проверки часто делает enum лучше, чем #define. Кроме того, отладчик получает возможность печатать значения переменных типа enum в символьном виде.
Все переменные должны быть объявлены раньше, чем будут использоваться, при этом некоторые объявления могут быть получены неявно - из контекста. Объявление специфицирует тип и содержит список из одной или нескольких переменных этого типа, как, например, в
int lower, upper, step;
char с, line[1000];
Переменные можно распределять по объявлениям произвольным образом, так что указанные выше списки можно записать и в следующем виде:
int lower;
int upper;
int step;
char c;
char line[1000];
Последняя форма записи занимает больше места, тем не менее она лучше, поскольку позволяет добавлять к каждому объявлению комментарий. Кроме того, она более удобна для последующих модификаций.
В своем объявлении переменная может быть инициализирована, как, например:
char esc = '\\';
int i = 0;
int limit = MAXLINE+1;
float eps = 1.0e-5;
Инициализация неавтоматической переменной осуществляется только один раз - перед тем, как программа начнет выполняться, при этом начальное значение должно быть константным выражением. Явно инициализируемая автоматическая переменная получает начальное значение каждый раз при входе в функцию или блок, ее начальным значением может быть любое выражение. Внешние и статические переменные по умолчанию получают нулевые значения. Автоматические переменные, явным образом не инициализированные, содержат неопределенные значения ("мусор”).
К любой переменной в объявлении может быть применен квалификатор const для указания того, что ее значение далее не будет изменяться.
Вопрос 20
Существуют два класса памяти: автоматический и статический. Несколько ключевых слов в совокупности с контекстом объявлений объектов специфицируют класс памяти для этих объектов.
Автоматические объекты локальны в блоке, при выходе из него они "исчезают". Объявление, заданное внутри блока, если в нем отсутствует спецификация класса памяти или указан спецификатор auto, создаст автоматический объект. Объект, помеченный в объявлении словом register, является автоматическим и размещается по возможности в регистре машины.
Статические объекты могут быть локальными в блоке или располагаться вне блоков, но в обоих случаях их значения сохраняются после выхода из блока (или функции) до повторного в него входа. Внутри блока (в том числе и в блоке, образующем тело функции) статические объекты в объявлениях помечаются словом static. Объекты, объявляемые вне всех блоков на одном уровне с определениями функций, всегда статические. С помощью ключевого слова static их можно сделать локальными в пределах транслируемой единицы (в этом случае они получают атрибут внутренней связи), и они становятся глобальными для всей программы, если опустить явное указание класса памяти или использовать ключевое слово extern (в этом случае они получают атрибут внешней связи).
Вопрос 21,22
Целая константа, например 1234, имеет тип int. Константа типа long завершается буквой l или L, например 123456789L: слишком большое целое, которое невозможно представить как int, будет представлено как long. Беззнаковые константы заканчиваются буквой u или U, а окончание ul или UL говорит о том, что тип константы -unsigned long.
Константы с плавающей точкой имеют десятичную точку (123.4), или экспоненциальную часть (1е-2), или же и то и другое. Если у них нет окончания, считается, что они принадлежат к типу double. Окончание f или F указывает на тип float, а l или L - на тип long double.
Целое значение помимо десятичного может иметь восьмеричное или шестнадцатеричное представление. Если константа начинается с нуля, то она представлена в восьмеричном виде, если с 0x или с 0X, то - в шестнадцатеричном. Например, десятичное целое 31 можно записать как 037 или как 0X1F. Записи восьмеричной и шестнадцатеричной констант могут завершаться буквой L (для указания на тип long) и U (если нужно показать, что константа беззнаковая). Например, константа 0XFUL имеет значение 15 и тип unsigned long.
Символьная константа есть целое, записанное в виде символа, обрамленного одиночными кавычками, например 'x'. Значением символьной константы является числовой код символа из набора символов на данной машине. Например, символьная константа '0' в кодировке ASCII имеет значение 48, которое никакого отношения к числовому значению 0 не имеет. Когда мы пишем '0' , а не какое-то значение (например 46), зависящее от способа кодировки, мы делаем программу независимой от частного значения кода, к тому же она и легче читается. Символьные константы могут участвовать в операциях над числами точно так же, как и любые другие целые, хотя чаще они используются для сравнения с другими символами.
Некоторые символы в символьных и строковых константах записываются с помощью эскейп-последовательностей, например \n (символ новой строки); такие последовательности изображаются двумя символами, но обозначают один. Кроме того, произвольный восьмеричный код можно задать в виде
'\ooo'
где ооо - одна, две или три восьмеричные цифры (0 … 7) или
'\xhh'
где hh - одна, две или более шестнадцатеричные цифры (0...9, а...f, A...F). Таким образом, мы могли бы написать
#define VTAB '013' /* вертикальная табуляция в ASCII */
#define BELL '\007' /* звонок в ASCII */
или в шестнадцатеричном виде:
#define VTAB '\xb' /* вертикальная табуляций в ASCII */
#define BELL '\x7' /* звонок в ASCII */
(\а сигнал-звонок
\b возврат-на-шаг (забой)
\ f перевод-страницы
\n новая-строка
\r возврат-каретки
\t горизонтальная-табуляция
\v вертикальная-табуляция
\\ обратная наклонная черта
\? знак вопроса
\' одиночная кавычка
\" двойная кавычка
\ooo восьмеричный код
\xhh шестнадцатеричный код)
Символьная константа '\0' - это символ с нулевым значением, так называемый символ null. Вместо просто 0 часто используют запись '\0', чтобы подчеркнуть символьную природу выражения, хотя и в том и другом случае запись обозначает нуль.
Константные выражения - это выражения, оперирующие только с константами. Такие выражения вычисляются во время компиляции, а не во время выполнения, и поэтому их можно использовать в любом месте, где допустимы константы, как, например, в
#define MAXLINE 1000
char line[MAXLINE+1];
или в
#define LEAP 1 /* in leap years - в високосные годы */
int days[31+28+LEAP+31+30+31+30+31+31+30+31+30+31];
Строковая константа, или строковый литерал, - это нуль или более символов, заключенных в двойные кавычки, как, например,
"Я строковая константа”
или
"" /* пустая строка */
Кавычки не входят в строку, а служат только ее ограничителями. Так же, как и в символьные константы, в строки можно включать эскейп-последовательности; \", например, представляет собой двойную кавычку. Строковые константы можно конкатенировать ("склеивать”) во время компиляции; например, запись двух строк
"Здравствуй," " мир!"
эквивалентна записи одной следующей строки:
"Здравствуй, мир!"
Фактически строковая константа — это массив символов. Во внутреннем представлении строки в конце обязательно присутствует нулевой символ '\0' , поэтому памяти для строки требуется на один байт больше, чем число символов, расположенных между двойными кавычками. Это означает, что на длину задаваемой строки нет ограничения, но чтобы определить ее длину, требуется просмотреть всю строку. Функция strlen(s) вычисляет длину строки s без учета завершающего ее символа '\0' . Ниже приводится наша версия этой функции:
/* strlen: возвращает длину строки s */
int strlen(char s[])
{
int i;
i = 0;
while (s[i] != '\0')
++i;
return i;
}
Функция strlen и некоторые другие, применяемые к строкам, описаны в стандартном заголовочном файле <string.h>.
Будьте внимательны и помните, что символьная константа и строка, содержащая один символ, не одно и то же: 'x' не то же самое, что "x". Запись 'x' обозначает целое значение, равное коду буквы x из стандартного символьного набора, а запись "x" - массив символов, который содержит один символ (букву x) и '\0'.
В Си имеется еще один вид константы - константа перечисления. Перечисление - это список целых констант, как, например, в
enum boolean {NO, YES};
Первое имя в enum имеет значение 0, следующее - 1 и т.д. (если для значений констант не было явных спецификаций). Если не все значения специфицированы, то они продолжают прогрессию, начиная от последнего специфицированного значения, как в следующих двух примерах:
enum escapes { BELL = '\a', BACKSPACE = '\b', TAB = '\t',
NEWLINE = '\n', VTAB = '\v', RETURN = '\r'};
enum months { JAN = 1, FEB, MAR, APR, MAY, JUN,
JUL, AUG, SEP, OCT, NOV, DEC};
/* FEB есть 2, MAR есть 3 и т.д. */
Имена в различных перечислениях должны отличаться друг от друга. Значения внутри одного перечисления могут совпадать.
Средство enum обеспечивает удобный способ присвоить константам имена, причем в отличие от #define значения констант при этом способе могут генерироваться автоматически. Хотя разрешается объявлять переменные типа enum, однако компилятор не обязан контролировать, входят ли присваиваемые этим переменным значения в их тип. Но сама возможность такой проверки часто делает enum лучше, чем #define. Кроме того, отладчик получает возможность печатать значения переменных типа enum в символьном виде.
Вопрос 23
Бинарными (т. е. с двумя операндами) арифметическими операторами являются +, -, *, /, а также оператор деления по модулю %. Деление целых сопровождается отбрасыванием дробной части, какой бы она ни была. Выражение
x % y
дает остаток от деления x на y и, следовательно, нуль, если x делится на y нацело. Например, год является високосным, если он делится на 4, но не делится на 100. Кроме того, год является високосным, если он делится на 400. Следовательно,
if ((year % 4 == 0 && year % 100 !=0 || year % 400 == 0)
printf("%d високосный год\n", year);
else
printf("%d невисокосный год\n", year);
Оператор % к операндам типов float и double не применяется. В какую сторону (в сторону увеличения или уменьшения числа) будет усечена дробная часть при выполнении / и каким будет знак результата операции % с отрицательными операндами, зависит от машины.
Бинарные операторы + и - имеют одинаковый приоритет, который ниже приоритета операторов *, / и %, который в свою очередь ниже приоритета унарных операторов +и -. Арифметические операции одного приоритетного уровня выполняются слева направо.
В Си есть два необычных оператора, предназначенных для увеличения и уменьшения переменных. Оператор инкремента ++ добавляет 1 к своему операнду, а оператор декремента -- вычитает 1.
Вопрос 24
Операторами отношения являются
> >= < <=
Все они имеют одинаковый приоритет. Сразу за ними идет приоритет операторов сравнения на равенство:
== !=
Операторы отношения имеют более низкий приоритет, чем арифметические, поэтому выражение вроде i < lim-1 будет выполняться так же, как i < (lim-1), т.е. как мы и ожидаем.
Более интересны логические операторы && и ||. Выражения, между которыми стоят операторы && или ||, вычисляются слева направо. Вычисление прекращается, как только становится известна истинность или ложность результата. Многие Си- программы опираются на это свойство, как, например, цикл из функции getline, которую мы приводили в главе 1:
for (i = 0; i < lim-1 && (с = getchar()) != EOF && с != '\n'; ++i)
s[i] = c;
Прежде чем читать очередной символ, нужно проверить, есть ли для него место в массиве s, иначе говоря, сначала необходимо проверить соблюдение условия i < lim-1. Если это условие не выполняется, мы не должны продолжать вычисление, в частности читать следующий символ. Так же было бы неправильным сравнивать c и EOF до обращения к getchar; следовательно, и вызов getchar, и присваивание должны выполняться перед указанной проверкой.
Приоритет оператора && выше, чем таковой оператора ||, однако их приоритеты ниже, чем приоритет операторов отношения и равенства. Из сказанного следует, что выражение вида
i < lim-1 && (с = getchar()) != '\n' && с != EOF
не нуждается в дополнительных скобках. Но, так как приоритет != выше, чем приоритет присваивания, в
(с = getchar()) != '\n'
скобки необходимы, чтобы сначала выполнить присваивание, а затем сравнение с '\n'.
По определению численным результатом вычисления выражения отношения или логического выражения является 1, если оно истинно, и 0, если оно ложно.
Унарный оператор ! преобразует ненулевой операнд в 0, а нуль в 1. Обычно оператор ! используют в конструкциях вида
if (!valid)
что эквивалентно
if (valid == 0)
Трудно сказать, какая из форм записи лучше. Конструкция вида !valid хорошо читается ("если не правильно”), но в более сложных выражениях может оказаться, что ее не так-то легко понять.
Вопрос 25
В Си имеются шесть операторов для манипулирования с битами. Их можно применять только к целочисленным операндам, т. е. к операндам типов char, short, int и long, знаковым и беззнаковым.
& - побитовое И
| - побитовое ИЛИ
^ - побитовое исключающее ИЛИ.
<< - сдвиг влево.
>> - сдвиг вправо.
~ - побитовое отрицание (унарный).
Оператор & (побитовое И) часто используется для обнуления некоторой группы разрядов. Например
n = n & 0177;
обнуляет в n все разряды, кроме младших семи.
Оператор | (побитовое ИЛИ) применяют для установки разрядов; так,
x = x | SET_ON;
устанавливает единицы в тех разрядах x, которым соответствуют единицы в SET_ON.
Оператор ^ (побитовое исключающее ИЛИ) в каждом разряде установит 1, если соответствующие разряды операндов имеют различные значения, и 0, когда они совпадают.
Поразрядные операторы & и | следует отличать от логических операторов && и ||, которые при вычислении слева направо дают значение истинности. Например, если x равно 1, а y равно 2, то x & y даст нуль, а x && y - единицу.
Операторы << и >> сдвигают влево или вправо свой левый операнд на число битовых позиций, задаваемое правым операндом, который должен быть неотрицательным. Так, x << 2 сдвигает значение x влево на 2 позиции, заполняя освобождающиеся биты нулями, что эквивалентно умножению x на 4. Сдвиг вправо беззнаковой величины всегда сопровождается заполнением освобождающихся разрядов нулями. Сдвиг вправо знаковой величины на одних машинах происходит с распространением знака ("арифметический сдвиг”), на других - с заполнением освобождающихся разрядов нулями ("логический сдвиг”).
Унарный оператор ~ поразрядно "обращает” целое т. е. превращает каждый единичный бит в нулевой и наоборот. Например
x = x & ~077
обнуляет в x последние 6 разрядов. Заметим, что запись x & ~077 не зависит от длины слова, и, следовательно, она лучше, чем x & 0177700, поскольку последняя подразумевает, что x занимает 16 битов. Не зависимая от машины форма записи ~077 не потребует дополнительных затрат при счете, так как ~077 - константное выражение, которое будет вычислено во время компиляции.
Для иллюстрации некоторых побитовых операций рассмотрим функцию getbits(x, p, n), которая формирует поле в n битов, вырезанных из x, начиная с позиции p, прижимая его к правому краю. Предполагается, что 0-й бит - крайний правый бит, а n и p- осмысленные положительные числа. Например, getbits(x,4,3) вернет в качестве результата 4, 3 и 2-й биты значения x, прижимая их к правому краю. Вот эта функция:
/* getbits: получает n бит, начиная с p-й позиции */
unsigned getbits(unsigned x, int p, int n)
{
return (x >> (p+1-n)) & ~(~0 << n);
}
Выражение x >> (р+1-n) сдвигает нужное нам поле к правому краю. Константа ~0 состоит из одних единиц, и ее сдвиг влево на n бит (~0 << n) приведет к тому, что правый край этой константы займут n нулевых разрядов. Еще одна операция побитовой инверсии ~ позволяет получить справа n единиц.
Вопрос 26
Оператор +=, как и =, называется оператором присваивания.
Большинству бинарных операторов (аналогичных + и имеющих левый и правый операнды) соответствуют операторы присваивания op=, где op - один из операторов
+ - * / % << >> & ^ |
Если выр1 и выр2 - выражения, то
выр1 op= выр2
Эквивалентно
выр1 = (выр1) op (выр2)
с той лишь разницей, что выр1 вычисляется только один раз. Обратите внимание на скобки вокруг выр2:
x *= y + 1
эквивалентно
x = x * (y + 1)
но не
x=x*y+1
В качестве примера приведем функцию bitcount, подсчитывающую число единичных битов в своем аргументе целочисленного типа.
/* bitcount: подсчет единиц в х */
int bitcount(unsigned х)
{
int b;
for (b = 0; х != 0; x >>= 1)
if (x & 01)
b++;
return b;
}
Независимо от машины, на которой будет работать эта программа, объявление аргумента x как unsigned гарантирует, что при правом сдвиге освобождающиеся биты будут заполняться нулями, а не знаковым битом.
Помимо краткости операторы присваивания обладают тем преимуществом, что они более соответствуют тому, как человек мыслит. Мы говорим "прибавить 2 к i" или "увеличить i на 2", а не "взять i, добавить 2 и затем вернуть результат в i", так что выражение i+=2 лучше, чем i=i+2. Кроме того, в сложных выражениях вроде
yyval[yypv[p3+p4] + yypv[p1+p2]]+= 2
благодаря оператору присваивания += запись становится более легкой для понимания, так как читателю при такой записи не потребуется старательно сравнивать два длинных выражения, совпадают ли они, или выяснять, почему они не совпадают. Следует иметь в виду и то, что подобные операторы присваивания могут помочь компилятору сгенерировать более эффективный код.
Мы уже видели, что присваивание вырабатывает значение и может применяться внутри выражения: вот самый расхожий пример:
while ((с = getchar()) != EOF)
В выражениях встречаются и другие операторы присваивания (+=, -= и т. д.), хотя и реже. Типом и значением любого выражения присваивания являются тип и значение его левого операнда после завершения присваивания.
Вопрос27
Инструкция if-else используется для принятия решения. Формально ее синтаксисом является:
if (выражение)
инструкция1
else
инструкция2
причем else-часть может и отсутствовать. Сначала вычисляется выражение, и, если оно истинно (т. е. отлично от нуля), выполняется инструкция1. Если выражение ложно (т. е. его значение равно нулю) и существует else-часть, то выполняется инструкция2.
Так как if просто проверяет числовое значение выражения, условие иногда можно записывать в сокращенном виде. Так, запись
if (выражение)
короче, чем
if ( выражение != 0 )
Иногда такие сокращения естественны и ясны, в других случаях, наоборот, затрудняют понимание программы.
Отсутствие else-части в одной из вложенных друг в друга if-конструкций может привести к неоднозначному толкованию записи. Эту неоднозначность разрешают тем, чтоelse связывают с ближайшим if, у которого нет своего else.
В Си имеются порицаемая многими инструкция goto и метки для перехода на них. Строго говоря, в этой инструкции нет никакой необходимости, и на практике почти всегда легко без нее обойтись. До сих пор в нашей книге мы не использовали goto.
Однако существуют случаи, в которых goto может пригодиться. Наиболее типична ситуация, когда нужно прервать обработку в некоторой глубоко вложенной структуре и выйти сразу из двух или большего числа вложенных циклов. Инструкция break здесь не поможет, так как она обеспечит выход только из самого внутреннего цикла. В качестве примера рассмотрим следующую конструкцию:
for (...)
for (...) {
...
if (disaster) /* если бедствие */
goto error; /* уйти на ошибку */
error: /* обработка ошибки */
ликвидировать беспорядок
Такая организация программы удобна, если подпрограмма обработки ошибочной ситуации не тривиальна и ошибка может встретиться в нескольких местах.
Метка имеет вид обычного имени переменной, за которым следует двоеточие. На метку можно перейти с помощью goto из любого места данной функции, т. е. метка видима на протяжении всей функции.
Вопрос 28
Инструкция switch используется для выбора одного из многих путей. Она проверяет, совпадает ли значение выражения с одним из значений, входящих в некоторое множество целых констант, и выполняет соответствующую этому значению ветвь программы:
switch (выражение) {
case конст-выр: инструкции
case конст-выр: инструкции
default: инструкции
}
Каждая ветвь case помечена одной или несколькими целочисленными константами или же константными выражениями. Вычисления начинаются с той ветви case, в которой константа совпадает со значением выражения . Константы всех ветвей case должны отличаться друг от друга. Если выяснилось, что ни одна из констант не подходит, то выполняется ветвь, помеченная словом default, если таковая имеется, в противном случае ничего не делается. Ветви case и default можно располагать в любом порядке.
Инструкция break вызывает немедленный выход из переключателя switch. Поскольку выбор ветви case реализуется как переход на метку, то после выполнения одной ветви case, если ничего не предпринять, программа провалится вниз на следующую ветвь. Инструкции break и return — наиболее распространенные средства выхода из переключателя. Инструкция break используется также для принудительного выхода из циклов while, for и do-while.
break break break
Вопрос 29
В цикле
while (выражение)
инструкция
вычисляется выражение. Если его значение отлично от нуля, то выполняется инструкция, и вычисление выражения повторяется. Этот цикл продолжается до тех пор, пока выражение не станет равным нулю, после чего вычисления продолжатся с точки, расположенной сразу за инструкцией.
Цикл do-while имеет следующий синтаксис:
do
инструкция
while (выражение);
Сначала выполняется инструкция, затем вычисляется выражение. Если оно истинно, то инструкция выполняется снова и т. д. Когда выражение становится ложным, цикл заканчивает работу. Цикл do-while эквивалентен циклу repeat-until в Паскале с той лишь разницей, что в первом случае указывается условие продолжения цикла, а во втором — условие его окончания.
Опыт показывает, что цикл do-while используется гораздо реже, чем while и for. Тем не менее потребность в нем время от времени возникает, как, например, в функции itoa (обратной по отношению к atoi), преобразующей число в строку символов. Выполнить такое преобразование оказалось несколько более сложным делом, чем ожидалось, поскольку простые алгоритмы генерируют цифры в обратном порядке. Мы остановились на варианте, в котором сначала формируется обратная последовательность цифр, а затем она реверсируется.
/* itoa: преобразование n в строку s */
void itoa(int n, char s[])
{
int i, sign;
if ((sign = n) < 0) /* сохраняем знак */
n =-n; /* делаем n положительным */
i = 0;
do { /* генерируем цифры в обратном порядке */
s[i++] = n %10 + '0'; /* следующая цифра */
} while ((n /= 10) > 0); /* исключить ее */
if (sign < 0)
s[i++] = '-';
s[i] = '\0';
reverse(s);
}
Конструкция do-while здесь необходима или по крайней мере удобна, поскольку в s посылается хотя бы один символ, даже если n равно нулю. В теле цикла одну инструкцию мы выделили фигурными скобками (хотя они и избыточны), чтобы неискушенный читатель не принял по ошибке слово while за начало цикла while.
Вопрос 30
В цикле
while (выражение)
инструкция
вычисляется выражение. Если его значение отлично от нуля, то выполняетсяинструкция, и вычисление выражения повторяется. Этот цикл продолжается до тех пор, пока выражение не станет равным нулю, после чего вычисления продолжатся с точки, расположенной сразу за инструкцией.
Инструкция for
for (выр1; выр2; выр3)
инструкция
эквивалентна конструкции
выр1;
while (выр2) {
инструкция
выр3;
}
С точки зрения грамматики три компоненты цикла for представляют собой произвольные выражения, но чаще выр1 и выр3 — это присваивания или вызовы функций, а выр2 - выражение отношения. Любое из этих трех выражений может отсутствовать, но точку с запятой опускать нельзя. При отсутствии выр1, или выр3 считается, что их просто нет в конструкции цикла; при отсутствии выр2, предполагается, что его значение как бы всегда истинно. Например,
for (;;) {
…
}
есть "бесконечный" цикл, выполнение которого, вероятно, прерывается каким-то другим способом, например с помощью инструкций break или return. Какой цикл выбрать:while или for - это дело вкуса. Так, в
while ((c = getchar()) ==' ' || c == '\n' || c == '\t')
; /* обойти символы-разделители */
нет ни инициализации, ни пересчета параметра, поэтому здесь больше подходит while.
Там, где есть простая инициализация и пошаговое увеличение значения некоторой переменной, больше подходит цикл for, так как в этом цикле организующая его часть сосредоточена в начале записи.
Например, начало цикла, обрабатывающего первые n элементов массива, имеет следующий вид:
for (i = 0; i < n; i++)
...
Вопрос 31
Инструкция continue в чем-то похожа на break, но применяется гораздо реже. Она вынуждает ближайший объемлющий ее цикл (for, while или do-while) начать следующий шаг итерации. Для while и do-while это означает немедленный переход к проверке условия, а для for - к приращению шага. Инструкциюcontinue можно применять только к циклам, но не к switch. Внутри переключателя switch, расположенного в цикле, она вызовет переход к следующей итерации этого цикла.
Вот фрагмент программы, обрабатывающий только неотрицательные элементы массива a (отрицательные пропускаются).
for (i = 0; i < n; i++) {
if (a[i] < 0) /* пропуск отрицательных элементов */
continue;
... /* обработка положительных элементов */
}
К инструкции continue часто прибегают тогда, когда оставшаяся часть цикла сложна, а замена условия в нем на противоположное и введение еще одного уровня приводят к слишком большому числу уровней вложенности.
Вопрос 32
Функция – это программный модуль, блок, единица из которых строится вся программа языка С. Функция выполняет какую-либо конкретную задачу.
Объявление (или описание) функции в программе.
Объявление функции в программе делается в следующей форме:
Тип <имя функции>(список параметров)
Тип функции показывает, какое значение возвращает функция: целое, вещественное, строковое и так далее.
Если тип функции не указан, то подразумевается, что функция вычисляет целое значение типа int.
Список параметров (аргументов) содержит перечень типов и имен величин, разделенных запятыми, и заключенных в скобки. Если функция не имеет параметров, то скобки все равно необходимы, хотя в них ничего не указывается, то есть в скобках в этом случае будет пустое место. Например:
fun1(int a, int b, float d);