Решение задач с использованием функций
Цель работы.
Изучить и освоить методы составления функций и обращения к ним при решении задач на языке С++.
Подготовка к работе.
Изучить правила составления функций. Необходимо знать основные способы организации взаимодействия основной программы (функции main) и функции, определяемой пользователем [лекция 13].
Теоретическая часть.
Функция в C++ это логически самостоятельная именованная часть программы, состоящая из нуля (в противном случае) или более операторов, объединённых в исполнимый модуль для решения определённой задачи.
Функции нужны для упрощения структуры программы. Разбив задачу на подзадачи и оформив каждую из них в виде функций, мы делаем программу более гибкой и компактной. Передача в функцию различных аргументов позволяет, записав ее один раз, использовать многократно для разных данных.
Неграмотно написанная функция наряду с аргументами использует и глобальные переменные, которые доступны из любого блока текущего файла.
Для использования функции требуется знать только ее интерфейс (правила обращения и общения). Интерфейс функции определяется ее заголовком, потому что в нем указывается все, что необходимо для ее вызова: имя функции, тип результата, который она возвращает, а также сколько аргументов и какого типа ей нужно передать.
Все, что передается в функцию и обратно, должно отражаться в заголовке (объявлении, прототипе). Это не требование синтаксиса, а хорошего стиля.
Формат простейшего заголовка функции:
тип имя ( [ список_параметров ] );
где спецификация тип- задаёт тип возвращаемого функцией значения. Если указание типа отсутствует, то считается, что функция возвращает значение int. Если вместо типа стоит ключевое слово void, то считается, что функция не возвращает в вызывающую программу никакого значения. Особый случай, когда используется тип void* - родовой указатель. В этом случае результат работы функции есть указатель.
Имя - идентификатор произвольного вида, являющийся указателем на функцию, значение которого равно адресу точки входа в функцию.
Список_параметров - это последовательность объявлений формальных параметров, разделённых запятыми. В C++ допускается использование функций без формальных параметров. Такой случай возникает, когда в функцию не передаются никакие аргументы. Тогда, поле формальных параметров может быть пустым, или содержать ключевое слово Void. Допускается определение формальных параметров по умолчанию (см. ниже.).
При вызове функции с формальными параметрами компилятор вставляет в код программы последовательность машинных команд, обеспечивающих запись, перечисленных в списке аргументов в стек.
Определение функции, кроме заголовка, включает ее тело, т.е. те операторы, которые выполняются при вызове функции.
В тексте программы может содержаться произвольное количество объявлений одной и той же функции и только одно определение. Тело функции представляет собой блок, заключенный в фигурные скобки. Для возврата результата, вычисленного функцией, служит оператор return.
Оператор return - необязательный оператор, обеспечивающий выход из функции. Если оператор return используется совместно с выражением, то выход из функции сопровождается передачей вычисленного значения в точку вызова. Тип результата должен совпадать или быть совместимым с типом функции. При отсутствии оператора return выход из функции происходит после выполнения последнего оператора в теле функции.
Для вызова функции надо указать ее имя, а также передать ей набор аргументов в соответствии с указанным в ее заголовке списком. Соответствие должно соблюдаться строго. В определении, в объявлении и при вызове одной и той же функции типы и порядок следования параметров должны совпадать. Для имен параметров никакого соответствия не требуется.
Вызов функции возвращающей значение определенного типа (не тип void), может быть записан в любом месте, где по синтаксису допустимо выражение – в правой части оператора присваивания, в составе выражения, в цепочке вывода и т.д
В C++ определено несколько способов передачи параметров функции и получения результатов вычисления функции, вызывающей средой. Существует четыре специфики передачи параметров функции:
- вызов функции с передачей значений;
- вызов функции с передачей адресов переменных;
- вызов функции с использованием механизма ссылок при передаче параметров;
- посредством глобальных параметров.
Вызов функции с передачей значений. Этот способ передачи параметров обеспечивает передачу копий переменных в стек, организуемый при активизации функции. При этом обеспечивается защита самих переменных от их изменения в функции.
В качестве примера рассмотрим простейшую программу рассчета суммы пар чисел. Головная программа (функция-main) дважды вызывает функцию sum(), которая возвращает ей результат суммирования двух целых чисел (тип int). Результаты выдаются на экран. Определение переменных, ввод их значений и выдача результатов суммирования на экран выполняются в головной функции. Нарисуем блок-схему алгоритма программы (см. рис.4). Как видно из рисунка для каждой функции разрабатывается своя блок-схема алгоритма и каждый вызов функции оформляется отдельным блоком «типовой процесс» (прямоугольник с двойной вертикальной стороной). Обратите внимание также на блоки «начало процесса» и «конец процесса», которые у вызываемой (функция sum()) и вызывающей (функция main()) функций несколько отличаются. Программный код будет выглядеть так:
#include<iostream.h>
int sum(int,int); // объявление функции, т.к. определение
// следует после вызова функции
void main(void)
{int a,b,c,p; // определение используемых переменных
cin >> a >> b >> p; // ввод значений переменных a, b, p
c=sum(a,b); // вызов функции sum() с передачей
// параметров значений
cout <<”Сумма a и b равна ”<< c << endl; // выдача результата
b=sum(p,c); // повторный вызов ф-ции sum()
cout <<”Сумма p и c равна ”<< b << endl;
}
// определение функции
int sum(int d, int l) // заголовок
{ // тело функции
int f;
f=d+l; // суммирование переданных значений
return f;// результат передаётся в точку вызова
}
Рис.4. Блок-схемы вызывающей программы и вызываемой функции sum
Вызов функции с передачей адресов. Этот способ передачи параметров обеспечивает передачу в стек адресов передаваемых данных, что позволяет функции работать непосредственно с данными.
#include<iostream.h>
sum(int,int,int*); // объявление функции
void main( )
{int a,b,c=0;
cin>>a>>b;
sum(a,b,&c); // вызов функции
cout<<c<<endl;
}
void sum(intd,intl,int*f) // определение функции
{
*f=d+l // f – указатель на c
}
Вызов функций с использованием механизма ссылок. Этот способ обеспечивает доступ к передаваемым параметрам посредством определения их альтернативного имени. Например:
#include<iostream.h>
sum(int,int,int&);
void main( )
{
int a,b,c=0;
cin >> a >> b;
sum(a,b,c);
cout << c << endl;
}
//void
sum(int d,int l,int &f)
{
f=d+l; // f- ссылка на c
}
Вызов функции с передачей данных посредством глобальных параметров. Этот способ передачи исходных данных в вызываемую функцию и возвращения результата вычислений путём использования глобальных параметров. Например:
#include <iostream.h>
int a,b,c;
sum(); // объявление функции
main()
{
cin >> a >> b;
sum(); //вызов функции
cout<<c<<endl;
}
sum() // определение функции
{c=a+b; //a,b,c- глобальные переменные
}
Вызов функции с передачей аргументов по умолчанию.В языке С++ начиная с версии 3.11 и выше, определена возможность передачи значений аргументов функции по умолчанию. Этот способ передачи значений параметров используется в том случае, когда необходимо обеспечить передачу только части значений параметров, а не всех.
Объявление значений функции по умолчанию производится путём указания значений аргументов в прототипе функции посредством оператора присваивания.
#include<iostream.h>
float ur(float x,float a=0.,float b=0.,float c=0.);
int main()
{float a=1.,b=2.,c=3.,x=0.5,y;
y=ur(x,a,b,c);
cout<<"введены все аргументы"<<"\n";
cout<<y<<"\n";
y=ur(x,a,b);
cout<<"введены x,a и b"<<"\n";
cout<<y<<"\n";
y=ur(x);
cout<<"введен x"<<"\n";
cout<<y<<"\n";
cin>>a;
}
float ur(float x,float a,float b,float c)
{
return a*x*x+b*x+c;}
На экране дисплея мы получим следующие результаты работы вышеприведенной программы.
Введены все аргументы
4.25
введены x,a и b
1.25
введен x
0.
В языке C++ допустима рекурсия. Рекурсия это способ организации вычислительного процесса, при котором процедура или функция может обращаться сама к себе. Покажем рекурсивную реализацию метода быстрой сортировки. В методе используется процедура половинного разделения, применяемая на 1-ом шаге ко всему массиву, а на следующих шагах – к его фрагменту. На каждом шаге образуются две половинки текущего фрагмента, к которым снова применяется процедура разделения. Если массив сортируется по возрастанию, то в левую половинку записываются меньшие значения, а в правую – большие (если по убыванию, то наоборот).
Одну из возможных версий программы покажем на примере:
#include<iostream.h>
void quicksort(float* arr, int left,int right);
void main()
{const int n = 10;
float ar[n];
int i, l, r;
//cputs(«введите данные о значениях исходного массива»);
for(i=0; i<n; i++){
cout<<”введите а[“<<k<<”] исходного массива \n”;
cin>>ar[i];
}
l = 0; r = n – 1; //левая и правая границы начального фрагмента
quicksort(ar, l, n); // вызов функции
for(i=0; i<n; i++)
printf(“ar[ %d ]= %d \n”, i, ar[i]); // cout<<ar[i]<<” “;
}
void quicksort(float * arr, int left, int right)
{int i = left, j = right; //левая и правая границы фрагмента
float middle = arr[(left + right) / 2];
float temp;
while (i < j) {
while (arr[i] < middle) i++;
while (middle < arr[j]) j--;
if (i <= j) { // замена значений
temp = arr[i];
arr[i] = arr[j];
arr[j] = temp;
i++;
j--;
}
}
if(i < right)quicksort(arr, i, right); /* вызов функции для
сортировки правой половины фрагмента массива */
if(left < j)quicksort(arr, left, j); /* для сортировки левой
половины фрагмента */
}
Процедура разделения реализована в виде рекурсивно вызываемой функции quicksort(), в теле которой есть два обращения к самой себе: для сортировки левой половинки теккущего фрагмента и сортроки его правой половинки.
Однако, у рекурсии есть недостатки:
- такую программу труднее отлаживать, поскольку требуется контролировать глубину рекурсивного обращения;
- при большой глубине стек может переполниться;
- использование рекурсии повышает накладные расходы (в данном случае в стеке сохраняются не два числа, представляющие собой границы фрагмента, а гораздо больше, не говоря уже о затратах, связанных с вызовом функции).
Поэтому рекурсию следует применять с осторожностью.
Задание.
Для выданного преподавателем варианта задачи написать и отладить программу на языке С++, которая содержит функцию (или несколько функций) .
Способ передачи параметров при обращении к функции обоснуйте.
5. Требования к отчету по лабораторной работе:
Отчет должен содержать:
1) распечатку или текст программы с комментариями;
2) блок-схемы алгоритмов главного модуля и функций пользователя;
3) результаты работы программы.
6. Варианты индивидуальных заданий .
1.Вычислить
F=
2. Вычислить
Y= b b=0.5.
f(х) = 5x3 + sin2x,
3. Вычислить
Z= при a=2.5 ,b=4.8 ,c=4.2
если y(x) = x5 * cos2(1/x) .
4. Вычислить
F(x,y)= при x ; hx=0.25; y ; hy=1.25;
если f(z) = 2 * *z.
5. Вычислить
A= , при a=5.62 , c , hc=0.5 ,
если f(x)=sin x2-5x+20lg(x).
6. Вычислить
B= , при a , ha=1, b=2.8 , c=3.2 ,
если f(x)=x3+3x2+arctg x .
7. Вычислить
Zij=f(xi,yj) , при , x=(0.34;0.56;1;3) ,y=(0.76;0.12;2;4)
если f(x,y)=cos(x2+1)sin2y.
8. Вычислить
yi=f(ci)-f(b)-f(a) , при a=6.1; b=4.3; c=(6;7.6;9.5)
если f(x)= .
9. Вычислить
Zij=f(xi,yj) , при , x=(0.1;0.12;4) , y=(3.2;8.39; 3),
если f(x,y)=sin x2/3*e-y2 .
10. Вычислить
y =f(x1)+f(x2)*f(x3) , при x1=0.32; x2=8.5; x3=2; ,
если f(x)= .
11. Вычислить
y =f(x1)*f(x2)/f(x3) , при x1=a2+5; x2=3.14; x3=0; ,
если f(x)= .
12. Вычислить
y =f(x1)+f(x2)-f(x3) , при x1=ln(2.3); x2=cos(1.2); x3=1; ,
если f(x)= .
13. Вычислить
y = , при x1=2.6; x2=8.7; x3=0.1; ,
где f(x)=x3/2+6x2+tg(x) .
14. Вычислить наименьшие значения каждой из трёх функций
x=cos t2; y=cos t3; z=cos t4;
если t ht=0.1 .
15. Вычислить
y=(f(2x1)-f(x1*x2))/f(x3), при x1=3.3; x2=4.2; x3=5.6; ,
если f(x)=sin(x)/x +x sin(1/x) .
16. Вычислить значения индексов, соответствующих наибольшему элементу каждой из трёх произвольно заданных матриц A[5][5], B[5][5], C[5][5].
17. Вычислить номер i , для которого каждая из функций x=t/ln(t) , y=cos(t2/3), определённая на дискретном множестве ti (t ht=0.1), принимает наименьшее значение.
18. Вычислить номера i , для каждого из которых функции
fj(x,cj)= e-(x-cj) *cos(x) ,
определённые на дискретном множестве ti ( c=(0.1; 0.3; 0.5; 0.9) , x hx=0.1 ),
принимают наибольшие значения.
19. Вычислить наибольшие значения каждой из трёх функций
x = , y = , z = ,
на дискретном множестве ti (t ; ht=0.1; a=4).
20. Вычислить
yi=f(x1/5)*f(x2)-f(ci) , x1=0.25; x2=6.5; c=(6;7.6;9.5),
если f(x)= .
21.Определить средние значения для элементов находящихся ниже побочной диагонали
матриц F[5][5], G[5][5], S[5][5].
22. Вычислить
y= , при x1=2.6; x2=8.7; x3=0.1; ,
где f(x)=6x2+tg(x) .
23.Вычислить
Zij=f(xi,yj) , при , x=(0.1;0.5;4) , y=(2.2;8.39; 3),
если f(x,y)=tg x2*e-y2 .
24. Вычислить
Z=
если y(x)=x2*tg2(1/x), при a=1.5 ,b=3.5 ,c=2.2 .
25. Вычислить
y =f(x1)+f(x2)/f(x3) , при x1=0.25; x2=5.5; x3=2; ,
если f(x)= .
26. Вычислить
R = f(n*m,k)+ f2(k,n)-f3(m,n), при k= 3.6; m= 2.2; n = 5
если f(a,b)=sin2(lg(ab))+
27. Вычислить сумму элементов побочной диагонали каждой из матриц А[3][3], B[5][5], D[6][6].
28. Вычислить
D = P3(a[i][j], b[j][i]) – Р(i, j), где i [0; 4], j [0; 5],
если P (k, h) = - 1.
29. Вычислить сумму отрицательных элементов каждой из матриц А[3][3], B[4][3], D[5][4].
30. Вычислить минимальное из положительных элементов каждого из массивов N(11) и M(11)
Контрольные вопросы.
1.Основные правила составления функций.
2.Объяснить назначение оператора return.
3.Какие типы функций поддерживаются языком C++?
4.Место расположения функции по отношению к основной программе.
5.Какие типы формальных и фактических параметров поддерживаются языком C++?
Список рекомендуемой литературы.
Основная:
1. Канцедал С. А. Алгоритмизация и программирование [Текст] : учебное пособие / С.А. Канцедал. - М. : ИНФРА-М, 2008 ; М. : Форум, 2008. - 352 с. : ил. - ISBN 978-5-8199-0355-1 : 157.41
2. Колдаев В. Д. Основы алгоритмизации и программирования [Text] : учебное пособие / В.Д.Колдаев ; Под. ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М. : ИД ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. - 416 с. : ил. - ISBN 978-5-16-002690-9 : 116.05
3. Павловская Т. А. С/С++ Программирование на языке высокого уровня [Text] / Т.А.Павловская. - СПб. : Питер, 2009. - 461 с. : ил. - ISBN 978-5-94723-568-5 : 176.99
5. Павловская, Т. А. С/С++ Структурное программирование [Text] : практикум / Т.А.Павловская, Ю.А.Щупак. - СПб. : Питер, 2007
6. Пантелеев А. В. Методы оптимизации в примерах и задачах [Text] : учебное пособие / А.В. Пантелеев, Т.А. Летова. - 3-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2008. - 544 с. : ил. - ISBN 978-5-06-004137-8 : 633.93
7. Культин, Н. С/С++ в задачах и примерах [Text] / Н. Культин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : БХВ - Петербург, 2011. - 368 с. : ил. эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-94157-406-3 : 233.26
8. Козырь О.Ф. Программирование и основы алгоритмизации. Методические указания к выполнению лабораторных работ.(очная и заочная формы обучения) - Старый Оскол: Изд-во СОФ МИСиС, 2012.
9. Бритик В.И., Козырь О.Ф. Программирование и основы алгоритмизации. Основы программирования. Основы программирования и алгоритмизации. Методические указания к выполнению домашних и курсовых работ (очная, очно-заочная и заочная формы обучения) - Старый Оскол: Изд-во СОФ МИСиС, 2008 – 60 с.
10. Козырь О.Ф. Программирование и основы алгоритмизации. Методическое пособие (очная и заочная формы обучения) - Старый Оскол: Изд-во СОФ МИСиС, 2008.
Дополнительная:
1. Агальцов В. П. Математические методы в программировании [Текст] : учебник / В.П.Агальцов. - 2-е изд, перераб. и доп. - М. : ИД "ФОРУМ", 2010. - 240 с. : ил. - ISBN978-5-8199-0410-7 : 175.01
2. Чиртик, А. А. Программирование на C++. Трюки и эффекты [Text] / А.А.Чиртик. - CПб : Питер, 2010. - 352 с. : ил + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-49807-102-2 : 319.99
3. Крячков А. В. Программирование на С и С++. Практикум [Text] : учебное пособие для вузов / А.В. Крячков, И.В. Сухинина, В.К. Томшин ; под ред. В.К. Томшина. - 2-е изд., испр. - М. : Горячая линия-Телеком, 2000. - 344 с. : ил. - ISBN 5-93517-014-0 : 58.50 , 69.30