Конспект индивидуального занятия с Аминой Мухамедьяровой, 6 лет.
Цель: постановка звука [С]
Задачи:
Блок образовательных задач.
- закреплять правильное произношение звука [С] в слогах, словах, предложениях.
- формирование кинестетического образа звука С (ощущения положения органов артикуляции);
Блок коррекционных задач.
- развитие артикуляционного аппарата
Блок развивающих задач.
-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух
- развитие грамматического строя речи;
-обогащать и расширять словарный запас;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Блок воспитания.
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
- формировать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «сова», картинки с артикуляционной гимнастикой.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)
Прочитать стихотворение:
Мудрейшая птица на свете – сова
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Всё взвесит, но редко-прередко болтает
Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)
Развитие фонематического слуха.
Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.
Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук«с», где звук«с»в середине слова, в конце. Какой по счету звук«с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышитсязвук«с» в слове «лиса».
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы выполнить зарядку, отгадайте загадку:
«Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мне помогал,
Тот и устал».
Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.
Упражнение «Лопатка».
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.
А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
Сделаем упражнение «Чистим зубки».
Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.
Упражнение «Катушечка».
Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук«с».
Постановка звука.
Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук«с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)
Анализ артикуляции.
Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?
- улыбнуться;
- кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);
- боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;
- по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.