Методические указания по выполнению лабораторных работ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Тверской государственный технический университет»

Методические указания по выполнению лабораторных работ

по дисциплине «Интернет в административном управлении»

Лабораторная работа № 1

Часть первая

Первый скрипт познакомит вас с самыми основами создания и размещения JavaScript на веб-странице. Вы узнаете о том, что можно и чего нельзя делать в JavaScript. Первый скрипт помещает текст на веб-страницу. В данном случае текст будет красного цвета.

Скрипт

<SCRIPT LANGUAGE="javascript">

document.write("<FONT COLOR='RED'>Это красный текст</FONT>")

</SCRIPT>

Что такое JavaScript?

Во-первых, это не Java. Java — это язык программирования, разработанный в Sun Microsystems. А JavaScript придумали люди из Netscape. Но это не единственное отличие. Оба языка представляют собой ООР (Object Orientated Programming, объектно-ориентированный язык программирования). Это значит, что с их помощью можно строить небольшие объекты, из которых потом складывается целое. Главное отличие в том, что Java позволяет создавать совершенно самостоятельные события. «Java-applet» («приложения») может запускаться с веб-страницы, но на самом деле это полностью независимая программа, хоть и маленькая. К тому же ее нельзя просмотреть в виде текста. Для запуска ее необходимо «транслировать» в то, что называется «машинным языком». Netscape как бы упростил Java до набора более простых команд. JavaScript не может существовать сам по себе, он должен находиться внутри веб-страницы, а веб-страницу необходимо просматривать в браузере, который понимает язык JavaScript (скажем, Netscape Communicator и Internet Explorer). Для начала запомните, что JavaScript — это не HTML! У JavaScript и HTML очень похожие правила. Во-первых, JavaScript располагается внутри документа HTML. JavaScript сохраняется в виде текста вместе с документом HTML. Главная же разница в том, что в HTML имеет довольно расплывчатые правила. Не имеет значения, сколько пробелов вы оставляете между словами или абзацами. У JavaScript четкая форма. И пренебрегать ею можно лишь изредка. Например, вторая строка нашего скрипта выглядит следующим образом:

document.write("<font color='red'>Красный текст</font>")

То есть, целиком находится на одной линии и должна сохранять свою форму.

Всегда редактируйте свою работу в текстовом редакторе без полей. Имеется в виду не очень широкую страницу, а ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ПОЛЕЙ.

Для JavaScript очень важен РеГиСтр. Некоторые скрипты по-разному действуют в Нетскейпе и Експлорере.

Разбор скрипта

Начнем с первой строки:

<SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">

Это код HTML, который дает браузеру понять, что с этого места начинается JavaScript. Все скрипты начинаются с такой команды. А как насчет части LANGUAGE(язык)="JavaScript"? Есть еще и другие типы скриптов, например, VBS. Так что ваша команда LANGUAGE не даст браузеру запутаться.

Этим: </SCRIPT> ...заканчивается любой JavaScript без исключений. Помните, начинаем с <SCRIPT LANGUAGE="javascript"> и заканчиваем </SCRIPT>.

Вот основная часть скрипта:

document.write("<FONT COLOR='RED'>Это красный текст</FONT>")

Указывается DOCUMENT (документ HTML) и те изменения, которые в нем произойдут — что-то будет написано (WRITE). То, что будет написано, находится в скобках. DOCUMENT представляет собой object (объект). Слово WRITE (писать), отделенное точкой, называется method (методом объекта). Текст в скобках называется instance (примером метода), он передает то, что происходит, когда метод воздействует на объект. Имейте в виду, что текст внутри скобок находится в кавычках. Текст в кавычках представляет собой простой HTML. Команда <FONT> делает текст красным. Обратите внимание, что дальше идут одинарные кавычки. Если поставить двойные, JavaScript решит, что это конец строки, и получится, что только часть вашего текста будет применена к объекту, а это уже ошибка.

Запомните: внутри двойных кавычек ставятся одинарные.

Задание

Измените скрипт так, чтобы вышли две строки текста, красная и синяя. Но вам придется дописать несколько команд Javascript, а не просто добавить немного HTML к приведенному примеру. Используйте команду <BR> в конце первого примера, чтобы текст располагался на двух строках.

Попробуйте изменить заголовок страницы с помощью скрипта, используя, для этого соответствующий тег (<title>). Попробуйте добавить на страницу список содержащий 3-5 элементов (это тоже необходимо сделать с помощью скрипта).

Часть вторая

JavaScript — это чрезвычайно логичный язык, требующий, чтобы все шло своим чередом, друг за дружкой. Допустим, у вас 10 ошибок в длинном скрипте. Сообщения накладываются одно на другое, и последняя обнаруженная компьютером ошибка окажется сверху. Не набрасывайтесь на нее сразу, возможно, в действительности ее даже не существует. Может случиться так, что первая ошибка в скрипте и вызовет все остальные. Так что исправлять их следует от начала документа HTML. Поэтому исправляйте ошибки по одной от начала до конца. И каждый раз, исправив одну ошибку, запускайте скрипт. Можно получить 20 окошек с восклицательным знаком, а исправлять придется одну или две ошибки.

«Определение отсутствует» – Эта ошибка сценария тоже часто встречается. Она означает, что в скрипте что-то не согласовано. Случаются и банальные опечатки. Приглядитесь к тексту повнимательнее, опечатки случаются чаще, чем можно себе представить. Вот практически все, что на данном этапе можно сказать про ошибки.

Задание

Ниже приведен текст скрипта.

<html>

<head>

<title>Испорченный скрипт</title>

<link REL="STYLESHEET" TYPE="text/css" HREF="blue1.css" tppabs="http://jsp.newmail.ru/blue1.css">

</head>

<body>

<script LANGUAGE="JavaScript">

...x

dothis = new Date()

month = dothis.getMonth()

month = (month * 1) + 1

day = dothis.getDate()

year = dothis.getFullYear()

document.wrte(" ",day,"/",month,"/",year," ")

</script>

<p>"Попробуйте найти ошибку!"</p>

</body>

</html>

Скопируйте его в новый тесктовый файл с расширением html и откройте в Internet Explorer. Загружая страницу, браузер должен выдать вам два сообщения об ошибке. Исправьте их. Некоторые команды покажутся вам незнакомыми, но это неважно. Из сообщения вы получите достаточно информации, чтобы наладить скрипт. Если он заработает, то на странице появится сегодняшняя дата. Каждая ссылка откроется в новом окне.

Подсказка: возможно, сначала вы получите только одно сообщение. Вторая ошибка появится, когда вы исправите первую.

Часть третья

Работа с Датой-Временем

Рассмотрим семь методов объекта: getDay(), getDate(), getMonth(), getYear(), getHour(), getMinute(), и getSecond() (получитьДень, Число, Месяц, Год, Час, Минуту, Секунду). Все они уже существуют, их можно взять и поместить на страницу.

Разберем скрипт:

<SCRIPT LANGUAGE="JavaScript">

//Скрипт отмечает точную дату и время вашего прибытия на страницу

Now = new Date();
document.write("Сегодня " + Now.getDate()+
"-" + Now.getMonth() + "-" + Now.getFullYear() + ".
Вы зашли на мою страницу ровно в: " + Now.getHours() +
":" + Now.getMinutes() + " и " + Now.getSeconds() +
" секунд.")

</SCRIPT>

Результатом всех методов являются цифры и об этом необходимо помнить. Даже метод getDay(), который отвечает за день недели, выражается цифрой от единицы до семи. Начнем с месяца. Как уже говорилось раньше, getMonth() — это метод, отвечающий за месяц. getMonth() является методом объекта Date. Взгляните на скрипт еще раз. Date занимает отдельное место в команде:

Now = new Date();

Таким образом устанавливается объект, с которым будет работать метод getMonth(). Имея дело с датой и временем, всякий раз пользуйтесь той же схемой. Нужно создать объект. Объект называется Now. Команда говорит: Now — это объект, который представляет new Date(). Дата обязательно должна быть новой. Таким способом вы будете получать новую дату каждый раз, когда заходите на страницу или обновляете ее.

Обратите внимание и на точку с запятой в конце. Она указывает на то, что строка JavaScript закончена.

Нам нужно напечатать месяц на странице, значит, где-то должна быть команда document.write().

Для слияния текста используется знака «плюс» + между элементами. Объект и метод разделены точкой, так что команда напечатать месяц выглядит так: Now.getMonth().

И вот что получилось:

<SCRIPT LANGUAGE="javascript">

//Скрипт напечатает на странице номер месяца

Now = new Date();
document.write("Сейчас месяц " + Now.getMonth())

</SCRIPT>

Метод Now.getFullYear сообщит год.

Задание

Необходимо написать скрипт, который поместит на вашу страницу дату, разделенную дробями /. Приветственный текст должен быть зеленого цвета. Также отметьте, что это вы написали скрипт, потому что... так оно и есть!

Часть четвертая

Работа с переменными

Рассмотрим два случая работы с переменными: получение информации от пользователя и создание самостоятельных переменных в JavaScript.

Снова понадобится стандартный формат от <SCRIPT LANGUAGE="javascript"> дo </SCRIPT>. Вот что мы собираемся сделать: мы спросим у пользователя, как его зовут, и присвоим этому имени переменную. Как только переменная будет присвоена, мы сможем ввести ее в строку document.write, которая напечатает это имя на странице.

Рассморим скрипт

<SCRIPT LANGUAGE="javascript">

/* Скрипт предназначен для того, чтобы получить
от пользователя информацию и поместить ее на страницу */
var user_name = prompt ("Напишите свое имя","Здесь");
document.write("Привет, " + user_name + "! Милости просим!");

</SCRIPT>

Примечание: Текст в скобках должен располагаться на одной строке

Вот новые команды : /* */

Она означает комментарий внутри скрипта. Так же можно воспользоваться двойной дробью //, отделяющую текст вашего комментария от скрипта. Это то же самое, но лучше. Двойную дробь необходимо ставить в начале каждой новой строки. Эти же команды годятся для пространных комментариев. Нужно поставить /* в начале и */ в конце, и все, что окажется между этими знаками, останется комментарием и не войдет в скрипт.

Создание переменной

Переменные имеют первостепенное значение в JavaScript. Например, Вы назначаете имя, состоящее из одного слова, функции JavaScript. Можно поместить дату на страницу с помощью метода getDate(). В строке document.write мы написали метод getDate() целиком. Но если нужно было бы написать это десять раз на одной и той же странице?

Потому и вводим переменную, которая должна представлять окончательный результат метода. Возьмем, к примеру, переменную d. Тогда нам нужно будет только однажды написать getDate() и назначить методу переменную d. И на протяжении всего оставшегося скрипта будем просто писать d там, где нужно поставить дату.

Вернемся к примеру:

Вот строка из скрипта, которая назначает переменную:

var user_name = prompt ("Напишите свое имя","Здесь")

Переменная была создана по следующей схеме:

  • var (от variable, переменная) объявляет, что следующим словом будет имя переменной.
  • user_name (имя пользователя) — имя переменной. Оно необязательно должно быть таким длинным.
  • Помните, что регистр имеет значение для JavaScript, следовательно, если вы назвали переменную Dog, то буква D каждый раз должна быть заглавной, иначе браузер посчитает их за два разных слова.
  • Здесь нет никаких кавычек, просто ставьте одно слово за другим, как показано выше.
  • Знак равенства = указывает на то, что переменная будет равна результату следующей команды.
  • В нашем случае переменная будет представлять результат, полученный с помощью окна запроса.

Команда Prompt

Вданном примере используется новая командой prompt (запрос). Это метод, вызывающий окно для ввода значения переменной. Вот формат запроса:

var variable_name = prompt("Текст в окне","Текст в строке ввода")

Имя переменной включенo в схему скрипта, иначе вы получили бы запрос, но полученные им данные никуда бы не пошли.

Если вам интересно...

  • Чтобы строка ввода оставалась чистой, ничего не пишите между второй парой кавычек.
  • Если вы не укажете в скобках второй пары кавычек, в строке появится слово undefined.
  • Если вы написали что-либо в строке ввода и пользователь выберет ОК, ничего не меняя, на странице появится то, что вы написали.
  • Если в строке ввода ничего нет и пользователь выберет OK, ничего не вписав, на странице появится слово null.

Продолжим разбор

Перейдем к основной части:

var user_name = prompt ("Напишите свое имя","Здесь");

document.write("Привет, " + user_name + "! Милости просим!");

  • Имя переменной user_name присвоено результату запроса.
  • prompt просит пользователя написать свое имя.
  • В строке ввода читаем: "Здесь."
  • Точка с запятой в конце строки.
  • document.write вызывает текст "Привет, ".
  • Знак плюс + отмечает, что все элементы идут друг за другом.
  • user_name вводит результат запроса. Никаких кавычек — эти слова не нужны нам на странице.
  • Еще плюс.
  • "! Милости просим!" завершает текст.
  • Точка с запятой.

Задание

Наши рекомендации