Первое знакомство с компьютером.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся получат возможность узнать:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся могут научиться:
- включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания
· осваивать новые виды деятельности
· способность к самооценке своих действий
Регулятивные универсальные учебные действия:
· планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели
· поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений
· формирование умений ставить цель
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
· осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Познавательные универсальные учебные действия:
· построение логической цепи рассуждений
· использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
· извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания
· понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
· использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме
· осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
· осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
2. Текстовая информация и компьютер –9 час. (2+7)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся получат возможность узнать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся могут научиться:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
· способность к самооценке своих действий
Регулятивные универсальные учебные действия:
· контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
· формирование умений ставить цель
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления
· осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Познавательные универсальные учебные действия:
· использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
· извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания
· понимать информацию, представленную в текстовой и табличной форме
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
· осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа – 121 час. (4+8)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся получат возможность узнать:
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся могут научиться:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
· способность к самооценке своих действий
Регулятивные универсальные учебные действия:
· контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
· формирование умений ставить цель
· оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом
· осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Познавательные универсальные учебные действия:
· использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
· понимать информацию, представленную в графической, знаковой, схематической форме
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
· осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Технология мультимедиа.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
Учащиеся получат возможность узнать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся могут научиться:
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
УУД
Личностные универсальные учебные действия:
· положительное отношение к учению, к творческой деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
· способность к самооценке своих действий
· готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ
Регулятивные универсальные учебные действия:
· контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы
· формирование умений ставить цель
· оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом
· осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Познавательные универсальные учебные действия:
· использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
· понимать информацию, представленную в графической, знаковой, схематической форме
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
· осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач